По мнению врачей, ребенок должен начать разговаривать предложениями в два-три года. Если этого не происходит, возможно, следует обратиться к специалистам, чтобы помочь малышу рассказывать миру о себе.
Часто слышу от родителей, чьи дети не говорят в 2-3 года:
– У нас папа первое слово в четыре сказал. И ребенок заговорит, это у него наследственное.
– Ой, да я его в садик отдам, он там разговорится!
– Старшая дочь в 2,5 года стишки рассказывала, а сын молчит. Как захочет что-то – рукой показывает или плакать начинает. Но это же нормально, мальчики начинают говорить позже девочек.
– Она все знает, понимает, не говорит только. Придет время и заговорит, не «созрела» еще.
Между тем время не идет – бежит, а ребенок молчит.
Как развивается речь ребенка
Родители ждут, когда их чадо начнет говорить предложениями. Но сразу он не сможет этого сделать, ведь, развиваясь, речь ребенка проходит несколько этапов:
- В 2-3 месяца на смену крику приходит гуление. Развивается понимание речи, интонации.
- 7-9 месяцев – лепет (да-да-да, та-та-та, ма-ма-ма).
- 9-12 месяцев – малыш начинает осознанно употреблять двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов (пи-пи, ма-ма, ба-ба).
- Один год – речь становится более осмысленной. Ребенок практически не пользуется жестами или мимикой для получения желаемого предмета.
- Полтора-два года – в речи появляются глаголы, предложения, состоящие из 2-3 слов. Словарный запас ребенка равен 300-400 словам.
- К трем годам ребенок говорит о себе от первого лица («Я буду….»), предложения становятся развернутыми.
- 4 года – правильное произношение свистящих и шипящих, нет смягчения согласных.
Что должно насторожить родителей
Есть «звоночки», своеобразные сигналы, которые показывают, что что-то с развитием речи ребенка не так:
- Малыш не реагирует на звуки и свое имя, гуление однообразно.
- Произносит часть слова или переставляет в нем слоги (воа – вода, даво-вода).
- Не говорит предложениями, нет глаголов, местоимения «Я». Грамматически предложения построены неправильно («Катя будет» вместо «Я буду»).
- Во время речи язык высовывается между зубов, говорит «в нос», артикуляция нарушена, замена или перестановка звуков в слове.
К какому врачу обратиться и какие обследования необходимо пройти
К какому специалисту обратиться, если вы заметили несколько «звоночков» – состояние речи, которое может сигнализировать о нарушениях? Понять, правильно ли развивается речь ребенка, можно только после комплексного обследования малыша логопедом, психологом и неврологом. Поэтому мы советуем вам обратиться сразу к трем специалистам.
Задать вопрос Онлайн. Бесплатно |
Логопед обследует артикуляционный аппарат ребенка: прикус, подъязычную уздечку, состояние и движения языка. Также он оценит, насколько ребенок понимает речь окружающих, проанализирует, как ваш малыш произносит и слышит звуки.
Психолог проверит интеллектуальное развитие ребенка: память, мышление, внимание – его эмоционально-волевую сферу и навыки общения. Но заключение о том, есть задержка речевого развития или нет, выносит невролог. К нему вам следует обратиться после того, как вы уже посетили психолога и логопеда. Невролог оценивает уровень моторного, психического и речевого развития и, объединив результаты всех исследований, выносит окончательное решение.
Однако если у врача-невролога возникли сомнения, он может назначить дополнительное обследование: электроэнцефалографию (ЭКГ), компьютерную томографию (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). С помощью этих методов врачи обследуют структуру и развитие головного мозга.
Так ЭКГ используют для выявления эпилептической активности и оценки активности головного мозга после пережитого менингита или энцефалита. С помощью КТ врач получает томографию головного мозга в различных плоскостях, на которой можно увидеть, какие его отделы поражены и есть ли среди них речевой. МРТ показывает структуру вещества и сосудов головного мозга, дает данные, которые не показывают КТ и рентген.
Советы родителям
Не только специалисты, но и родители могут помочь ребенку в развитии речи. Для этого нужно выполнять несколько простых рекомендаций:
- Телевизор – не друг вашему ребенку. Ограничивайте его просмотр, он не должен работать фоном во время игры ребенка с игрушками.
Играйте с ребенком, проговаривайте действия игрушек, пусть игрушки «говорят» разными голосами: кошка – «мяу», мишка – «э-э-э», собака – «ав-ав», мышка – «пи-пи».
- Говорите правильно, не искажайте слова, не «сюсюкайте».
- Пойте песенки, читайте книги. Вы можете начать сказку или песенку, а ребенок закончит ее. Следите за тем, на каком уровне по отношению к ребенку вы находитесь – он должен видеть ваше лицо, то, как выговорите, поэтому наклонитесь к нему или сядьте рядом.
- Проговаривайте все, что видите вокруг. Давайте простые инструкции, употребляйте в речи последовательность ваших действий «Сначала – потом».
- Покажите, как вы действуете с предметами, это поможет ребенку узнать функциональное назначение окружающего: для чего нужны ложка, мяч, веник, лопата и так далее.
- Любите, хвалите своего ребенка. Не сравнивайте его ни с кем! Не говорите: «Миша сам пуговицы застегивает. А ты!» Только вы можете дать своему ребенку уверенность в себе, но из-за излишней критики вы же можете сделать его несчастным.
Автор логопед Галина Сенинг
Спасибо за статью!!!