Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Процент малышей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками развития речи у детей от 1 до 5 лет. Прослеживается нездоровая тенденция к децелерации. Причины называются разные, среди которых экологический фактор, генетические изменения, ухудшение питания, рост информационных технологий, перегружающих нервную систему, гиподинамия. Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников большое значение имеет ранняя диагностика речевых нарушений.
За разъяснениями по этому вопросу я обратилась к дефектологу, директору Центра развития речи г.Томска, кандидату педагогических наук Синдяк Светлане Андреевне.
Общее недоразвитие речи
Общим недоразвитием речи принято считать различные сложные расстройства речи, при которых у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом идет нарушение всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики и лексики. Выделяют четыре уровня общего недоразвития речи (далее ОНР).
1 уровень. Безречевые дети. Речь отсутствует, вместо нее лепетные слова, звукоподражания с соответствующими жестами. Например, «би-би» (машина), «ав-ав» (собака) и т.п.
2 уровень. К лепетным словам прибавляются отдельные, хоть и искаженные слова, «атохка» (картошка), «тапики»(тапочки). Но нарушена слоговая структура слова – сокращение или перестановка слогов – «катан» (стакан).
3 уровень. Появляется фразовая речь с элементами нарушения лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное общение затруднено из-за непонимания детской речи. «Таит ве тува» (Стоит два стула).
4 уровень. Звукопроизношение не нарушено, но нет четкой дифференциации звуков в речи, дети допускаю перестановку слогов и звуков, сокращение согласных при стечении, пропуски слогов. Речь за счет этого – невнятная, артикуляция слабая. Фразовая речь присутствует, но встречаются ошибки в грамматическом и лексическом строе речи. («Большой брат» вместо «старший». «Порезали из бумаги» вместо «вырезали»). Допускаются ошибки в употреблении существительных множественного числа в косвенных падежах, отсутствует согласование существительного с прилагательным («красный бумага»).
Ранняя диагностика ОНРК группе риска ОНР относятся дети, имеющие в первые два года жизни предрасположенность к нарушению речевого развития. Своевременно принятые меры по выявлению этих нарушений и необходимые коррекционные мероприятия значительно ускорят речевое развитие. Тяжелые формы ОНР появляются на фоне поражения центральной нервной системы у недоношенных, недоразвитых или у детей, перенесших асфиксию, родовую травму, желтуху. Неблагоприятно протекающая беременность матери также может быть причиной ОНР. Уже в первые месяцы жизни у таких детей при комплексном обследовании обнаруживаются признаки отставания в психомоторном развитии, нарушение сна, общая слабость, нервозность. В целях предупреждения отклонений вербального и довербального поведения младенца выделяются пять стадий речевого развития ребенка от рождения до 1,5 лет. |
Первая стадия, от рождения до 2 месяцев, сопровождается рефлекторными звуками и криком, вызванными соматическим состоянием ребенка. В крике преобладают гласные звуки с носовым оттенком. Периодично можно услышать г, к, н, но это еще не предшественники фонем. Характер крика и его оценка имеет важное значение в плане диагностики ОНР. У здорового младенца крик чистый, зычный с коротким вдохом и длинным выдохом. У детей с патологией центральной нервной системы крик может быть надрывным, оглушающим или совсем тихим, сопровождающимся всхлипываниями или резкими вскрикиваниями, а может и отсутствовать вообще. |
|
На третьей стадии (от 4 до 8 месяцев) появляется лепет. Постепенно исчезает череда гласных звуков, на смену ей приходят однослоговые конструкции первых слов. Ротовая полость увеличивается, язык становится более подвижным, позволяя производить согласные звуки. К 6 месяцам здоровый малыш начинает произносить гласные в сочетании с согласными с преобладанием гласных на конце слов, например, «мааа», «пааа». У детей с ранним органическим поражением ЦНС лепет отсутствует. Эта стадия очень важна с точки зрения артикуляции, соединение отдельных артикуляционных элементов – существенный механизм для дальнейшего слогообразования и вокального развития. |
