18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Хороший я или плохой? Как формируется самооценка ребенка

Фото Ко Дню защиты детей: секрет здорового детства в подвижных ножках

Фото Что делать, если ребенок избалован?

Фото Воспитан ли ваш ребенок? О психологической готовности к школе

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям


«Цифровые дети»: как помочь им найти свое место в жизни. Советы психолога

    Комментариев: 0     версия для печати
«Цифровые дети»: как помочь им найти свое место в жизни. Советы психолога

Не успел начаться новый учебный год, а у учителей уже накопились жалобы на поведение школьников. После череды родительских собраний снова решаем проблему, как оторвать ребенка от компьютера и привлечь к общественным и внеклассным работам. На эту и другие темы я побеседовала с психологом лицея № 1 им. А.С. Пушкина г. Томска Муратовой Ольгой Валентиновной.

 

Могут ли современные дети учиться, как их родители?

Современные дети, конечно, отличаются от своих предшественников мобильность и умением делать несколько дел одновременно. Сегодня ребенок уже в два года неплохо разбирается в планшетах и айфонах, в пять лет способен научить взрослого, как правильно пользоваться гаджетами. В школьном возрасте осваивает сложнейшие компьютерные программы и многоуровневые игры. Это поколение уже получило название «цифровые дети». Одновременно подросток может слушать музыку, разговаривать по телефону, делать уроки и постить фотографии в Сети. Такое «цезаревское» поведение позволяет усваивать информацию лишь поверхностно. Подобно компьютеру, мозг хранит ее на внешнем источнике, не откладывая глубоко в память важный факты, запоминает не информацию, а каталоги.

 

цифровые технологииПо данным исследований почти 90% школьников от 10 лет выходят в интернет в любое время и в любом удобном месте, в три раза чаще, чем их родители. Редкостью стало чтение книг, поскольку это процесс медленный. Но быстрота процессов приводит к тому, что падает концентрация внимания на объекте, трудно улавливается смысл длинных предложений, память стала намного хуже, внимание на уроках рассеянное. Они не могут сосредоточиться даже на 10 минут, школьный материал не усваивается в должном объеме, да и не интересен он им. Мотивация отсутствует, как бы учитель не изощрялся. Но… хотим мы этого или не хотим, возмущаемся или молча разводим руками – это реалии наших дней. Посему надо принять ситуацию и научиться реагировать на нее адекватно.

 

Учиться, как их родители, дети цифровой эпохи, конечно, не смогут, ведь изменилось время, требования, количество информации, появились новейшие компьютерные технологии. Другой уровень жизни предполагает другой темп. С этим не бороться надо, а извлекать, как можно больше полезного.

 

Как помочь детям усвоить школьный материал?

Чтобы привлечь внимание ученика к материалу урока, помочь усвоить школьный материал, учитель должен находить и прибегать к нехитрым методам. Учить задумываться над своими действиями и действиями других людей, например, дать такое задание: понаблюдать за учителем и ответить на вопрос, почему он объясняет тему урока не торопясь, вдумчиво, какие жесты использует, какие интонации. Наблюдая за педагогом, школьник заинтересуется стратегией подачи материала, параллельно, как он привык, освоит и сам материал. Время на уроках не покажется таким медленным и скучным. Непоседливым и гиперактивным детям тяжело сидеть на уроках неподвижно, концентрироваться и управлять своей речью. Поэтому необходимо делать паузы, чтобы дать тому или иному ребенку рассказать о своих чувствах и переживаниях во время урока. Таким образом, дети учатся организовывать свои мысли, получают возможность посмотреть на себя и на события со стороны, вырабатывают навыки рефлексии.

 

Также уже сегодня многие учителя используют цифровую технику на уроках. Например, дети фотографируют физические и химические процессы, комментируют, устраивают своеобразные конкурсы на лучшую презентацию. С помощью компьютера ребенку интересней проверить технику чтения или показать собственно снятый фильм-наблюдение за живой природой. Интересней писать не мелом на обычной доске, а маркером на интерактивной. Следуя ритму и требованиям времени, учитель должен побуждать ученика к поиску новых тем для исследования, сбору, обработке и творческой подаче материала в виде видео-докладов или мини-конференций.

 

Как решить проблему концентрации внимания?

Образ жизни большинства детей – многозадачность. Увеличивающаяся скорость мыслительных процессов приводит к тому, что одну задачу кора головного мозга может обработать, а другую нет. Но благодаря ежедневной практике мозг можно натренировать и «настроить» на решение нескольких задач. Этот процесс до конца еще не изучен, но уже понятно, что дети, включенные в процесс навигации в Сети с ранних лет, становятся впоследствии нацеленными на одновременное решение разных задач. Задачей школы остается научить детей не только думать, но и чувствовать, и предпочтительней испытывать тоже сразу гамму чувств. Ограниченные за компьютером в получении сенсорных сигналов, они разучились чувствовать. Притупляется восприятие запахов и звуков, появляется боязнь прикосновений и вербального общения.

 

Если помочь ребенку сконцентрироваться именно на ощущениях, то быстрота мыслительных процессов снижается, появляется внимание к телесным ощущениям. Поэтому мы в нашем лицее привлекаем детей к общественным и творческим работам, таким как, вскопать землю, посадить цветы, перенести мебель, помыть парты, подготовить сценарий к праздничному мероприятию. Мальчики, кстати, очень любят копать землю, им просто необходим выход мужской физической энергии, но, к сожалению, не все умеют копать, лопату в руках не держали. И это тоже становится задачей школы – научить пользоваться инструментами. Навыки решения многих задач в виртуальном мире учимся вместе переносить в реальный. Даже в таком деле: как вскопать быстрее, на какую глубину и т.д. Параллельно изучаем землю визуально, на ощупь и по запаху. И так на любом другом занятии.

 

Советы родителям

Какие задачи предстоит решить родителям?

Родителям важно быть солидарными с педагогами, дать свое согласие на привлечение ребенка к общественным работам в воспитательных целях. Дома, если ребенок привык сидеть в одиночестве перед монитором и общаться с одноклассниками виртуально, следует отдать предпочтение групповым играм. Так он учится находить свое место в команде, хорошо, если и родители тоже иногда будут участвовать в этих играх. Сблизившись в игре, ребенок охотнее будет делиться с мамой и папой своими чувствами и впечатлениями, успехами и неудачами. Рассказывая, он осознает свои умения и навыки, оценивает, формирует самооценку. Установив доверительные отношения с детьми, родителям проще потом привлекать их к каким-то своим интересам и мероприятиям. Будь то уборка квартиры или копка огорода. Задачей родителей, по прежнему, остается – познакомить ребенка с многообразием окружающего мира и привить интерес к нему.

 

Как играть с ребенком в компьютерные игры, зная, что они вредны и даже опасны?

Далеко не все игры вредны и опасны. Многие игры в умеренном использовании даже полезны для формирования некоторых умений. Ролевые игры развивают способы социального общения, игры-стратегии закрепляют аналитические способности, некоторые «стрелялки» вырабатывают командный дух, реакцию и тактические решения. Игры-стимуляторы, типа полета на самолетах, позволяют научиться разбираться в технике и расширяют кругозор. Логические игры тренируют пространственное мышление. Родителям самим стоит ознакомиться с правилами игры и помочь в выборе, объяснив ее целесообразность или нецелесообразность.

 

У играющего ребенка есть свои плюсы в развитии качеств личности. Вырастая, такие дети становятся успешными в современном обществе, у них развивается скорость мышления, расширяется поле зрения за счет визуального внимания. Важно договориться о количестве времени за игрой, родителям следует быть гибкими, применяя тактику – «услуга за услугу».

 

Есть ли такие дети, которые не пользуются гаджетами?

Практически нет. Есть такие, кто ограничен во времени и в некоторых возможностях. Среди подростков нет такого, кто не умеет пользоваться компьютером и выходить в интернет. Сегодня, если ребенок не выходит в мировую сеть, он хуже социализируется в обществе. Мы живем в этой реальности и нам, взрослым, нравится это или не нравится, надо научиться в ней жить, во многом беря уроки у собственных детей.

 

Автор Юлия Савельева




Ключевые слова: дети, воспитание, ребенок, психолог, концентрация внимания,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх