18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Хороший я или плохой? Как формируется самооценка ребенка

Фото Ко Дню защиты детей: секрет здорового детства в подвижных ножках

Фото Что делать, если ребенок избалован?

Фото Воспитан ли ваш ребенок? О психологической готовности к школе

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям


Виртуальный омут – каковы последствия для детской психики?

    Комментариев: 0     версия для печати
Виртуальный омут – каковы последствия для детской психики?

Часть 1.

Детские впечатления – самые яркие, от них зависят наши устремления и ценности в жизни. И если раньше, как поется, «детство – это песни, это дружба и мечты», то сегодня детство – это, скорее, компьютерные игрушки, яркие герои мультфильмов с огромных экранов, мобильный телефон и еще куча всяких гаджетов, подчас заменивших живое общение. Чем грозит нашим детям тотальная увлеченность телевидением и интернетом? Сказать, что ухудшением здоровья – не сказать ничего. Психологи бьют тревогу, сталкиваясь с искажением детской психики: подрастает армия потребителей и агрессоров. Впору серьезно задуматься, ведь исходя из слов той же песни «детство – завтрашний твой день, Земля!»

 

Чем интересно детство

Надо сказать, что не все дети подвержены влиянию медиаиндустрии. По статистике 70-80% детей 9-16 лет увлекаются компьютерными ролевыми играми, общаются в сети, 50% из них посещают порносайты. 30% детей увлекаются интернет-играми с 4-5 лет. Одно из самых негативных последствий такой компьютерной и телевизионной жизни даже не искривление позвоночника и гиподинамия, а отставание ребенка в развитии. Дети начинают поздно говорить, имеют скудный словарный запас и неграмотное построение предложений. Не смотря на то, что ребенок постоянно сидит у экрана и слышит какую-то речь, активный словарь у него недоразвит. Дело в том, что мало только слышать речь, важно обсуждать услышанное, закрепляя те или иные понятия. Активный словарь быстро пополняется посредством чтения детских книжек с картинками, где ребенок фиксирует не только слуховое, но и зрительное внимание, отрабатывает его, обсуждая с мамой прочитанный текст со ссылкой на картинку. Формирование речи происходит только в живом общении.


Детство – уникальный период в жизни человека, когда ему дается возможность познать мир с помощью пяти органов чувств и вестибулярного аппарата. Поэтому раннее детство – это тот период, когда ребенок должен бегать, прыгать, «летать» вниз головой на руках мамы или папы, трясти всеми конечностями, обонять, осязать, видеть, слышать, пробовать на вкус. Наглядно-образное и логическое мышление формируется к 8 годам, но для приобретения таких навыков как анализ, синтез, классификация необходимо пройти определенные стадии развития.

 

Постижение мира начинается с эмоциональной сферы. Только через пережитые эмоции ребенок развивается полноценно, поэтому малыши любят возиться в песке, пробовать его на вкус, а потом сравнивать со вкусом теста, рассыпать и подбрасывать вверх крупу, рисовать на одежде, руках и обоях (а где же лучше?), прыгать у мамы на коленках, визжать от восторга, когда подбрасывают вверх. У такого ребенка быстрее развивается речь, а развитие речи напрямую связано с развитием всех видов мышления. Человек, не испытавший всех прелестей младенчества, скажем, он с полугода сидит перед экраном телевизора, не сможет развиваться полноценно и дальше. Он не почувствовал окружающий мир в полном объеме, не попробовал его на вкус. Картинка на экране – это двухмерное изображение, дающее искаженное представление об окружающем мире.

 

Подмена реальности

В детском саду, и других общественных местах, часто слышу, как пяти-, шестилетние дети обсуждают компьютерные игры, хвалясь друг перед другом своими достижениями. Например, в моей группе три мальчика захвачены игрой «Minecraft», они уже прошли много уровней и считают себя настоящими героями. Один мальчик каждый вечер играет с папой в «танчики». В соседней группе шестилетний Егор увлечен другой компьютерной игрой «Злые птицы-гонки» (одно название уже говорит само за себя). В такой увлеченности есть огромный минус – уход от реальности в другой, несуществующий мир, где можно стать победителем, самым сильным и умным. Но игра – это не жизнь, в реальной действительности зависимые дети могут не выдержать испытаний. Яркие картинки на экране манят своей привлекательностью, но реалии не всегда бывают яркими, подмена реальности может грозить серьезным заболеванием. По мнению психоаналитиков, компьютерная зависимость как болезнь еще до конца не изучена, но включена в классификацию аддиктивного поведения, связанного с желанием человека убежать от реальной жизни.

