Не желая усугублять аэрофобию читателей, скорее, наоборот, стремясь справиться со своей, я пустилась на поиски информации и выяснила: в году существует два пика частоты авиакатастроф – в декабре и в августе. Говорят, что первый пик связан с царствующей плохой погодой в северном полушарии Земли, а второй – с пиком пассажирских авиаперевозок. Давайте же разберемся, стоит ли бояться перелетов и как себя вести в случае нештатной ситуации на борту.
Авиакатастрофы: история и статистика
Собственно, авиакатастрофы начались сразу же после возникновения авиации – это и немудрено. Было бы наивным думать, что небо покориться человеку сразу и без жертв. По иронии судьбы, или, может быть, согласно провидению, первая авиакатастрофа произошла при участии одного из первых авиаторов. В 1908 году, спустя целых пять лет после того, как братья Райт сумели совершить первый контролируемый (в заданном направлении и с возможностью посадки в нужном месте) полет на дальнее расстояние, Орвилл Райт угробил своего пассажира. Конструкция биплана попросту не выдержала веса двух людей и во время набора высоты развалилась. Пассажира раздавил двигатель, а пилот сильно травмировался.
Современные авиакатастрофы можно разделить на те, в которых выжить практически нереально – к ним можноотнести, в частности, те, которые происходят на большой высоте в несколько тысяч метров, но они довольно редки, и на другие – вопрос выживаемости в которых в большой степени зависит от правильности поведения самого пассажира. Исследованиями статистики и причин авиакатастроф часто занимаются по заказу правительства США. И вот что было выяснено в одном из таких масштабных исследований, предметом которого были авиаварии в период с 1993 года по 2000-ый. В это время в США произошло 568 авиакатастроф с участием 53500 людей. Из них 51200, более 90%, выжили. Из всех крушений серьезными были признаны 26 случаев, в которых выжило более половины участников.
Авиакатастрофа – не смертный приговор
В Интернете вы можете найти много утверждений по поводу того, что, якобы, авиатранспорт по статистике является самым безопасным видом транспорта. Это правда лишь отчасти – самолет безопаснее поезда, если считать количество происшествий на милю пути. Если же посчитать количество аварий на час поездки, то более безопасным окажется поезд. Все дело в том, что самолет движется значительно быстрее поезда.
Однако, как выяснилось, участие в авиакатастрофе не означает смертный приговор. Исследования показали: если бы пассажиры правильно себя вели, то выжили бы однозначно – огромная часть смертей произошла из-за задымленности и пожара, с которыми можно бороться, а не по причине прямого воздействия на тело. Конечно, все случаи катастроф очень индивидуальны, и те меры безопасности, которые могут спасти жизнь в одних условиях, могут оказаться совершенно бесполезными в других. Но есть и общие рекомендации.
Без паники, но с планом!
Сохранение ясности мышления – это чуть ли не главное условие выживания, причем не только в авиакатастрофе. Для того чтобы не поддаться панике, хорошо хотя бы примерно представлять себе, как устроено окружающее пространство и какими свойствами оно обладает. Обязательно выслушайте информацию, которую сообщают в начале полета стюардессы, прочитайте то, что написано в листовках, находящихся в карманах сидений. Посмотрите, где находится аварийный выход, прочтите инструкцию по его пользованию и посчитайте количество рядов сидений от вашего места – вполне возможно, что во время катастрофы нужно будет быстро двигаться в темноте или задымленности. 1,5 – 2 минуты после происшествия называют «золотым периодом» – нужно максимально использовать этот короткий промежуток для своего спасения.
Укромное местечко
Чаще всего как о самых безопасных говорят о местах, близких к выходу. Здесь, пожалуй, стоит сказать, что отличаются как модели самолетов, так и сами происшествия. В одних выживали пассажиры, находящиеся в хвосте, в других – те, что сидели возле крыла или в носу самолета. Статистика же говорит о том, что люди, занимавшие места за задней кромкой крыла выживают в 69% случаев. Аналогичный показатель среди пассажиров с местами перед крылом - 59%, а в носовой части самолета - 49%.
Спасительная поза
Рекомендуемая поза во время авиакатастрофы не всегда была такой как сейчас – сгруппировавшись. В разное время она менялась на бортах разных авиалиний. Надо сказать, в эконом-классе современных самолетов зачастую очень сложно принять такое положение тела – слишком мало места. В любом случае самыми логичными позами будут либо группировка (она позволяет избежать компрессии позвонков во время удара о землю, если самолет падает плашмя, а не носом вперед, как в «штопоре»), либо посадка прямо уперевшись руками в спинку впередистоящего кресла. Ручную кладь положите под кресло. Хорошо бы защитить голову – подушка пригодится не только для сна. Уберите острые предметы. Пристегните привязные ремниВо время полетов часто можно увидеть, как люди пренебрегают использованием ремней и применяют их неправильно. Ремень должен быть подогнан плотно, каждый сантиметр дает возможность силам гравитации повредить ваше тело. Такую рекомендацию единодушно дают эксперты. Интересно, что в стрессовой ситуации, когда нужно действовать быстро, и покинуть, например, горящий или тонущий самолет, не все люди могут быстро сообразить, как ремень расстегнуть. По привычке и аналогии с ремнем автомобильным, они стараются отыскать пальцами кнопку и нажать на нее, забывая о том, что в самолетах ремень размыка
Дым отечестваБольшая часть катастроф сопровождается пожаром и задымлением салона. Причем, дым может унести жизни гораздо большего количества людей, чем огонь. Всего несколько вдохов могут вызвать отравление угарным газом и потерю сознания, которое ни в коем случае нельзя терять во время аварии. Если распространился дым, возьмите ткань, намочите ее любой жидкостью на основе воды, закройте ею нос и рот и вдыхайте через нее. ется путем отгибания скобки. |
Свобода передвижения
Как уже говорилось, порой в чрезвычайных ситуациях люди способны на необъяснимые глупые поступки. Один из них – попытка взять с собой личные вещи покидая аварийный самолет. Время спасения очень ограничено, поэтому нужно остановить нежелающих бросать свой багаж – они задерживают и других. Не стоит вступать в препирательства и выяснение отношений с пассажирами, демонстрирующими неадекватное поведение – быстрее выбирайтесь из самолета, если он уже на земле, и бегите подальше – возможны взрывы. Надев спасательный жилет, не надувайте его в салоне самолета – это очень ограничит вашу мобильность.