Хирург сидит за пультом, а четырехрукий робот выполняет его команды и оперирует пациента – примерно так выглядит совместная работа человека и робот-ассистированной системы «da Vinci». Само по себе такое «сотрудничество» не ново: операции с помощью робота уже проводили кардиологи, урологи, гинекологи. Но в области пластической хирургии никто подобного не делал. Московские хирурги первыми в мире омолодили лицо пациентки с помощью «автоматических» рук.
Систему для проведения хирургических вмешательств «da Vinci» разработали еще в 80-х годах прошлого века. Механизм состоит из двух блоков: один – для «живого» хирурга, выполняющего роль оператора, а второй – для робота, непосредственного исполнителя операции. Хирург садится за пульт и с помощью специальных джойстиков управляет виртуальными инструментами. А в другом конце помещения эти действия с настоящими инструментами на настоящем пациенте выполняет робот.
Сегодня робот-ассистированные системы применяют в сотнях клиник мира. 20 таких хирургических систем имеется и в России. С их помощью проводят целый ряд операций на разных органах. Однако в сфере пластической хирургии робота «da Vinci» пока не задействовали.
Наконец, московские хирурги из ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова впервые в мире применили «da Vinci» для эстетической операции на лице. Они подобрали оптимальный набор инструментов – робот может оперировать только тем, что идет к нему в комплекте. Но специальных инструментов для пластических операций в наборах пока нет. Это и останавливало хирургов из других стран.
Зато все остальное уже предусмотрено: лицо пациента, самый маленький его участок, можно видеть в 3D в многократном увеличении. У хирурга появляется возможность совершать максимально точные движения в течение долгого времени без риска устать. Кроме того, не нужно совершать массу привычных ритуалов – стерилизоваться агрессивными жидкостями, «мыться».
Первая пациентка, разрешившая омолодить себя с помощью робота, нестандартного подхода не испугалась. Операция прошла успешно, через день женщина уже была дома.
Однако как бы ни был совершенен механизм, он все-таки может сломаться. Что тогда? Артур Рыбакин, профессор РНИМУ им. Н.И. Пирогова, уверяет, что поломка «очень маловероятна». Но если вдруг это произойдет, хирург быстро «стерилизуется» и доведет операцию до конца.