 

Выделяют четыре вида компьютерной зависимости

  1. Легкая увлеченность, когда ребенок находится в восторге от компьютера;
  2. Средняя зависимость, когда отпрыск, приходя со школы, сразу же садится за компьютер, забывая даже покушать.
  3. Психические и физиологические признаки заболевания. При отсутствии компьютера дети становятся раздражительными и агрессивными.
  4. Дети уже не получают удовлетворения от компьютера. Даже в игре они испытывают депрессию. Таких пациентов вылечить практически невозможно.

 

Интернет-зависимость по оценкам исследователей чаще других наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, у которых перенапряжение и нервное истощение наступает очень быстро, а снять его помогает компьютер.

К чему ведет «виртуальный запой»

Дети по природе своей намного чувствительней взрослых и быстрее поддаются внушению. Чувство страха и опасности после просмотра кадров с насилием, войн и убийства приводят к формированию сценария агрессивного поведения. Кровавые сцены притупляют эмоциональное восприятие и развивают жестокость. Обычный день современного школьника проходит одинаково: он приходит из школы и автоматически включает телевизор, садится за компьютер, даже не пообедав. Взрослые на работе, а по телевизору в это время обычно идут зарубежные мультфильмы или криминальная хроника. Даже, если телевизор идет как фон, учеными и психологами доказано, что информация все равно откладывается в подсознании.

 

В бодрствующем состоянии мозг человека излучает бета-волны, их частота – 12-25 колебаний в секунду. Это режим бодрствующего сознания, когда мы думаем и принимаем решения. Диапазон дельта и тета-волн (4-5 и 4-8 колебаний в секунду соответственно) характеризует бессознательное состояние и переход из бессознательного состояния в сон. Альфа-волны – 6-14 колебаний в секунду, исходят от мозга, когда мы мечтаем, расслабляемся, закрыв глаза, медитируем и погружаемся в гипнотический транс. Из-за того, что при просмотре движущихся предметов на экране монитора фокусировка глаз не меняется (в отличие от реальной жизни, где все объекты находятся на различном от нас удалении), когда человек смотрит телевизор или играет в компьютерные игры, излучение колебаний его мозга переходит в гипнотический режим «Альфа». Благодаря этому мы ощущаем эффект присутствия, отождествляя себя с главным героем, чего не происходит, например, при просмотре спектакля. При просмотре сцен насилия или убийства мы словно в реальности проживаем эти события.

 

Даже музыкальные клипы содержат сцены межличностного насилия, не говоря о видеоиграх. Результаты исследований показали, что самые популярные игры среди подростков представляют собой интерактивное действие на криминальные, военные и спортивные (автогонки) темы. Большинство из них основаны на интерактивных сценах драк разной степени жестокости, включая убийства. Согласно тем же исследованиям общестатистический школьник проводит больше времени у телевизора и компьютера, чем в школе, где и копирует новую агрессивную модель поведения.

 

Вместо того чтобы бегать на улице, кататься на велосипеде, играть с друзьями ребенок несколько часов сидит перед мерцающим экраном неподвижно, в одной позе. Малоподвижный образ жизни приводит к недоразвитости мышц и застою энергии, что напрямую связано с эмоциональной неустойчивостью: раздражительностью, агрессией или апатичностью. Свободный в виртуальном общении ребенок зачастую не может наладить контакт со сверстниками, что ведет к социальной незрелости личности. Придумывая себе вымышленное имя и новую биографию, у юного компьютерщика происходит отчуждение от собственного «Я», возникают проблемы самоидентификации, являясь предпосылкой к раздвоению личности (компьютерная шизофрения). Компьютерная зависимость дезадаптирует школьника, кроме игры у него не остается никаких интересов в жизни. Приоритетность игры другим видам жизнедеятельности сродни наркотической зависимости и рассматривается сегодня как вид наркомании. Также в подсознании ребенка возникает рисуемый символ «Экран», заменяющий для развивающейся личности все символы мироустройства, и способствует трансформации картины мира. Происходит девальвация ценностей.

 

С интеллектуальной точки зрения компьютерный «запой» приводит к нарушению памяти и внимания. К тому же многие интернет-сайты не являются истиной в последней инстанции, а скорость и доступность получения ответов не позволяют ребенку глубоко изучить материал. Знания во многом поверхностны, страдает такое качество личности как основательность и целеустремленность. В духовном плане воздействие компьютерных игр блокирует положительное личностное развитие и делает маленького человека безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным. Компьютерная и телевизионная зависимость отбирает у детей детство, вместо переживания настоящих эмоций, познание самого себя через живое общение они становятся похожими на роботов и лишаются возможности личностного роста, которая дается только в детстве.

 

Так что делать? – спросите вы, об этом в следующей части.

 

Автор Юлия Савельева




Ключевые слова: интернет зависимость, детство,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх