Красноярский край входит в пятерку лидеров страны по уровню информатизации здравоохранения. Но что это за процесс, как он будет проходить и что даст в итоге каждому из нас, многие пока смутно представляют. О том, как информатизация здравоохранения изменит жизнь пациентов и врачей и какие электронные новшества уже внедрили в медучреждениях края, мы поговорили с заместителем министра здравоохранения Красноярского края Дмитрием Поповым.
Информатизация медицины – что уже изменилось?
Дмитрий Владимирович, какие «плоды» информатизации здравоохранения уже сегодня доступны пациентам и врачам Красноярского края?
Сразу скажу: мы только начали внедрять региональную медицинскую информационную систему (РМИС). Сейчас создаем единую базу сведений о пациентах, поэтапно подключаем к РМИС пилотные медучреждения – их пока восемь. Это краевая клиническая больница, БСМП, 20-я больница, онкологический диспансер, центр охраны материнства и детства, краевая больница №2, межрайонная больница №4 и краевой госпиталь для ветеранов войн. На очереди – другие краевые клиники, поликлиники Красноярска, межрайонные больницы края в Канске, Ачинске, Лесосибирске и др. К 2020 году все медорганизации края «вольются» в РМИС, а потом и эта система станет частью единой медицинской базы страны.
Для удобства пациентов
Что информатизация здравоохранения уже сегодня дала пациенту? Во-первых, электронную веб-регистратуру, позволяющую записаться на прием к врачу через интернет. Ей пользуются в основном молодые родители, пациенты среднего возраста, жители территорий края. В цифрах это около 9% от всех обращений пациентов. Во-вторых, возможность дистанционно консультироваться со специалистами краевых медучреждений – это экономит время больного, а иногда избавляет от необходимости ехать в Красноярск. Если же человеку надо пройти обследование в краевой больнице, то «сквозная» запись, которую мы будем внедрять, поможет сделать это за день.
Для облегчения работы врачей
Теперь о врачах. В пилотных медучреждениях, где информационная сеть связывает поликлинику, стационар и диагностическую службу, доктор может, не выходя из кабинета, получать результаты анализов в электронном виде. С помощью компьютера ведется и история болезни пациента: врач заносит в ПК свои наблюдения, назначения, операционные протоколы. Аналогично оформляется и электронная медицинская карта больного (ЭМК). Причем все записи – в читабельном виде. А главным врачам благодаря информатизации стало проще отслеживать загруженность коечного фонда и специалистов в больнице, планировать расходы своего медучреждения и т.д.
А что информатизация дала здравоохранению в районах края?
Телемедицинская система
В территориях края мы активно внедряем региональную телемедицинскую систему. Это когда врачи из районных больниц могут в режиме онлайн консультироваться с коллегами из ведущих клиник края. Возьмем, к примеру, удаленное ЭКГ-консультирование. Оно позволяет докторам из территорий в режиме онлайн передавать электрокардиограммы врачам краевой больницы. Те оперативно дают рекомендации, допустим, нужно прямо сейчас провести тромболитическую терапию. А вовремя сделать это – значит спасти жизнь человеку, сохранить здоровье.
Приведу статистику: за 2013 год в краевой больнице обработали свыше 20 тысяч ЭКГ из районов края, за 9 месяцев 2014 года – более 18,5 тысяч.
Перинатальный мониторинг
Есть еще перинатальный мониторинг, благодаря которому врачи межрайонных больниц консультируются со специалистами краевого центра охраны материнства и детства. Они дистанционно наблюдают за будущими мамами, и если беременность «сложная» – принимают решение, как и где будут проходить роды. Результат – снижение младенческой и материнской смертности. Кроме того, врачи районных медучреждений могут по видеосвязи получать консультации специалистов центра медицинской генетики. За 10 месяцев этого года проведено уже более 300 таких консультаций: у 69 пациенток выявили пороки развития плода.
Региональная телемедицинская система также включает мониторинг пациентов со сложными сочетанными травмами, архив медицинских изображений края, где хранятся более 48,5 тысяч исследований пациентов – снимки КТ, МРТ, УЗИ и др. Обмениваться ими для врачей из районных и краевых медучреждений стало очень просто, плюс есть гарантия, что электронные снимки не потеряются. Теперь в наших планах – внедрить мониторинг по педиатрии, пневмонии.
Когда у жителей края появятся электронные медкарты?
Отдельные аспекты ЭМК (электронные медицинские карты) уже используются в программах «Поликлиника» и «Стационар». Так, с помощью «Стационара» врачи могут передавать результаты выписок стационарного лечения пациентов в поликлиники. Однако пока информация о пациентах раздробленная: есть отдельные результаты исследований, отдельные записи специалистов. Все эти сведения нужно объединить, тогда электронная медкарта (ЭМК) будет давать полное представление о здоровье пациента. Думаю, к 2016 году мы сможем создать электронные медкарты для 60% жителей края.
