Этот поезд уже несколько дней стоит на красноярских рельсах и до 14 марта с места не тронется. С виду – обычный серый пассажирский состав, зато внутри – футуристические экспозиции, неоновый свет и никаких «верхних» и «нижних» полок. Вместо проводников – экскурсоводы. С ними мы и отправились бродить по вагонам-залам Передвижного выставочно-лекционного комплекса «Российских железных дорог». За 40 минут я увидела самые современные отечественные поезда, узнала уровень собственной радиоактивности и почти научилась водить поезд.
От первого паровоза до «Сапсана»
В нескольких вагонах ПВЛК уместилась вся история российской железной дороги. Здесь уголок начальника станции конца XIX века соседствует с новейшими железнодорожными разработками. Вот макет высокоскоростного поезда «Аллегро» и самого быстрого российского электропоезда «Сапсан», курсирующего между Питером, Москвой и Нижним Новгородом. А рядом стремительная «Ласточка» – скоростной электропоезд, благодаря которому участники и гости Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи оперативно добираются до спортивных объектов. По окончании Игр «ласточек» обещают отправить в регионы на смену устаревшим поездам.
Размечтавшись о поездках в новеньких «ласточках» с современными системами климат-контроля и прочими атрибутами повышенной комфортности, я чуть было не застряла в дверях. Двери между вагонами тут открываются нажатием на кнопку и закрываются автоматически. Внедрить бы такую систему в обычных поездах!
А в следующем вагоне нас ждала экспозиция макетов локомотивов и всякой железнодорожной техники. Среди них – самый мощный газотурбовоз в мире ГТ1, разработанный российскими специалистами. Оценить все особенности газотурбовоза моему «нетехническому» уму оказалось не под силу, куда интереснее было разглядывать занятные макеты электровозов и тепловозов.
Помимо макетов техники на выставке представлены инфраструктурные панорамы, которые показывают, как устроена станция, железнодорожный переезд и другие объекты. Вот экскурсовод нажал на кнопочку, и поезд поехал мимо игрушечного вокзала. На лицах взрослых – детский восторг.
Как научиться управлять поездом за 5 минут
Мы перешли в очередной зал – импровизированный центр управления перевозками железной дороги. Здесь девушка-оператор на нескольких мониторах отслеживает сложные транспортные схемы. От работы ее не отвлекают даже наши громкие разговоры. «Вот как надо работать!» – смеются экскурсанты, проходя мимо сотрудницы-манекена.
На время стать работниками железной дороги смогли и члены нашей группы. Больше всех попробовать себя в роли машиниста захотел самый юный экскурсант – мальчик лет пяти. Взобравшись на тренажер машиниста, он уверенно стал передвигать рычаги. И мы поехали. Ехали, конечно, стоя на месте, но благодаря зазвучавшему стуку колес и движущимся картинкам на переднем и боковых экранах ощущения были вполне реальными.
Ядерный реактор, Челябинский метеорит и чудеса нанотехнологий
В следующем вагоне расположился зал инноваций и нанотехнологий. Редкий случай, когда абстрактные новейшие разработки можно увидеть и даже потрогать.
«Чувствуете тепло? – спрашивает экскурсовод у женщины, приложившей руки к двум, казалось бы, одинаковым стеклам. – А теперь?» – и включает под стеклами освещение. Это демонстрация работы энергосберегающих стекол со специальным покрытием из серебра. Зимой такие стекла удерживают тепло, а летом – отталкивают, чтобы дома не было слишком жарко. Были и другие инновации – долговечные теплоизоляционные материалы, сделанные из обычных пластиковых бутылок, модификаторы дорожного покрытия и т.д. Но самая высокотехнологичная разработка – макеты ядерных реакторов «Росатома».
Радиоактивность, кстати, присуща не только используемому в реакторах обогащенному урану, но и в разной мере каждому человеку. Узнать, сколько радиоактивных частиц сейчас распадается в твоем организме, можно прямо на экскурсии. Встаешь на универсальный радиометр, и прибор за секунду «считывает» показатель радиоактивности.
Чуть не забыла, среди прочих экспонатов красноярцам привезли фрагмент Челябинского метеорита. Метеорит (точнее, его маленькая часть весом в 1 кг) наделал год назад много шума, а теперь тихонько лежит под стеклом.
Выхожу на улицу – и снова музей превращается в обычный серый поезд. Но теперь-то я знаю: это только на первый взгляд. Будет время – загляните и берите с собой детей, им здесь точно понравится.