Если ваш ребенок аутист, это вовсе не значит, что теперь можно опустить руки, потому что болезнь эта все равно неизлечима. Состояние ребенка-аутиста можно значительно улучшить, если работать с ним, и чем раньше начать это делать, тем лучше. В помощь родителям современная наука предлагает множество методов терапии, важно только подобрать методы именно к вашему ребенку.
Среди людей, страдавших разными формами аутизма, известно много талантливых и одаренных личностей. Среди них такие гении, как Билл Гейтс, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс, Амадей Моцарт, Иммануил Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Микеланджело… Общеизвестные методы коррекции расстройств аутистического спектра (РАС) не являются панацеей, поскольку патология аутизма пожизненна и излечиться от него полностью невозможно. Но можно значительно улучшить состояние ребенка-аутиста. Родителям, как единственной заинтересованной силе, важно понять, что выбор метода – это не борьба с малоизученным недугом, а шанс оказать помощь, проявить безусловную любовь, заботу о беззащитном человеке, и позволить ему быть иным.
Сенсорная интеграция
Слуховая интеграционная терапияСлуховая интеграционная терапия – средство оптимизации слуховой чувствительности. Считается, что у многих детей с аутизмом для некоторых частот порог чувствительности повышен. На звуковом воздействии основаны близкие методы AIT, Tomatis и звуковая терапия по Samonas. Дети через наушники слушают модулированную по динамическим характеристикам музыку. Результаты – разнонаправлены, характеризуются высоким разбросом. Не исключаются случаи, когда этот метод, не нанося прямого вреда, не приносил никакой пользы. Поэтому этот метод может кому-то подходить, а кому-то нет. |
Эстетопсихотерапия и арт-терапияЭстетопсихотерапия включает несколько направлений: музыкотерапию, танцевальную терапию, креативную терапию, созерцание красоты природы и т.п.
Музыкальная терапияМузыкальная терапия предполагает терапию контакта, возникающего при совместном исследовании звукового пространства с помощью музыкальных произведений. Человек обладает двумя вариантами слуха: частото-тональным и речевым. Частото-тональный слух возникает еще внутриутробно и обеспечивает восприятие многообразных неречевых звуков. Речевой слух появляется позднее, позволяя воспринимать человеческую речь, вытесняет частото-тональный, неречевой слух.
Арт-терапияИспользовать этот метод тоже нужно умело. Под арт-терапией понимают достижение терапевтического эффекта посредством любого художественного творчества. Но рисование, как и другая графическая деятельность, встречает на своем пути некоторые трудности. Это связано, в первую очередь, с неразвитостью тонкой моторики, сниженным мышечным тонусом и повышенной утомляемостью руки ребенка-аутиста. А также сложностью пространственной ориентировки, особенностями воображения и неспособностью подражать действиям педагога.
Некоторые из этих трудностей (прежде всего, моторного характера) преодолеваются с помощью подготовительной работы. В то же время другие трудности, как, например, проблемы с воображением, оказываются наиболее стойкими и часто вызывают негативное отношение к графической деятельности. Поэтому арт-терапию тоже нужно использовать осторожно и только с подготовленным педагогом. Грамотно построенные занятия изобразительной деятельности с аутичными детьми развивают у них потребность в общении, навыки совместной деятельности и обогащение форм контактов. |
ИгротерапияИгра – основная и естественная форма деятельности детей. Через игру ребенок познает мир, осваивает различные виды деятельности и выстраивает отношения с другими людьми. Для детей-аутистов игра ориентирована преимущественно на развитие эмоциональной сферы. Социально-имитативная, ролевая игра для ребенка, живущего в мире примитивных стереотипных игр, не доступна в связи с глубокими нарушениями восприятия, внимания, социального взаимодействия и когнитивных процессов. Поэтому метод игротерапии не может быть использован как ведущий. В рамках программы коррекции аутизма этот метод рекомендуется применять не ранее, чем на втором году реализации общей программы развития, и использовать как часть комплексной работы. |
Методы, связанные с взаимодействием с животнымиОбщение ребенка с кошками, собаками, лошадьми, дельфинами не наносит вреда, если только ребенок не напуган животным. Чаще всего используют иппотерапию и дельфинотерапию. ИппотерапияИппотерапия – лечение с помощью лошади – один из видов психотерапии при аутизме. Езда на лошади благоприятно воздействует на общую и тонкую моторику, координацию движений, усиливает кровообращение, в некоторых случаях, развивает внимание и память. Физические нагрузки и уход за лошадью также являются инструментом психотерапии. Многое зависит от квалификации тренера. Тем не менее, все положительные результаты для аутизма являются неспецифическими и не направлены на решение его основных проблем, а служат лишь вспомогательным средством. ДельфинотерапияДельфинотерапия – общение с дельфинами позволяет добиться очень многого в коррекции аутизма. Влияет на развитие моторных навыков, речи, коммуникации, способствует преодолению самоизоляции, стимулирует развитие личности, восполняет дефицит положительных эмоций, повышает уровень активного внимания. В некоторых программах предусматривается участие детей с аутизмом в уходе за дельфином, его кормлении, дрессировке, плавании и нырянии. Но программы с дельфинами продолжительны и очень дороги, к тому же сегодня нет научно-обоснованных данных, подтверждающих специфическое влияние дельфинов на психику и нервную систему человека. |
«Зажечь свечу»Для каждого отдельного ребенка выбирается свой альтернативный метод, который должен быть совмещен с основными коррекционными методами, использующимися в специализированных центрах для аутистов. В коррекции аутизма важен комплексный подход, обоснованный результатами научных исследований. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, поскольку семья является лучшим помощником и естественной средой для ребенка. Активность родителей в данном вопросе является движущей силой для развития ребенка с РАС.
Известны случаи, когда родители или лица, их заменяющие, достигли значительных успехов в развитии аутиста. Примером тому может быть С. Сошинский, автор книги «Зажечь свечу», который вместе с женой «вытянул» приемного ребенка-аутиста. «Есть две мерки человеку, ребенку: одна земная, другая Божья, и они не совпадают, – считает Сошинский. – Интеллектуальная неполноценность, ущербность не означают ущербности ребенка в том втором, главном, смысле. Я возражаю тем, кто в ущербном ребенке видит только ущербность… У жизни есть другие измерения помимо общеизвестных, и нам часто не хватает чуткости видеть эту сокрытую жизнь другого человека…» Если в семье появился ребенок-аутист, не бороться надо с его недугом, а найти в нем новый смысл собственного существования. |