18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям

Фото Чтобы детсад не превратился в ад…

Фото Как защитить подростка от агрессии?

Фото Ваш ребенок – ваше зеркало: как воспитывать проблемных детей

Фото Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе


Как научить ребенка общаться: совместная деятельность и никаких соревнований

    Комментариев: 0     версия для печати
Как научить ребенка общаться: совместная деятельность и никаких соревнований

Совместная деятельность объединяет людей, это еще кот Матроскин подметил. А для пятилетнего ребенка, у которого фундамент будущей личности только начинает закладываться, и подавно такая деятельность полезна со всех сторон. С одной лишь оговорочкой: без соревновательного начала. Дошкольника необходимо оберегать от ситуаций, где он обязательно проиграет и будет чувствовать себя неудачником. Как примирить застенчивых и агрессивных, помочь ребенку раскрепоститься или успокоиться поговорим в этой статье.

 

Давайте поиграем!

Посещая детский сад, ребенок большую часть времени проводит в коллективе. Каждый из детей имеет свои особенности характера, кто-то подвержен агрессии, кто-то застенчив или эмоционально неуравновешен. Для сглаживания конфликтов и преодоления трудностей в общении со сверстниками хорошо, чтобы коллектив в группе был дружный, сплоченный. Тогда малыш чувствует себя уверенно, занимается с большим желанием, меньше устает и получает положительные эмоции. Воспитатель берет на себя ведущую роль в организации совместной деятельности, направленной на сплочение коллектива. Видя ситуацию изнутри, он может контролировать и направлять действия детей в нужное русло. Наилучший способ добиться взаимопонимания между детьми – игровая деятельность.

 

Игры на преодоление застенчивости

Для многих детей характерна застенчивость (не путать со скромностью). Если скромность – положительное качество, то застенчивость создает много сложностей. Психологи считают застенчивость – реакцией на страх, которая закрепляется в определенные моменты общения с другими людьми. Помочь ребенку преодолеть застенчивость и сформировать желание открыто общаться со сверстниками помогают театрализованные представления или разыгрывание какой-либо ситуации. Мои дети очень любят «показывать кукольный театр». Наша любимая сказка «Три поросенка». Желающие надевают на руки тряпичных кукол – волка, и трех поросят, остальные усаживаются в круг, я читаю текст, а герои разыгрывают то комедию, то драму. В процессе представления незаметно все дети оказываются вовлеченными в действо: сопереживают, смеются, радуются, хлопают в ладошки. В конце представления – лес рук, «можно я буду Ниф-Нифом, а я волком?» От застенчивости и стеснительности не остается и следа.

Строим рожицы и кидаем мяч

В последнее время появилось много эмоционально-неуравновешенных, гиперактивных детей. Чтобы скорректировать безконтрольные действия, вызывающие агрессивное или апатичное поведение, есть очень хорошая настольная игра «Гримасы». Негативные эмоциональные проявления не возникают сами по себе, а имеют определенные причины. Играя в «Гримасы», ребенку предлагается изобразить ту же эмоцию, что на картинке: грусть, ярость, раздражение, радость, счастье, гнев. Воспитатель, удивляясь догадкам детей, поддерживает атмосферу доброжелательности, учит осознавать свои эмоции и адекватно выражать их. В игре легко преодолеваются трудности эмоционального развития. Кроме того она позволяет наладить контакт с беспокойным ребенком и учит концентрировать внимание. В ходе игры один участник пытается строить гримасы, другие игроки должны отгадать, какую эмоцию изображает товарищ. Дети с удовольствием корчат рожицы, и любая из них вызывает веселье. Управление мимическими мышцами оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, наблюдательности, а приподнятое настроение укрепляет командный дух.

 

Еще мы любим играть в «Молчанку». Когда дети слишком шумят, я говорю:

– В давние времена ценили и брали на службу только тех людей, которые умели молчать. А вы умеете сохранять молчание. Давайте, превратимся в разведчиков, кто дольше промолчит.

В ответ – дружное «я», и по моей команде ребятки замолчали. Вижу, что многим так и не терпится что-то сказать, но правила есть правила, иначе не возьмут в разведку. Такая игра успокаивает и позволяет сбалансировать эмоции.

 

Для снятия агрессии подойдут подвижные игры. Такие как метание мяча в корзину, детский дартс или кольцеброс. Резкие замахи рук незаметно дают выход отрицательной энергии (психологи также советуют заниматься плаванием). Только не нужно устраивать соревнований, детям также как и взрослым иногда необходимы неорганизованные развлечения. Ребенок должен понять, что он может справиться со своей агрессией сам, не вымещая зла на товарища.

Познавательная деятельность

Игра – один из самых лучших способов раскрепощения детей, познавательные игры убивают двух зайцев сразу. Одной из таких игр в нашей группе является игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Воспитатель выполняет функцию ведущего, контролирующего выполнение правил игры с использованием знаний и умений ребенка, влияет на распределение ролей, подсказывает и создает новые ситуации, требующие поиска, вызывает положительное эмоциональное настроение, стимулирует инициативу и творчество. Участникам игры (6-10 человек) раздаются карточки с изображением негативной или позитивной поведенческой ситуации. Например, в трамвае стоит старенькая бабушка, а рядом сидит мальчик. Ребенку необходимо выбрать из двух других карточек нужную: либо мальчик уступает бабушке место, либо продолжает, как ни в чем не бывало сидеть, а бабушка стоит всю дорогу рядом. Игра основана на противопоставлении хороших и плохих поступков и учит ребенка правилам поведения. «Старенькая бабушка стоит, а мальчик сидит, это хорошо или плохо?» – спрашиваю я. Детям предоставляется возможность проявить логические и творческие способности. «Это плохо». Почему? Объясни, выскажи свое мнение. Или обратная ситуация: на картинке мальчик заступился за девочку, которую обижали хулиганы. «Это хорошо или плохо?». Снова выбор и не только в игре, но уже и в жизни, как буду вести себя я в подобной ситуации. Каждому ребенку дается возможность высказать свое мнение и привести пример из личной жизни. Словоохотливые детишки обязательно еще изобретут, какое доброе дело они сделают, а чего больше никогда в жизни делать не будут.

«Ребята, давайте жить дружно!»

Недаром в советские времена дети объединялись в пионерские и комсомольские организации. В одиночку навряд ли получится развивать в себе качества личности, дарованные природой. Это возможно только в коллективе, пусть даже в самом малом. Через дружбу и ссоры ребенок учится осознавать свое место в мире и делать нравственный выбор. Но дружить тоже нужно сначала научиться. Детский сад – лучшая школа дружбы. Под руководством взрослого человека (воспитателя) дети изначально поставлены в одинаковые условия. Ситуация равенства позволяет и активным, и неуверенным детям проявить личностные качества в полном объеме.

Пресс-конференция

Занятия в виде пресс-конференции – один из лучших способов подружить детей, предоставляя возможность индивидуального выступления. Провожу занятие в форме урока доброты. Прочитала детям рассказ о взаимовыручке и стала задавать наводящие вопросы: кто помог зайчонку донести корзинку с грибами, а кто не помог, помогаете ли вы дома своим родителям, какие добрые дела делаете. Оказалось, что родителям мало, кто помогает, за исключением двух-трех человек, однако желающих выступить было много. Что такое добрые дела мои пятилетки знали, потому что сплошь и рядом их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры делали их. Но совершить самому какой-то добрый поступок, детям как-то не приходило в голову, они даже не догадывались об этом. Теперь, узнав о пользе добрых дел, и самый застенчивый ребенок (очень даже смело), и самый агрессивный пообещали помогать маме мыть посуду, убирать за собой игрушки и заботиться о бабушке. В ходе пресс-конференции дети не просто раскрепостились и подружились, но и получили уроки нравственного воспитания. Теперь каждый день рассказывают, какое доброе дело они сделали вчера.

Чтение книг

Чтение художественной литературы – как нельзя лучше сближает детей. Во-первых, они жадно впитывают информацию, во-вторых, в копилке каждого есть какая-то своя схожая история. Читаем рассказ Н. Носова «Живая шляпа». После прочтения задаю вопрос, направленный на развитие воображения:

– Ребята, а что было бы, если Вовка и Вадик перевернули шляпу и обнаружили там не кота Ваську, а мышку? – дети замерли в нерешительности.

– Они бы, наверно, испугались, закричали, запрыгнули на диван, – наталкиваю я на ответ, но как бы ни так! Ничего пятилетки не боятся. Наперебой они стали рассказывать свои истории, припоминая все случаи, когда видели мышь. Я попросила рассказывать по очереди. Ксюша видела живую мышь у бабушки в деревне, но она ее вообще не испугалась, Максим безо всякого страха наблюдал картину, как кошка поймала мышь. Кирилл вообще видел один раз, как одна мышь пожирает другую и заинтересованно наблюдал за этим. Лиза видела маленькую мышку на улице, Настя – на речке, Данил – на даче, но объединяло всех одно – никто (кроме меня) не боялся мышей. Поэтому вопрос про мышь и нелепые предположения ввели их в замешательство. В результате, высказавшись и удовлетворив коммуникативный интерес, каждый из ребят чувствовал себя смелым, храбрым и вообще супергероем.

Хороводы и утренники

Одной из эффективных форм взаимодействия детей являются совместные хороводные игры. В таких играх отсутствуют предметы и признаки соревнования, дети действуют одновременно и одинаково. Эмоциональные движения и общность действий создают особую атмосферу единства и близости детей, что оказывает благоприятное влияние на развитие общительности и межличностных отношений.

 

Мои дети тоже очень любят водить хороводы, особенно «Каравай» для именинника, поэтому они очень дружные, но сразу по ним так не скажешь. Я заметила это только на новогоднем утреннике, к которому мы тщательно готовились в течение месяца. Каждый день по три раза прогоняли сценарий, по очереди ребята рассказывали стихи и пели песни. В результате, самые шустрые и способные знали не только текст своего стихотворения, но и стихотворения товарища. В волнующие моменты утренника, когда на нарядных малышей пришли посмотреть родители, бабушки, дедушки и заведующая детским садом, некоторые из ребят все-таки забыли про свою очередь и перепутали слова. Но со стороны все смотрелось очень даже здорово, и вызвало улыбку умиления. Одна из девочек скомандовала, кому сейчас выступать, другая подсказала текст. Не смотря на то, что в будние дни дошколята часто держатся разобщено и часто ссорятся, в самые ответственные моменты – выступают, как одна команда. «Мои ребятки не пропадут», – подумала я и после утренника от души похвалила всех:

– Ребята, вы молодцы! Давайте и дальше жить дружно и всегда приходить друг другу на помощь. Тогда ваша жизнь будет интересной и счастливой!

Автор Юлия Савельева




Ключевые слова: как научить общаться, дети, застенчивость, игры с детьми,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх