Работая с детьми и их родителями, я заметила интересную вещь. Дети, которым с пеленок читали или рассказывали сказки, начинают раньше своих сверстников говорить, более открыты, общительны, смелы, уверены в себе и целеустремленны. В сказках заложена информация, способная подсознательно влиять на ребенка. Фольклорные сказки, предания и былины использовались тысячи лет для воспитания подрастающего поколения. Наши далекие предки передавали свой жизненный опыт с помощью притч, прививая детям такие нравственные качества как отзывчивость, сострадание, отвага, бескорыстие, доброта и вера в себя. Сегодня для воспитания сильной и успешной личности используются персонализированные сказки.
«Что за прелесть эти сказки!»
Маленькому Саше Пушкину Арина Родионовна с самого рождения рассказывала сказки. В 7 лет Саша написал свою первую поэму. Детство – это единственный период в жизни человека, когда он безоговорочно верит в волшебство, а значит и сам может сотворить чудо. Изначально в сказке заложен урок, который преподносится в виде волшебной истории.
Сказочный сюжет захватывает внимание ребенка, стимулирует его воображение, помогает разобраться в своих мыслях, понять эмоции и желания. Со временем малыш обязательно сделает нужный вывод из прочитанного. Если хорошенько вспомнить детство, то у каждого из нас есть самая любимая и загадочная сказка, слушая которую, мы взяли для себя самое важное и необходимое. Так, сказка с присутствием злодеев создает представление о том, что мир не безопасен и не всегда безоблачен, иногда набегают тучки и случается гроза. В то же время каждый человек знает наверняка, что добро непременно победит зло, но при определенных условиях. Эти условия тоже известны: если ты ничего не будешь бояться, будешь терпелив, слушаться маму и папу и помогать слабым.
В каждой сказке – свой скрытый умысел, поэтому для воспитания подрастающего поколения изобрели сказки с определенным уроком, необходимым конкретному малышу. И самое главное, главный герой в ней – реальный ребенок, который все делает сам: не боится, терпит, слушает, помогает, сражается, жалеет, любит. Такие сказки называются персонализированные. Метод персонализированной сказки придумал известный советский и российский педагог, психолог, доктор психологических наук Шалва Александрович Амонашвили. Подхватил его идею не менее известный педагог Андрей Маниченко, который написал множество персонализированных сказок для воспитания силы воли, доброты и развития мышления. А также целый набор сказочных историй для устранения детских капризов – от нежелания убирать игрушки до грубого обращения с родителями.
Персонализированные сказки
Для воспитания сильной личности необходимо, чтобы ребенок сам захотел стать таковой. Родители, привыкшие читать детям нотации, не замечают, что последние не приносят никаких плодов, а порой даже вызывают отвращение. Любой ребенок стремится к самостоятельности, к обретению собственного «Я». Но, к сожалению, каждое новое поколение наступает на одни и те же грабли, повторяя ошибки родителей.
Другой способ воспитания нам неизвестен. Желая ребенку самого лучшего, мы ведем себя так же, как когда-то наши родители. В результате к 4 годам у детей вырабатывается стойкий негативизм к любой просьбе. Так дите отстаивает свое право на самостоятельность, и родительское благое воздействие наталкивается на стену детского упрямства. Как же воспитать хорошие качества личности и искоренить плохие? По силе воспитательного воздействия лучше сказки ничего еще не придумали. Ведь сказка существует сама по себе, никому ничего не навязывая, но как чудодейственно ее волшебство! К тому же слушать сказки любят все дети, тем более, если главный герой в ней «Я сам».
В каждой семье – свои трудности. Персонализированные сказки помогут справиться с проблемой конкретного ребенка и избавить от страхов. К примеру, сын боится темноты. Для него отлично подойдет сказка, где он будет отважно спасать своего любимого кота в полной темноте, встречая на пути массу препятствий для выработки смелости. Сказку лучше не читать с листа, а рассказывать своими словами. Малышам порой, сложно воспринимать нагромождение литературных фраз, написанных книжным языком. Речь родителей им гораздо приятней и понятнее.
Волшебную историю рекомендуется рассказывать не от лица мамы или папы, а от лица куклы. Для этого пригодится кукла-рукавичка в виде одной из любимых игрушек ребенка, например, мишка-сказочник или лев. Игрушка усиливает воспитательное воздействие, так как беседы о морали будут вести не родители, а любимый герой. Дети неохотно доверяют родителям, а с другом можно поделиться самым сокровенным. Пусть хранитель сказок приходит к ребенку каждый вечер и дарит ему радость и волшебство. Текст сказки может придумать любой взрослый, но есть уже и готовые тексты для воспитания определенных черт личности. Перед тем как рассказать волшебную историю, родителям необходимо потренироваться, прочитать и рассказать несколько раз перед зеркалом готовую сказку с использованием имен ребенка и его друзей.
Приведем пример одной из персонализированных сказок.
Тёма и сон(Эта сказка для тех детишек, которые не желают засыпать)
В одном городе жил был мальчик. Звали его Тема. (Можно вставить имя вашего малыша). Он был самым обыкновенным мальчиком, таким же, как и другие дети. У него были мама и папа, бабушка и дедушка. Одна только особенность отличала его от других мальчиков и девочек – он очень плохо засыпал по вечерам. И Фея снов всегда очень долго ждала, когда можно будет послать Теме сказочный сон. Надо сказать, что в каждом городе есть своя Фея снов. В ее маленьком домике полным-полно серебряных колокольчиков – столько, сколько в городе детей. И, как только какой-нибудь малыш засыпает в своей кроватке, его колокольчик начинает звенеть, выводя особую мелодию. Фея достает из огромного кувшина мерцающий шарик и дует на него. Шарик быстро и плавно летит к адресату, неся ему сладкий сказочный сон. И тогда все дети города спят спокойно и растут. Ведь давно известно, что дети растут во сне, когда летают под облаками вместе с героями своих сказок. Так было из ночи в ночь. Дети сладко спали, спали и их родители, набираясь сил для нового дня.
А наш Тема тихо слонялся по своей комнате, уставший и голодный. От нечего делать он решил собрать свои игрушки. Тема стал медленно складывать из кубиков башню. Кубик на кубик, кубик на кубик… Мальчик не заметил, что начал строить эту башню с самого маленького и неустойчивого кубика. И когда все кубики уже стояли, выстроившись высоко-превысоко, башня вдруг наклонилась – кубики рассыпались, больно ударив Тему. На крик своего малыша в комнату вбежали испуганные родители. Но они увидели счастливые глаза своего ребенка. «Мама, папа, я все понял!» – кричал радостный малыш. «Я понял, как нарушился порядок в нашем городе! Я – это маленький кубик, который все сломал!» И они еще долго-долго говорили втроем о понятном и непонятном. О том, что еще предстоит узнать Теме, когда он станет взрослым. А потом наступил вечер. Тема лег в свою кроватку, закрыл глаза и стал мечтать, каким он будет, когда вырастет. И... незаметно уснул. В своем маленьком домике Фея проснулась от громкого и настойчивого звона колокольчика, которого она давно не слышала. Обрадованная, она отправила Теме самый прекрасный сон – сон о будущем. Этот сон был о звездочете, который умел разговаривать со звездами по ночам, и который когда-то был мальчиком, никак не желающим засыпать вечером в своей маленькой кроватке. Постепенно гасли огни в засыпающем городе. А из окна домика Феи все летели и летели, переливаясь волшебным светом, прекрасные детские сны. |
Сказка – не ложь, а метод решения конфликтов
Особенность персонализированной сказки – ее адаптированность под конкретного мальчика и девочку с их именем и индивидуальными особенностями. Ребенок понимает, что рассказ именно о нем, и история очень похожа на реальную, но с элементами фантазии. Персонаж проживает в родном городе, его окружают обычные люди, героями сказки являются его близкие – мама, папа, бабушка, дедушка, друзья и любимые игрушки. В персонализированной истории главный герой сталкиваются с уже известными сложностями, попадает в те же ситуации, как и малыш в реальной жизни. Чтобы установить порядок, персонаж вынужден преодолевать препятствия, заботиться о близких и помогать людям. Несомненно, мальчик, понимая, что герой очень добрый и сильный, будет стараться подражать ему в реальной жизни.
Дети часто стесняются открыто говорить о своих страхах, тревогах, боятся насмешек, не разбираются в чувствах, стыдятся проявления эмоций. Слушая сказку, малыш понимает, что он не одинок в мире детских чувств и переживаний, сказочная история вселяет в него надежду и укрепляет убеждение, что можно справиться с любой трудностью. В этом и состоит волшебство сказки – она помогает человеку разобраться в себе и почувствовать себя победителем.
Психологи настоятельно советуют метод персонализированной сказки для решения детских конфликтов. Часто прямые указания: «Не обижай младшего брата, убери свои игрушки и т.п.» не работают. Через сказку можно затронуть конкретную семейную проблему и мягко подтолкнуть малыша к ее решению. Кроме того слушание сказки развивает абстрактное мышление, фантазию и творчество. Так может вместо нудных нотаций и нравоучений родителям стоит поговорить с ребенком на языке сказки? Приглушенный свет и мягкая постель – очень подходящая обстановка для озвучивания чудесных историй. Ведь сказки являются самым эффективным средством общения с детьми. В атмосфере полной безопасности, отправляясь в сказочное путешествие, родители и дети устанавливают тонкую, но очень прочную связь взаимопонимания. Во время сказочных странствий вы можете узнать о своем милом создании много нового и интересного, чего в повседневной жизни могли и не заметить. Некоторые сказочные сюжеты впоследствии определяют сценарий жизни человека. Так не лучше ли подобрать подходящий сюжет с раннего детства? Персонализированные сказки – самый легкий, самый естественный и самый сильный по своему воздействию путь формирования личности ребенка.