Сейчас совсем отказаться от бумажных медкарт нельзя: по закону врач должен удостоверить свои заключения подписью, в ЭМК она должна быть электронной. Но для такой подписи сегодня только разрабатывают нормативно-правовую базу на федеральном уровне. Это не быстрое дело, ведь речь идет об изменении законодательства, о защите персональных данных. Когда вопрос с электронной подписью урегулируют, мы сможем полностью отказаться от бумажных карт. А от лишних бумаг и некоторых журналов, что дублируют информацию и отнимают время врачей, мы уже сейчас избавляемся.
В ЭМК будут вносить всю информацию о пациенте. А результаты исследований и анализов, которые человек за свои деньги сдает в частных клиниках, будут добавлять в электронную карту?
Мы обговаривали этот вопрос с частными медорганизациями. Безусловно, они тоже должны быть в общем медицинском информационном пространстве, ведь сегодня немало пациентов пользуются услугами частных клиник. Как мы будем интегрировать эту информацию, еще будет обсуждаться. Что касается частных клиник, которые захотят работать в системе ОМС, то для них введение ЭМК будет одним из обязательных условий.
Защита персональных данных ЭМК – какие гарантии?
Пациенты могут быть уверены, что их персональные данные надежно защищены, что медицинская тайна будет соблюдаться, когда введут ЭМК?
Защита персональных данных – одно из ключевых условий для информатизации здравоохранения. Чтобы обеспечить ее, будут использоваться надежные серверы, все необходимые системы. В то же время у пациента, если он слишком переживает за сохранность своих данных, есть возможность отказаться от личных кабинетов (скоро такие появятся у пациентов краевой больницы) и других электронных новшеств. Граждан будут спрашивать, согласны ли они, чтобы их персональная информация передавалась по такому-то ресурсу. Если да – нужно будет удостоверить это своей подписью.
Вопросы конфиденциальности данных очень скрупулезно прорабатываются. В тех медучреждениях, где мы внедряем информационные системы, есть четкая система допусков – что может видеть врач, администрация больницы и др. У медперсонала
есть ограничения в допуске к информации о пациентах, например, о больных с ВИЧ-инфекцией.
Что мешает информатизации здравоохранения?
Не во всех регионах страны информатизация здравоохранения проходит гладко. Что «тормозит» этот процесс в нашем крае?
Нет какой-то одной причины, это скорее комплекс технических, законодательных проблем. Есть немало неурегулированных нормативно-правовых вопросов. Пока их на федеральном уровне не решат, мы на региональном тоже будем ограничены в возможностях – в упразднении бумажных льготных рецептов, к примеру. А есть чисто технические трудности: в некоторых районах края, особенно в северных территориях, проблемы с интернетом. Наверное, там придется создавать локальные информационные системы, из которых информация будет «выгружаться» вечером или в ночное время, когда нагрузка на интернет минимальная. В общем, проблемы есть, но они решаемые. И судя по тому, что Красноярский край – в числе первых по степени информатизации здравоохранения, – мы с трудностями неплохо справляемся.
А как будут справляться с трудностями медики и пациенты старшего поколения, для которых информационные технологии и даже компьютер не очень привычны и понятны?
Информатизацияздравоохранения – это не революция, а эволюция. Мы не собираемся совершать переворот, немедленно изменить всю систему здравоохранения. Вот, например, современный ребенок в 2 года может без труда найти нужную картинку на смартфоне – это наш будущий пациент, а мои родители, люди в возрасте – сегодняшние пациенты. Им проще записаться к врачу по телефону или лично в регистратуре, а не через интернет. Это их право, и никто их его не лишит. Какими бы темпами ни шла информатизация здравоохранения, мы понимаем, что в обозримом будущем 100% пациентов не будут пользоваться электронной записью и другими подобными услугами.
Если говорить о медперсонале края, то 23% у нас – люди пенсионного возраста. Кто-то пользуются компьютером, кто-то – нет. Некоторые поначалу в штыки восприняли технические новинки в работе, мол, «я столько лет работал так, мне удобно, не хочу ничего менять». Мы с пониманием относимся к этому, но стараемся показать медработникам, что информатизация здравоохранения не усложнит их работу, а наоборот, освободит время для пациента, избавит от ненужных бумаг. А чтобы человек понял, как с информационными системами и просто с компьютером работать, открыты специальные курсы в краевом медицинском информационно-аналитическом центре. Там все объяснят и покажут.
Новые технологии – это не так сложно, как кажется. Я сам видел, как врачи в возрасте понемногу осваивают компьютер. Пока неуверенно печатают на клавиатуре данные осмотра пациента, но уже находят в информатизации здравоохранения свои плюсы, признаются: стало легче работать.
Автор Анастасия Леменкова