Помощь детям с аутизмом в нашей стране лучше всего характеризуется выражениями «дикий рынок» или «игра без правил». Ситуация – катастрофическая. Государство предлагает детям не то, в чем они нуждаются, а то, что есть: психиатрический стационар, дом-интернат, индивидуальное обучение, которое некому и негде реализовать. Не установлены специальные требования к условиям, методам и формам коррекционного воспитания и обучения детей аутистов, как было рекомендовано АПН СССР еще в 1989 году.
Аутизм для российской системы специального образования существует полуофициально, поскольку ни в одном документе на законодательном уровне обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) не упоминается. Что же делать родителям? Какой метод коррекции подойдет именно вашему ребенку, разбираемся в этой статье.
Основные способы коррекции аутизма
Подходов к коррекции аутизма несколько, за последние 15 лет появилось много литературы на этот счет. Широко известны такие методы, как прикладной поведенческий анализ, эмоционально-уровневый подход, различные варианты эстетотерапии, методы с использованием животных, воздействие на сенсорику. Главная причина такого разнообразия заключена в самом определении синдрома детского аутизма и РАС, выделенных на основе поведенческих характеристик.
Существует несколько классификационных систем РАС: МКБ-10 (Международная классификация болезней (англ. International Classification of Diseases ICD-10) и DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders – руководство по диагностике и статистике психических расстройств, принятая в США).
В соответствии с классификацией аутизм определяется как:
- Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, в сфере вербальной и невербальной коммуникации.
- Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
- Нарушение процессов символизации.
За каждым из этих пунктов могут стоять разные причины и механизмы развития, и внешне похожие поведенческие проявления могут оказаться весьма различными. Синдром детского аутизма и другие формы РАС являются неспецифическими в плане этиологии и патогенеза болезни. Из всех механизмов психических процессов ведущим при РАС является асинхрония развития. То есть отдельные психические функции могут в сравнении с типичным развитием отставать, а другие – развиваться. Кроме того, становится очевидным, что при разных формах аутизма нарушения развития касаются не только психики, но и нервной, эндокринной, иммунной, а также соматических систем: обмен веществ, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная.
Также аутизм часто сочетается с другими видами нарушения развития: общим недоразвитием, дисгармонией, задержкой развития, глухотой, алалией, отсутствием речи (мутизм). Вышеперечисленные факторы создают основу для многообразия клинической картины синдрома и становятся предпосылками коррекционных подходов. Поскольку все дети с РАС разные по эмоциональным, интеллектуальным и речевым характеристикам, подход к каждому индивидуален.
Родителям или лицам их заменяющих сложно понять, что такое аутизм, сказывается сложность патологии, искаженность получаемых сведений, отсутствие или недостаточность поддержки специалистов. Большую роль в нашей стране играет низкий уровень толерантности общества – ребенок не должен отличаться от других. Быть не таким как все не только зазорно, но и страшно. Еще труднее принять аутизм своего ребенка как данность. Почти 70 лет изучения этой болезни и лечебно-коррекционной работы привели ученых к выводу, что аутизм – патология не только хроническая, но и пожизненная. Попытки вылечить аутизм или преодолеть его с помощью специальных методов обучения иногда приводят к достижению высокого уровня социальной адаптации, но эти исключения лишь подтверждают правило: вылечить аутизм нельзя. Непонимание природы аутизма и дефицит информации затрудняет формирование толерантного отношения к людям с аутизмом. Но спрос рождает предложения, следовательно, возникает рынок услуг, отличающийся большим своеобразием.
Психофармакология при аутизме
С момента появления термина «детский аутизм» неоднократно предпринимались попытки медикаментозного вмешательства. Но в США и странах Западной Европы опыт применения нейролептиков был связан с большим количеством побочных эффектов и расценивался как негативный. Сложилось мнение, что поскольку аутизм – это не болезнь, а нарушение развития, то и лечить его медикаментозно бессмысленно.
С начала 90-х годов на Западе интерес к медикаментозной терапии возобновился. 50% родителей прибегают к тем или иным формам психофармакологии: от иван-чая до мелатонина. Использовались антидепрессанты, нейролептики, антиконвульсанты и разного рода стимуляторы. Но большинство исследователей склоняются к мнению, что лекарство направлено на определенный поведенческий признак, проявляющийся при аутизме, а не на болезнь в целом.
Ведущие современные классификационно-диагностические системы рассматривают медикаментозное воздействие как один из компонентов комплексного воздействия при ведущей роли психолого-педагогических приемов. Многие исследователи считают, что одна из основных задач психофармакотерапии – создать оптимальные условия для продуктивной работы педагога и психолога. Как ни странно, многие родители детей с РАС больше склоняются к медикаментозной терапии, чем к использованию психолого-педагогических методов.
Психолого-педагогические методыМетод коммуникации с поддержкойКоммуникация осуществляется при помощи другого человека. Впервые этот метод использовали в Австралии в 70-80-х. 12 учеников с ДЦП могли общаться, печатая текст на клавиатуре. Их руку должен держать при этом другой человек. Вскоре этот метод подхватили в США, считая, что отсутствие экспрессивной речи, характерное для многих инвалидов, не означает отсутствия у них внутренней речи. Сторонники метода коммуникации с поддержкой опираются на положительный опыт, когда три человека из группы испытуемых научились печатать самостоятельно и выражать свои мысли.
К настоящему времени появилось огромное количество научных исследований, опровергающих эффективность этого метода. По данным многих ученых, авторами напечатанных сообщений часто являются не сами аутисты, а фасилитаторы – люди осуществляющие поддержку. Пока применяется метод коммуникации с поддержкой, упускаются многие реальные возможности коррекционной работы.
Метод холдинг-терапии
Внешне метод выглядит просто: мать прижимает ребенка к груди так, чтобы можно было смотреть ему в глаза. Ребенок проходит несколько стадий: конфронтации, отвержения, сопротивления, и разрешения. Мать должна успокаивать ребенка, даже когда он вырывается из рук, кусается, плюется, царапается, гладить его по голове и говорить, как она его любит. На последней стадии сопротивление ребенка прекращается и устанавливается контакт «глаза в глаза». Однако в специальной литературе высказывается сомнение как в научной обоснованности положении о нарушении «базального доверия», так и с жестким, близким к насилию, поведением специалиста сеанса холдинг-терапии. Нежелательно также установление связи насилие-обучение. Эмоционального контакта можно добиться и другим, более "мирным" путем. Холдинг-терапия – не панацея, но у этого метода есть свои сторонники и свои противники. Выбор остается за родителями.
Существуют и другие методы коррекции аутизма, но об этом – в следующей статье. |
пожалуйста,помогите с наглядным материалом для 3 летней девочки ,речи нет