Четвертая стадия (от 6 до 12 месяцев) характеризуется расцветом лепета и называется стадией «канонической вокализации». Звуки, издаваемые малышом, уже напоминают родную речь, с характерным повторением двух одинаковых слогов «ба-ба», «да-да». Отчетливо слышны звуки: п, пь, б, бь, м, мь, г, гь, к, кь. среди гласных преобладают э, а. К семи месяцам лепет становится социализированным, ребенок слушает других, повторяет звуки, использует голос для привлечения внимания. Лопотанье ребенка становится самостоятельной деятельностью, он начинает понимать обращенную речь, прислушивается к голосам взрослых, пытаясь уловить смысл слов и движений, вычленяет на слух отдельные звуки. |
Пятая стадия, от 9 до 18 месяцев отличается большим разнообразием звуков. Малыш может сочетать звуки: согласный с гласным и даже согласный – гласный – согласный. Появляются первые «лепетные слова», имеющие определенное значение. На этой стадии происходит активное развитие понимания обращенной речи, формируется память, ребенок узнает лица близких, знакомую обстановку и с опаской смотрит на незнакомых людей. Разлука с матерью в этот период может развить страх, который влечет за собой отставание в речевом развитие. У детей с патологией, с повышенной нервной возбудимостью реакция на незнакомую обстановку и новых людей выражены в большей степени, что также напрямую сказывается на развитии речи. На этом этапе речевого развития особую значимость приобретает предметная деятельность ребенка со взрослым. У малыша появляется избирательность при выборе того или иного предмета, например, вместо игрушек он может начать играть с кастрюлями. Если в семье недостаточно развито предметно-действенное общение с ребенком, то это в значительной степени может задержать развитие его речи. Поскольку именно в этот период происходит активная дифференциация в зоне Брокка, расположенной в заднем отделе третьей лобной извилины и отвечающей за производство речи. С полутора лет, если у ребенка нет деятельности, связанной с речевым подражанием, трудности овладения родной речью возрастают с каждым месяцем. |
Коррекционная работаНа первых двух стадиях развития речи основной задачей профилактической работы, предупреждающей задержку речевого развития, являетсянормализация кормления грудью. Процесс сосания, захватывания соска способствует развитию артикуляционного аппарата. Вместе с этим, важно развивать у ребенка потребность в общении, устанавливать зрительный контакт со взрослым, способность наблюдать за движущимися предметами, улавливать и различать на слух отдельные звуки. У детей с органическим поражением мозга кормление грудью особенно затруднено, но, не смотря на это нужно помогать им захватывать сосок.
На 3-5 стадиях развития речи важно формировать подражательное поведение, предметно-действенное общение ребенка со взрослым, ситуативное понимание обращенной речи. Для этого с малышом проводятся логоритмичные игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Дай ручку». При этом один из родителей произнося слова, сам показывает движения, затем сопровождает слова действиями ребенка: берет за руки, хлопает его ладошками. Потом взрослый просит ребенка повторить все действия самостоятельно. Развивать лепет можно с помощью игр-перекличек. Сначала взрослый произносит звуки, а потом за ним повторяет ребенок. Все мероприятия проводятся в комплексе, не надо забывать о развитии мелкой и крупной моторики, конструировании, лепке, рисовании, чтении сказок. По мере необходимости ребенку следует пройти специальное лечение.
Важно, чтобы развивающийся человек не просто говорил, но и понимал обращенную и собственную речь. Если речь по той или иной причине отсутствует, нужно оценивать, как ребенок использует жесты и мимику в общении, понимает ли обращенную речь. У нормального здорового ребенка к трем годам словарный запас составляет 250 слов, он использует в речи множественное число существительных и глаголов, строит предложение из трех и более слов, называет свое имя, пол, возраст понимает значение простых предлогов, различает цвета и выполняет двухступенчатую инструкцию, типа «найди красный кубик и положи его под стул». В случае выявления нарушений в развитии речи необходимо обратиться к специалисту, логопеду или дефектологу. |
Автор Юлия Савельева
Читайте также: