18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Любовь или зависимость? Типы личности, неспособные любить

Фото Когда закончился конфетно-букетный период: совместимы ли вы?

Фото В чем ваш талант и где его применить?

Фото Легко ли русским за границей? Особенности адаптации иммигранта

Фото Как и где познакомиться с достойным мужчиной

Фото Повторный брак: стоит ли начинать сначала?

Фото Ловушки «счастливой» любви

Фото Что мы (не) должны своим родителям?

Фото Эта встреча была не случайна или По какому принципу подбираются пары

Фото Стой, а то мама будет стрелять! О гиперопеке и «властном» воспитании в...

Фото Мифы о памяти

Фото Суицид: взгляд с позиции психологии и психиатрии


Отношения между детьми в детском саду. Первые роли и иерархия

    Комментариев: 3     версия для печати
Отношения между детьми в детском саду. Первые роли и иерархия

Ты – сапожник, ты – портной,
я – терминатор, а ты кто такой? 

Дети такие интересные. В любой группе детского сада можно найти явного и скрытого лидера, «подчиненного», агрессивного, застенчивого и просто рубаху-парня. Родители часто даже и не подозревают, какая роль отведена их ребенку, какие эмоции он испытывает, почему ведет себя так, а не иначе. Как складываются отношения в группе пятилетних детей и от чего зависят, поговорим в этой статье.

 

Первые социальные роли

В старшей группе, в которой я работаю, явно выделяется несколько ярких личностей. При этом необязательно как-то привлекать к себе внимание. Лева, например, в основном молчит, но его очень уважают, потому что он приносит из дома много игрушек и всегда делится с товарищами, он не драчун и никого не обижает. А вот Данил – явный лидер, всегда в центре внимания, он любит выкрикивать шутливые фразочки, задирается, любит исследовать все новое, смелый и игривый. Денис – очень умный мальчик, много знает, красиво говорит, но почему-то проигрывает на фоне харизматичного Данила. Не раз замечала, что, когда Данил не приходит в детский сад, Денис активизируется и притягивает к себе группу детей. Когда Данил и Денис в одном обществе, ребята почему-то предпочитают Данилку-проказника. Даже, когда он сидит наказанный за плохое поведение на стульчике, мальчики так и вьются вокруг него, ждут, когда тот освободится, некоторые согласны даже разделить наказание и посидеть вместе с другом.

 

Мальчики и девочки

Девочки обычно играют отдельно от мальчиков, но и в их коллективе есть какая-то иерархия.
Те, кто знает правила игры в «дочки-матери», обычно объединяются в небольшие стайки, те, кто не согласен с этими правилами или выдвигает какие-то свои – в стороне. Марина, например, упрямая девочка, часто не подчиняется общим законам, поэтому держится особняком или играет с мальчиками, почему-то они ее всегда охотно принимают в игру. И не только принимают, а очень любят, на вопрос: «Кто станет в пару с Мариной?», – желающих мальчиков всегда несколько, может, потому, что она удивительно красива и по-своему женственна?

 

Миша – немного агрессивный мальчик, часто выкрикивает воинственные фразы, грозится всех заколоть мечом, обычно мальчики не принимают его в игру, видимо, не знает правил. Зато Миша – лучший друг армянской девочки Маруси, воспитывающейся в соответствии с национальными традициями, где женщина должна быть женственной и подчиняться мужчине. Но самое интересное, что в тандеме Миша-Маруся, командует как раз таки Маруся. А вот с девочками Маруся не играет совсем, они ее сторонятся, может, потому что она слишком примитивно мыслит?

Научный взгляд

Группа детского сада – первый социальный опыт ребенка, и от того, как сложатся отношения с первой в его жизни общественной формацией, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Но по какому принципу распределяются роли в коллективе, и как можно повлиять на скрытую иерархию? С этими вопросами я обратилась к психологу детского сада № 5 г. Томска Ждановой Ольге Николаевне:

 

– Уже, начиная со средней группы детского сада, в кругу детей возникают устойчивые избирательные отношения. Одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. В связи с этим выделяется несколько социальных статусов детей.

 

Социальные статусы детей

Предпочитаемые – те дети, которые находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за внешние данные, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность без колебаний брать на себя ответственность, не бояться риска.

Принятые – особенно не выделяются, простые и открытые для общения, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя никакими сверхспособностями они не обладают.

Пренебрегаемые – непринятые в игру, они часто чувствуют равнодушие или неприязнь одногруппников. Чаще всего это драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные – это тихони, которых не видно и не слышно, они не участвуют в общих играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.


В процессе общения детей разных статусов возникают конфликтные ситуации, в ходе которых тот или иной ребенок выбирает близкий по духу тип поведения:

Обидчивые дети

Это проблемные дети, они обижаются с поводом и без повода, отравляя жизнь себе и другим. Ведь непрощенные обиды разрушают дружбу. Обида начинает проявляться в пятилетнем возрасте, так как в этом возрасте возникает потребность в признании и уважении сверстника. Феномен обиды – способ самоутвердиться.

Застенчивые дети

Отличаются повышенной чувствительностью к оценке окружающих и обостренным ожиданием этой оценки. Удача на короткое время успокаивает их, но в случае неудачи обостряется всплеск робости и смущения. Ребенок неуверен в своих действиях и в их оценке. С одной стороны он хочет привлечь к себе внимание, с другой стороны, боится выделиться из толпы.

Демонстративные дети

Таких детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любым возможным способом. Они активны в общении, отношения с другими детьми являются для них средством самоутверждения, как правило, они стремятся любыми способами получить положительную оценку себя и своим поступкам. Противопоставляя себя сверстнику, они, таким образом, выделяют свое «Я».

Агрессивные дети

Для таких детей другой ребенок выступает как противник, конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивные дети практически не отличаются от сверстников, они используют вполне адекватные способы общения, но при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая формы нанесения ущерба. Такое отношение отражает особый склад личности и ее направленности, которая предполагает специфическое восприятие другого как врага. 


У одних детей агрессия мимолетна, импульсивна, не отличается особой жестокостью и используется для привлечения внимания сверстников. У других – агрессия используются для достижения конкретной цели (получить желанную игрушку) и имеет устойчивые формы. У третьих – мотивацией агрессии является намеренное причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Часто происходит нарастание частоты и жестокости агрессии от первой группы к третьей. Однако, несмотря на различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

По сути, всех проблемых детей объединяет одна общая цель – фиксация на оценке самого себя, сосредоточенность на собственной ценности, «что Я значу для других». Распределение ролей зависит от личностных качеств и внутреннего благополучия ребенка. Если маленький человек чувствует недостаток или избыток внимания, давление со стороны взрослого, он попытается самоутвердиться в кругу сверстников тем способом, который ему наиболее доступен. Избежать иерархии почти невозможно, в группе всегда есть ведущие и ведомые, по этому принципу устроено общество в целом. Взрослый человек, воспитатель, учитель, организатор может лишь способствовать сплочению группы. Участие в публичных общественных мероприятиях, в совместных ролевых играх без соревновательного начала, безусловно, создает атмосферу принятия и примирения между конфликтующими детьми.

Хотите узнать мнение психолога относительно воспитания детей?

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

ОНЛАЙН. БЕСПЛАТНО

 

Каких детей предпочитают в группе, а каких нет

По оценкам исследователей, наиболее предпочитаемые дети в группе – это те, которые готовы помочь, где нужно, уступить, выслушать, поддержать общее дело. Даже находясь в позиции обиженного, они предпочитают решать вопросы мирным путем, не наказывая и не обвиняя других. Чуткость, внимание, отзывчивость, щедрость, бескорыстность, умение сопереживать – вот те нравственные качества, за которые ценят, если их нет, ребенок рискует стать изгоем в обществе. Популярных детей отличает не интеллект, не творческие и не организаторские способности, а, прежде всего доброжелательность.

 

После индивидуальных нравственных качеств ребенка следующим по популярности стоит критерий – общность интересов, и здесь чаще всего разделение на подгруппы происходит по половому признаку. Взаимные симпатии возникают, исходя из схожих внешних жизненных обстоятельств, эмоционального благополучия, речевой культуры и способности ребенка к общения вообще.

 

Что значит быть общительным

Общительность – это отчасти наследственная черта характера, но многие психологи склонны считать, что наличие или отсутствие оной определяется ранним жизненным опытом малыша. Если в первые месяцы жизни он получил достаточно тепла, заботы, ласки, любви, то обрел чувство доверия к миру, которое и делает его активным, смелым, общительным. В отличие от сверстника, выросшего в режиме кормления и ласки по часам. Еще одной из важных причин отсутствия общительности является демографический кризис. Многие дети растут без братьев и сестер, что обедняет социальный опыт ребенка, его мышление и предпочтения. Коллективные игры заменяет игра в одиночку, иногда даже не с игрушками, а с компьютером. В результате чего прослеживается рост агрессивности и эмоциональная глухота к нуждам другого ребенка.

 

Острые проблемы демографического развития России

 

Предпочтение ребенка в группе предполагает знание общих правил игры и умение играть по этим правилам. А также способность исполнять разные роли в игре: роль слушателя, исполнителя, ответственного и роль принимающего главные решения. Последнюю играет, как правило, лидер группы.


Какие качества определяют лидера?

Энергичность, красноречие и напористость еще не гарантируют того, что за тобой потянутся окружающие. Встречаются дети, которые умеют говорить, общительны, обаятельны, компетентны в том или ином вопросе, доброжелательны, уверены в себе, но они – не лидеры в группе. В дошкольном возрасте лидера в группе выделяет лишь одна черта – способность увлечь за собой сотоварищей. Он умеет ставить собственные цели, не боится незнакомых ситуаций, смел, азартен, первым начинает какое-то дело, а остальные следуют его примеру. Именно такой наш Данил, абсолютно бесстрашный (хотя сам он, наверно, еще и не подозревает об этом) и инициативный.

 

Почему некоторые дети становятся отверженными в коллективе?

Дезориентация ребенка в социальных отношениях окружающих, незнание правил игры и нежелание следовать им является основной причиной отверженности в группе. Когда малыш не понимает соотношение ролей в коллективе, почему не всегда можно высказывать свое мнение и почему надо подчиняться лидеру группы, на него обрушиваются насмешки и агрессия. Если ребенок не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих детей, значит, у него нет необходимого опыта общения, он не умеет договариваться. Наличие или отсутствие этого качества определяет степень включенности в игру. Поэтому одни дети легко и непринужденно входят в любую компанию, а другие – вечно в стороне. Приобретение опыта социального общения происходит постепенно и не без участия взрослого.

 

Ребенок может быть отвергнут сверстниками и по той простой причине, что он неприятен внешне. Например, полный, неповоротливый, некрасивый, неопрятный, плохо одет, шмыгает носом, имеет какие-либо дефекты – бородавки, болячки, косоглазие, хромоту, непропорциональное телосложение, изуродованные части тела или инвалидность. Какими бы гуманными ни были на этот счет взгляды взрослого, у ребенка свое видение. «Особенных» детей другие дети не принимают не только в игру, но и в свое общество. Поэтому без чуткого руководства взрослого, без специальной организованной работы здесь не обойтись. Коллектив оказывает положительное влияние на индивидуальное развитие личности только в том случае, когда положение малыша в системе межличностных отношений благополучно. О том, как добиться такого положения при участии взрослых, – в следующей статье.

 

Автор Юлия Савельева




Ключевые слова: коллектив, социальные роли, статус детей, общение, конфликты, дети, группы,



Всего: 3
Евгения
07.02.2014 13:34

У нас растет 4-летняя дочка. Два месяца назад стали посещать муниципальный садик. До этого с девочкой сидела бабушка. Дочка до сих пор не любит ходить в сад, плачет, когда утром ее поднимаем. Вроде бы должна уже была привыкнуть. Она у нас общительная, очень хорошо говорит, с лидерскими чертами в поведении, недурна собой. На вопросы - обижает ли ее кто-нибудь, говорит, что нет, что воспитатели хорошие. Как поменять отношение к детскому саду, потому что, ежедневные страдания уже наблюдать невозможно? Спасибо!

Адрес: , .

Телефон: .

Сайт:

0 : 0

Помню, я тоже не хотела ходить в детский сад, (меня поздно отдали в 3,5 года), с любимой бабулечкой мне было лучше, она меня баловала. А потом привыкла, и детский сад мне стал очень даже нравиться. Одному ребенку для адаптации нужно больше времени, другому - меньше. Период адаптации в среднем длится от 2 до 10 месяцев. Может, вам стоит подождать?

Адрес: , .

Телефон: .

Сайт:

0 : 0
Cпециалист портала
Shavkat
18.11.2014 22:59

kakie meditsinskiye igri mojno igrat s detmi v kachestve profilaktiki zubov

Адрес: , .

Телефон: .

Сайт:

0 : 0
Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх