18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Хороший я или плохой? Как формируется самооценка ребенка

Фото Ко Дню защиты детей: секрет здорового детства в подвижных ножках

Фото Что делать, если ребенок избалован?

Фото Воспитан ли ваш ребенок? О психологической готовности к школе

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям


Непослушный ребенок: кардинальные меры воздействия

    Комментариев: 0     версия для печати
Непослушный ребенок: кардинальные меры воздействия

Часть I. Часть II.

 

Несмотря на все попытки выстроить хорошие отношения с ребенком, сохраняя спокойствие и настойчивость в последовательном воспитании, у вашего малыша все равно проскальзывают фразы: «Попробуй заставь меня!» или «Ты мне не начальник!» Может статься, что вы уже дошли до точки, когда хочется рвать волосы на голове не только у себя, но и у него тоже. Именно в этот момент нужно сменить тактику и заставить ребенка взять на себя ответственность за проблемы, которые им же созданы.

 

Отправляем в угол

Как уже говорилось, физические наказания не действуют на непослушного ребенка, а лишь подогревают его интерес подпитываться гневом взрослого. Нежелательный результат наказаний приводит еще и к тому, что у наказанного растет чувство обиды. Из мести он может придумать очередные выходки, которые повлекут новое наказание. В случае полной беспомощности родителям нужно перейти к кардинальным мерам воздействия. А именно, как советуют западные психологи, отправить проказника в угол. Это негативное последствие плохого поведения. Оно не научит ребенка правильно вести себя, но он узнает, каковы будут последствия, если продолжить себя вести так же, и поймет, что главный в доме не он.

 

Выбираем место

Отправляя упрямца в угол, родители не должны быть в состоянии гнева, который как зеленый свет означает для него, что он добился желаемого – вывел взрослого из себя. Цель данного наказания – восстановить правильную иерархию в доме и дать конфликтующим сторонам время остыть. Нужно определить место, где будет этот угол. Лучше, если это будет скучное место, где ничто не будет отвлекать внимание ребенка, например, прихожая, ванная или спальня родителей, но не та комната, в которой можно смотреть телевизор. Не рекомендуется использовать для этих целей детскую комнату, потому что там слишком много игрушек и других развлечений. Ребенок должен быть обращен лицом к стене, но не утыкаться в стену. Важно также, каким образом родители осуществляют наказание. Необходимо объяснить причины, почему его поставили в угол, чтобы ребенок понял, что он поступил плохо и должен нести наказание. После того, как определено место, и ребенок понял, что наказание стало следствием его плохого поведения, обязательно нужно осуществить намерение. Часто бывает так, что родители отправляют дитя в угол, а оно оттуда сбегает. Дети должны знать границы дозволенного, обычно, они пытаются их нарушить, но родителям важно сдержать свое слово и, если нужно, возвращать в угол снова и снова.

 

Определяем минимальное время

Во время стояния в углу ребенок должен успокоиться, освободиться от эмоций и начать раздумывать, как выйти из этого положения. Это должно произойти до того, как к нему обратится кто-то из взрослых. Эмоции здесь, что с той, что с другой стороны неуместны, они лишь испортят воспитательный момент. Часто взрослые обращаются к детям, когда они еще находятся в сильном возбуждении, и пытаются взывать к рассудку. Это большая ошибка. Важно дать ребенку успокоится, это время не всегда может совпадать с установленными рамками. Минимальное время нахождения в углу должно составлять от одной до двух минут из расчета на каждый год возраста ребенка. Например, шестилетний ребенок должен находиться в углу минимум от 6 до 12 минут. Если нужно больше времени, чтобы успокоиться, продолжительность наказания можно увеличить. Ни один ребенок еще не умер от нескольких лишних минут в углу. Малышам младше 4 лет обычно достаточно две-три минуты, чтобы прийти в себя и осознать последствия плохого поведения. Время пребывания в углу должно быть минимальным. Многие родители совершают ошибку, когда по истечении минимального времени спрашивают провинившегося, готов ли он попросить прощении и выйти из угла. Ребенок говорит «нет», а родители вместо того, чтобы уйти, начинают с ним вести душещипательные беседы. В действительности, ребенку нужно просто больше времени побыть одному и он в доступной форме пытается донести это до родителей.

 

Сохраняем позитивные отношения

Случается так, что многие дети рассматривают время пребывания в углу как возможность избавиться от нотаций, ворчания, раздражения и стенаний взрослых. Поэтому угол как мера наказания не должен использоваться ребенком как возможность отдохнуть в тишине от надоевших воплей родных. Отношения между взрослым и ребенком должны быть позитивными, и, если вы решились прибегнуть к кардинальным мерам, то начинать надо, прежде всего, с установления доверительных, добрых отношений. Время, проведенное в углу, должно означать для воспитанника лишение позитивного внимания, то есть лишение того, чего он любит, и что доставляет ему удовольствие. Еще одна причина, по которой это наказание может показаться неэффективным – злоупотребление им. Если взрослый прибегает к нему всякий раз, когда ребенок ведет себя плохо, оно теряет свою силу. Отправлять в угол лучше всего для передышки от активных действий, чтобы дать время для раздумий и перестройки. Угол – один из способов положить конец плохому поведению, но отнюдь не единственный.

 

Разрабатываем план будущего поведения

Когда ребенок осознает свой проступок и захочет попросить прощения, его ответ не должен быть размытым, например: «Я буду хорошим и не буду больше бить брата», - это просто пожелание. Надо, чтобы у малыша был разработан план, например, «В следующий раз, когда мой братик отберет у меня игрушку, я не буду бить его, а объясню, что так поступать нехорошо, или позову на помощь маму». Взрослый, который осуществляет наказание, должен обратиться к малышу с вопросом. Если ребенок старше 6 лет: «У тебя есть план, как вести себя по-другому в следующий раз?» Если ребенку меньше 6 лет: «Ты готов попросить прощения у брата? Ты намерен исправиться и не делать так больше?» После того, как наказанный выйдет из угла, его необходимо приласкать, поцеловать, похвалить за осознание плохого поведения и не забывать в будущем обращать внимание и хвалить за хорошие поступки.

 

Удержание силой

Многие родители могут воскликнуть: «А что делать, ели ребенок не хочет отправляться в угол?» Ответ на этот вопрос нашли американские практикующие психологи Рэй Леви и Билл О’Хенлон, которые используют физическую силу, чтобы удержать проказника в углу. Дети не только не любят идти в угол, но часто не желают там оставаться. Когда наказанный выходит из угла без разрешения, он показывает, что не понимает эту структуру подчиненности, поэтому родителям нужно дать понять неслуху, что они готовы пойти на более суровые меры, чтобы овладеть ситуацией. С детьми младшего возраста, когда родители уверены, что физически справятся, метод «удержание силой» нужно использовать в прямом смысле, крепко удерживая упрямца в углу против его воли.

 

Чтобы безопасно удержать силой, сядьте позади ребенка, обхватите его за руки, скрестите свои ноги поверх его и крепко прижмите его к себе. Свою голову поместите между его головой и плечом, чтобы не давать ему бодаться. Кроме того, держите свои руки так, чтобы он не мог укусить вас. Таким путем можно удерживать ребенка, не опасаясь телесных повреждений. Этот метод важно использовать только в качестве крайней меры. Конечно, во время практического выполнения этого наказания в родительском сердце будет бушевать буря эмоций, но, ни в коем случае, нельзя допустить, чтобы ребенок заметил гнев. Если ребенок во время наказания почувствует, что вы озлоблены, то позже он выместит такую же злобу на вас.

Наберитесь терпения

Наказанному, конечно, не понравится, когда его удерживают силой, и он постарается вывернуться. Однако крепко удерживая его руками и ногами, позволить ему высвободиться можно лишь после выполнения условий: ребенок должен прекратить вырываться, пока вы его не отпустите сами. Выдержав минимальное время и перестав вырываться, он должен ответить «да» на вопрос: «Ты готов сам пойти в угол?». Минимальное время удержания определяется примерно из расчета 30 секунд на каждый возраст ребенка. Например, шестилетнего малыша нужно удерживать три минуты. Если спустя минуту он говорит: «Ну ладно, теперь можешь отпустить меня, я сам буду сидеть в углу», то ответьте: «спасибо, что сказал мне об этом». Но выпускать его нельзя, пока не истечет минимальное время. Иногда бывает, что ребенок начинает кричать или плакать, чтобы вернуть себе хоть часть утерянной независимости. Наберитесь терпения, это не страшно. Ваша цель – добиться того, чтобы он перестал сопротивляться и делал то, что ему говорят. Как только виновник перестал сопротивляться, тем самым он показывает и признает структуру подчиненности, признает, что взрослый здесь главный и не обязательно это выражается словами. Наказанный должен оставаться в углу до тех пор, пока не выполнит поставленных условий.

 

Поначалу приходится переходить от удержания силой к отправлению в угол и обратно несколько раз, тем самым непослушные дети проверяют взрослых на стойкость. Ребенок может громко кричать: «Я не могу дышать!» или «Я ненавижу тебя, ты самая плохая мама (или папа)», словесные выпады могут задеть за живое, но их нужно проигнорировать. Слова – лишь крючки, на которые попадают взрослые и вступают в спор с упрямцем. Ребенок может отчаянно бороться, но постарайтесь быть сильнее и не уступать в этой схватке. Практика показывает, что спустя какое-то время ребенок согласится оставаться в углу. За 20 лет применения данной практики ни один ребенок не получил травмы. Удержание силой очень изматывает, поэтому использовать этот метод нужно только тогда, когда удобно родителям, заручившись поддержкой близких, и когда для этого достаточно энергии. После того, как вы разрешили ребенку выйти из угла, обнимите его и при первой же возможности отметьте его хорошее поведение.

Меры предосторожности

Удержание силой – это испытание для всех, и оно может расстроить кого угодно. В некоторых случаях его проведение может оказаться тяжелее, чем это необходимо. Самый распространенный случай, когда взрослый, разгневанный на ребенка, начинает кричать на него или, обхватывая, сжимает слишком сильно. Если вы чувствуете, что не в состоянии остаться в стабильном и спокойном состоянии, даже не пытайтесь применять этот метод. Не применяйте его и в тех случаях, когда у вас не хватает самоконтроля, если вы сам страдаете от дефицита внимания с гиперактивностью, пытаетесь справиться с проблемами, связанными с наркотической зависимостью, либо токсикоманией, или вообще с трудом справляетесь с гневом. При этих обстоятельствах удержание силой лишь ухудшит положение ребенка, приведет его в ярость и вызовет новые проблемы.

 

Удержание силой не рекомендуется применять к детям, которые в прошлом были подвержены сексуальному насилию или в младенчестве ограничивались в движениях более суток, находясь в послеродовом реанимационном отделении. В этих случаях удержание силой может вызвать у детей посттравматический стресс. Если у ребенка есть физические расстройства, затрагивающие мускульную систему (например, ДЦП) к нему также недопустимо применять данный метод наказания. В таких случаях ребенок не в состоянии расслабить мышцы. Вместо этого лучше удерживать ребенка на полу лицом вниз, руки вдоль корпуса.

Консультация психолога

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС

Онлайн. Бесплатно

Проконсультируйтесь с психологом по поводу возможных альтернативных решений

Конечно, удерживая ребенка силой, взрослый человек сам будет ужасно переживать и беспокоиться, как бы не нанести ему травму, не оставить рубцы в душе или не вызвать ненависть к себе. Главное – понимать, что структуру подчиненности и пределы допустимого вы устанавливаете для ребенка, любя его. Вы не бьете его, а говорите: «Если ты сам не можешь себя контролировать, я помогу тебе научиться этому». Кроме того, контроль и осознание пределов дозволенного помогают детям развиваться.

 

Если метод «удержание силой» по какой-либо причине кажется вам неприемлемым, можно сделать что-то другое, например, запереть ребенка в комнате. Но при этом нужно быть готовым, что все в комнате будет разворочено. Или выставить ребенка на улицу и дать ему поостыть там. Эта мера очень эффективна, особенно для подростков. С детьми, которые не подчиняются, придется устраивать сражения, безнаказанными оставлять их нельзя. Удержание силой – это такое последствие, которое детям очень не нравится, поэтому они скорее попытаются найти какое-то решение проблемы и избежать этого в будущем, что пойдет на пользу и детям и родителям. Таким образом, у ребенка вырабатывается управляемое послушание, которое не только учит ребенка повиноваться, но и тренирует родителей, не повторять команды и не читать непрерывно нотации.

Автор Юлия Савельева




Ключевые слова: наказание, ставить в угол, воспитание ребенка, непослушный,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх