18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям

Фото Чтобы детсад не превратился в ад…

Фото Как защитить подростка от агрессии?

Фото Ваш ребенок – ваше зеркало: как воспитывать проблемных детей

Фото Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе


Сказка – не ложь, или Воспитание персонализированной сказкой

    Комментариев: 0     версия для печати
Сказка – не ложь, или Воспитание персонализированной сказкой

Работая с детьми и их родителями, я заметила интересную вещь. Дети, которым с пеленок читали или рассказывали сказки, начинают раньше своих сверстников говорить, более открыты, общительны, смелы, уверены в себе и целеустремленны. В сказках заложена информация, способная подсознательно влиять на ребенка. Фольклорные сказки, предания и былины использовались тысячи лет для воспитания подрастающего поколения. Наши далекие предки передавали свой жизненный опыт с помощью притч, прививая детям такие нравственные качества как отзывчивость, сострадание, отвага, бескорыстие, доброта и вера в себя. Сегодня для воспитания сильной и успешной личности используются персонализированные сказки.


«Что за прелесть эти сказки!»

Маленькому Саше Пушкину Арина Родионовна с самого рождения рассказывала сказки. В 7 лет Саша написал свою первую поэму. Детство – это единственный период в жизни человека, когда он безоговорочно верит в волшебство, а значит и сам может сотворить чудо. Изначально в сказке заложен урок, который преподносится в виде волшебной истории.

 


Сказочный сюжет захватывает внимание ребенка, стимулирует его воображение, помогает разобраться в своих мыслях, понять эмоции и желания. Со временем малыш обязательно сделает нужный вывод из прочитанного. Если хорошенько вспомнить детство, то у каждого из нас есть самая любимая и загадочная сказка, слушая которую, мы взяли для себя самое важное и необходимое. Так, сказка с присутствием злодеев создает представление о том, что мир не безопасен и не всегда безоблачен, иногда набегают тучки и случается гроза. В то же время каждый человек знает наверняка, что добро непременно победит зло, но при определенных условиях. Эти условия тоже известны: если ты ничего не будешь бояться, будешь терпелив, слушаться маму и папу и помогать слабым.

 

В каждой сказке – свой скрытый умысел, поэтому для воспитания подрастающего поколения изобрели сказки с определенным уроком, необходимым конкретному малышу. И самое главное, главный герой в ней – реальный ребенок, который все делает сам: не боится, терпит, слушает, помогает, сражается, жалеет, любит. Такие сказки называются персонализированные. Метод персонализированной сказки придумал известный советский и российский педагог, психолог, доктор психологических наук Шалва Александрович Амонашвили. Подхватил его идею не менее известный педагог Андрей Маниченко, который написал множество персонализированных сказок для воспитания силы воли, доброты и развития мышления. А также целый набор сказочных историй для устранения детских капризов – от нежелания убирать игрушки до грубого обращения с родителями.

 

Персонализированные сказки

Для воспитания сильной личности необходимо, чтобы ребенок сам захотел стать таковой. Родители, привыкшие читать детям нотации, не замечают, что последние не приносят никаких плодов, а порой даже вызывают отвращение. Любой ребенок стремится к самостоятельности, к обретению собственного «Я». Но, к сожалению, каждое новое поколение наступает на одни и те же грабли, повторяя ошибки родителей.

 

Другой способ воспитания нам неизвестен. Желая ребенку самого лучшего, мы ведем себя так же, как когда-то наши родители. В результате к 4 годам у детей вырабатывается стойкий негативизм к любой просьбе. Так дите отстаивает свое право на самостоятельность, и родительское благое воздействие наталкивается на стену детского упрямства. Как же воспитать хорошие качества личности и искоренить плохие? По силе воспитательного воздействия лучше сказки ничего еще не придумали. Ведь сказка существует сама по себе, никому ничего не навязывая, но как чудодейственно ее волшебство! К тому же слушать сказки любят все дети, тем более, если главный герой в ней «Я сам».

 

В каждой семье – свои трудности. Персонализированные сказки помогут справиться с проблемой конкретного ребенка и избавить от страхов. К примеру, сын боится темноты. Для него отлично подойдет сказка, где он будет отважно спасать своего любимого кота в полной темноте, встречая на пути массу препятствий для выработки смелости. Сказку лучше не читать с листа, а рассказывать своими словами. Малышам порой, сложно воспринимать нагромождение литературных фраз, написанных книжным языком. Речь родителей им гораздо приятней и понятнее.

 

Волшебную историю рекомендуется рассказывать не от лица мамы или папы, а от лица куклы. Для этого пригодится кукла-рукавичка в виде одной из любимых игрушек ребенка, например, мишка-сказочник или лев. Игрушка усиливает воспитательное воздействие, так как беседы о морали будут вести не родители, а любимый герой. Дети неохотно доверяют родителям, а с другом можно поделиться самым сокровенным. Пусть хранитель сказок приходит к ребенку каждый вечер и дарит ему радость и волшебство. Текст сказки может придумать любой взрослый, но есть уже и готовые тексты для воспитания определенных черт личности. Перед тем как рассказать волшебную историю, родителям необходимо потренироваться, прочитать и рассказать несколько раз перед зеркалом готовую сказку с использованием имен ребенка и его друзей.

 

Приведем пример одной из персонализированных сказок.

 

Тёма и сон

(Эта сказка для тех детишек, которые не желают засыпать)

 

В одном городе жил был мальчик. Звали его Тема. (Можно вставить имя вашего малыша). Он был самым обыкновенным мальчиком, таким же, как и другие дети. У него были мама и папа, бабушка и дедушка. Одна только особенность отличала его от других мальчиков и девочек – он очень плохо засыпал по вечерам. И Фея снов всегда очень долго ждала, когда можно будет послать Теме сказочный сон. Надо сказать, что в каждом городе есть своя Фея снов. В ее маленьком домике полным-полно серебряных колокольчиков – столько, сколько в городе детей. И, как только какой-нибудь малыш засыпает в своей кроватке, его колокольчик начинает звенеть, выводя особую мелодию. Фея достает из огромного кувшина мерцающий шарик и дует на него. Шарик быстро и плавно летит к адресату, неся ему сладкий сказочный сон. И тогда все дети города спят спокойно и растут. Ведь давно известно, что дети растут во сне, когда летают под облаками вместе с героями своих сказок. Так было из ночи в ночь. Дети сладко спали, спали и их родители, набираясь сил для нового дня.

 

Но вот однажды, в один прекрасный вечер наш Тема отказался засыпать. Его папа и мама валились с ног от усталости, но никак не могли уложить спать своего сынишку. А бедная Фея всю ночь прислушивалась к колокольчику Темы, но так и не дождалась его призывного звона. Это продолжалось и неделю, и две, и три. Однажды измученная Фея снов не смогла бодрствовать ночью, ведь Феям тоже надо когда-то спать. И она уснула как раз тогда, когда должна была посылать свои сны. А дети, не получив сказочные сны, перестали спать сами и не дали отдыхать своим родителям. Все перепуталось в городе. Не высыпавшиеся родители не могли нормально работать, они просто засыпали на ходу. Дети спали украдкой и понемножку днем. Бедная Фея сна уже ничего не понимала. От волнений и неразберихи она сама впала в глубокий сон и уже не просыпалась ни днем, ни ночью. Утомленные бессонницей взрослые не могли больше даже покупать продукты и готовить из них еду. В домах исчезли молоко и хлеб, не говоря уже о сладостях. А как же дети могут обойтись без молока?! В общем, в городе творился полный беспорядок.

 

А наш Тема тихо слонялся по своей комнате, уставший и голодный. От нечего делать он решил собрать свои игрушки. Тема стал медленно складывать из кубиков башню. Кубик на кубик, кубик на кубик… Мальчик не заметил, что начал строить эту башню с самого маленького и неустойчивого кубика. И когда все кубики уже стояли, выстроившись высоко-превысоко, башня вдруг наклонилась – кубики рассыпались, больно ударив Тему. На крик своего малыша в комнату вбежали испуганные родители. Но они увидели счастливые глаза своего ребенка. «Мама, папа, я все понял!»  кричал радостный малыш. «Я понял, как нарушился порядок в нашем городе! Я – это маленький кубик, который все сломал!» И они еще долго-долго говорили втроем о понятном и непонятном. О том, что еще предстоит узнать Теме, когда он станет взрослым. А потом наступил вечер. Тема лег в свою кроватку, закрыл глаза и стал мечтать, каким он будет, когда вырастет. И... незаметно уснул. В своем маленьком домике Фея проснулась от громкого и настойчивого звона колокольчика, которого она давно не слышала. Обрадованная, она отправила Теме самый прекрасный сон – сон о будущем. Этот сон был о звездочете, который умел разговаривать со звездами по ночам, и который когда-то был мальчиком, никак не желающим засыпать вечером в своей маленькой кроватке. Постепенно гасли огни в засыпающем городе. А из окна домика Феи все летели и летели, переливаясь волшебным светом, прекрасные детские сны.

 

Сказка – не ложь, а метод решения конфликтов

Особенность персонализированной сказки – ее адаптированность под конкретного мальчика и девочку с их именем и индивидуальными особенностями. Ребенок понимает, что рассказ именно о нем, и история очень похожа на реальную, но с элементами фантазии. Персонаж проживает в родном городе, его окружают обычные люди, героями сказки являются его близкие – мама, папа, бабушка, дедушка, друзья и любимые игрушки. В персонализированной истории главный герой сталкиваются с уже известными сложностями, попадает в те же ситуации, как и малыш в реальной жизни. Чтобы установить порядок, персонаж вынужден преодолевать препятствия, заботиться о близких и помогать людям. Несомненно, мальчик, понимая, что герой очень добрый и сильный, будет стараться подражать ему в реальной жизни.

 

Дети часто стесняются открыто говорить о своих страхах, тревогах, боятся насмешек, не разбираются в чувствах, стыдятся проявления эмоций. Слушая сказку, малыш понимает, что он не одинок в мире детских чувств и переживаний, сказочная история вселяет в него надежду и укрепляет убеждение, что можно справиться с любой трудностью. В этом и состоит волшебство сказки – она помогает человеку разобраться в себе и почувствовать себя победителем.

 

Психологи настоятельно советуют метод персонализированной сказки для решения детских конфликтов. Часто прямые указания: «Не обижай младшего брата, убери свои игрушки и т.п.» не работают. Через сказку можно затронуть конкретную семейную проблему и мягко подтолкнуть малыша к ее решению. Кроме того слушание сказки развивает абстрактное мышление, фантазию и творчество. Так может вместо нудных нотаций и нравоучений родителям стоит поговорить с ребенком на языке сказки? Приглушенный свет и мягкая постель – очень подходящая обстановка для озвучивания чудесных историй. Ведь сказки являются самым эффективным средством общения с детьми. В атмосфере полной безопасности, отправляясь в сказочное путешествие, родители и дети устанавливают тонкую, но очень прочную связь взаимопонимания. Во время сказочных странствий вы можете узнать о своем милом создании много нового и интересного, чего в повседневной жизни могли и не заметить. Некоторые сказочные сюжеты впоследствии определяют сценарий жизни человека. Так не лучше ли подобрать подходящий сюжет с раннего детства? Персонализированные сказки – самый легкий, самый естественный и самый сильный по своему воздействию путь формирования личности ребенка.




Ключевые слова: сказка, воспитание, конфликт,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх