18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школь...

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?

Фото Если у ребенка нарушен темп речи

Фото Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие

Фото Где право, а где лево: как научить ребенка ориентироваться в пространс...

Фото Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?

Фото Что делать, если у ребенка нарушена просодика – выразительная сторона ...

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: коррекция

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: причины, виды, симптомы

Фото Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекц...


Речевое развитие ребенка: где норма, а где отставание?

    Комментариев: 0     версия для печати
Речевое развитие ребенка: где норма, а где отставание?

Дети постигают правильную речь долго и постепенно. Для каждого возраста есть своя норма. Зная ее, родители могут определить, насколько хорошо развита речь ребенка для своих лет, и есть ли отставание в речевом развитии. Что должен уметь малыш в 1, 2, 3, 4 года, могут ли родители исправить речь ребенка без логопеда, и в каких случаях без помощи специалиста не обойтись – на эти и другие вопросы ответила логопед-дефектолог клиники «Бионика» Галина Татаренко.

 

Как определить, есть ли у ребенка проблемы с речевым развитием?

Галина Татаренко, БионикаГалина Татаренко: К первому году жизни нормально развивающийся малыш говорит несколько «лепетных» слов, понимает простые инструкции, сопровождающиеся жестами («не трогай», «дай маме ручку» и др.). К 2 годам ребенку уже ясны двухступенчатые инструкции («сходи на кухню и принеси кружку»), в его словарном запасе накапливается как минимум 50 слов и есть коротенькие предложения. В этом возрасте дети могут правильно произносить звуки: [м, ф, п, б, т, д, в, н, г, к]. Если к 2,5 годам малыш так и не начал разговаривать, или у него не сформирована элементарная фразовая речь – значит, есть отставание в речевом развитии, нужно обратиться к логопеду.

 

В 3 года речевая диагностика у логопеда необходима всем ребятишкам, особенно тем, которые наблюдаются у невропатолога, и тем, у чьих мам была сложная беременность или роды. Вообще логопедический кабинет надо посещать ежегодно – это поможет следить за динамикой формирования речи.

 

Трехлетний ребенок постепенно учится правильно «складывать» разные слова в предложения, а к 3,5 годам в его словарном запасе появляется много прилагательных.  К 4 годам малыш осваивает сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, употребляет союзы (куда, что, сколько) и предлоги (до, по, после, вместо, из-под, из-за),  «свистящие» звуки [з,с ц], а также звуки [э, ы]. Чуть позже добавляются шипящие – [ж, ш, ч, щ], звуки [р, л]. К 5 годам ребенок окончательно усваивает обиходные слова, пользуется обобщающими понятиями (овощи, одежда), произносит слова без пропусков или перестановки слогов и звуков. Исключение –  некоторые незнакомые трудные слова. Если речь ребенка серьезно отличается от этих норм, стоит обратиться к специалисту.

 

Могут ли родители самостоятельно исправить речь ребенка?

Галина Татаренко: Роль родителей и близких людей в речевом развитии малыша очень велика. Чтобы увидеть положительные изменения, иногда достаточно лишь указать ребенку на верное произнесение звука. Могут потребоваться и дополнительные меры, например, артикуляционная гимнастика. Если же несмотря на ваши усилия, чадо после месяца занятий все равно не может правильно произносить звуки – пора на прием к логопеду. Дальнейшие попытки самостоятельно исправить речь лишь усугубят проблему: ребенок привыкнет к неправильному произношению, либо вовсе не захочет больше заниматься.

 

Кстати, родителям нужно следить и за своей речью: от 1 года до 6 лет их манера говорить для детей – образец для подражания.

 

Вот несколько важных правил для родителей:

  • не подражайте детской речи: не нужно искажать звукопроизношение, говорить с ребенком  «лепетным» языком
  • общаясь с малышом, не перегружайте свою речь непонятными выражениями труднопроизносимыми словами.
  • новые слова станут понятнее, если будете не просто их объяснить, но и наглядно иллюстрировать
  • следите, чтобы ваша речь была плавной, но четкой и эмоционально выразительной
  • задавайте ребенку только конкретные понятные вопросы, не торопите его с ответом. Ни в коем случае не передразнивайте детей и не наказывайте за ошибки в речи
  • чаще читайте детям стихи, подходящие по возрасту;
  • старайтесь развивать мелкую моторику кистей рук ребенка, слуховое внимание и подвижность артикуляционного аппарата.

 

Что делать, если ребенок плохо пишет и читает, забывает или путает буквы?

Галина Татаренко: Читать – значит переводить написанное слово в звучащее. Учась чтению, ребенок сначала пытается опознавать буквы и соотносить их со звуками, потом соединяет буквы в слоги, а слоги – в слова. Со временем эти действия автоматизируются, ребенок сможет концентрироваться на понимании прочитанного.

 

РебенокДо конца 1-го класса сложно говорить о нарушениях чтения и письма, речь идет скорее о несформированном навыке. Однако если ребенок и дальше пропускает, «переставляет» или заменяет буквы, нужно, не теряя времени, обратиться к логопеду. Помощь специалиста необходима и если ребенок путает расположение элементов букв, пишет их зеркально (не в ту сторону). Такие нарушения – чаще всего результат несформированных пространственных представлений. А затруднения в составлении картинок из фрагментов – следствие недоразвития синтеза и анализа. Бывает, что малыш путает совершенно непохожие по написанию буквы (т  и  д, м и б) потому что плохо различает звуки на слух. При этом у ребенка может быть хороший физический слух.

 

Во всех этих случаях необходима консультация логопеда. Отправляясь к врачу, возьмите письменные работы вашего ребенка (прописи, тетради), чтобы специалист мог подобрать коррекционные упражнения.

 

Что дают индивидуальные логопедические занятия?

Галина Татаренко: Индивидуальные занятия с логопедом не просто корректируют речь ребенка, но и способствуют развитию памяти, мышления, внимания, улучшают дыхание, общую и мелкую моторику. Неудивительно, что по уровню подготовки ребенок, прошедший курс занятий с логопедом, зачастую обгоняет своих сверстников. 




Ключевые слова: развитие речи, произношение, бионика,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх