18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Хороший я или плохой? Как формируется самооценка ребенка

Фото Ко Дню защиты детей: секрет здорового детства в подвижных ножках

Фото Что делать, если ребенок избалован?

Фото Воспитан ли ваш ребенок? О психологической готовности к школе

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям


Детский моббинг – болезнь современной школы

    Комментариев: 0     версия для печати
Детский моббинг – болезнь современной школы

Модное слово «моббинг» в переводе с английского (mob – толпа) означает форму психологического насилия в виде травли человека в коллективе. Это физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации. Проблема моббинга имеет широкое распространение в современном обществе, но истоками своими уходит в период психосексуального развития младших школьников. Попробуем разобраться в причинах детской агрессии и найти выход из создавшейся ситуации.

 

Что такое моббинг

Гендерное воспитание младших школьников

Понятие «моббинг» пришло к нам с Запада. Большая часть исследований проводилась в англоязычных странах и странах Северной Европы. Сначала оно появилось в контексте притеснения эмигрантов коренным населением и носило оттенки национального характера. Сейчас «моббинг» – это отвержение человека в трудовом коллективе с целью его последующего увольнения. Но часто жертвы и преследователи во взрослой жизни отрабатывают полоролевой репертуар, составленный в школьные годы. В нашей стране по результатам опросов 44% детей в возрасте 11-12 лет и 27% пятнадцатилетних подростков становятся жертвами издевательств и насмешек, 42% детей признались, что сами неоднократно занимались травлей. Таким образом, моббинг в школе имеет гораздо большие масштабы.

 

Причину возникновения моббинга западные психотерапевты видят в неверном гендерном воспитании младших школьников. Ребенок в 7-8 лет подходит к этапу формирования гендерного поведения. Суть процесса заключается в том, что, преодолев период волнующих вопросов, у ребенка наступает некоторое затишье (латентный период) до наступления полового созревания. Вместе с тем он попадает в новую незнакомую школьную среду, испытывает доселе неизвестные переживания, связанные с адаптацией к новому коллективу. На первый взгляд, затишье латентного периода кажется безобидным, но именно тогда происходят колоссальные значимые психические изменения. Заложенное в раннем детстве представление о половой идентичности обогащается новой теорией психосексуального развития. Важное значение в формировании личности младшего школьника имеет также наличие врожденных программ и опыт раннего семейного воспитания, но от социальной адаптации в начальной школе зависит выбор общественных ролей.

 

Бихевиористы отмечают механизм социального опыта, при котором половое поведение формируется за счет положительного (поощрение) или отрицательного (наказание) подтверждению из внешней среды. Ребенок переходит от роли через правила к осознанию своего «я». Большое значение на этом этапе имеют внешние сигналы: обращенная к школьнику речь, тембр голоса, оттенок подачи текста. Стиль общения закрепляет подражательную модель поведения и способствует целостному усвоению половой роли. Процесс формирования своей роли в коллективе является серьезнейшим фактором адаптации, но, к сожалению, внимания этому аспекту уделяется недостаточно. В условиях постоянной занятости родителей, учитывая рост детской тревожности, школа является основным звеном в формировании адекватного отношения к проблеме пола и оказании помощи семье в этом вопросе.

 

Многие исследователи и педагоги отмечают актуальность проблемы невежества в обращениях детей. В младшем школьном возрасте межполовое общение усиливается и приобретает разные психологические формы, формируя гендерные интересы. Однако в школе почти на всех этапах развития основная масса педагогов – женщины. Относительно мальчиков и девочек складываются определенные стереотипы отношений: «удобство» девочек и «неудобство» мальчиков, неприятие детей, выделение любимчиков, присутствие альтернативы хороший-плохой. Дети, попадая в новую социальную ситуацию, наблюдают лишь одну модель полоролевого поведения и мировосприятия. Это обстоятельство усугубляется тем, что во многих семьях дети воспитываются одной матерью. Затирается стереотип поведения: мальчик – олицетворение мужественности, защитник, девочка – слабый пол и украшение жизни.

 

Для изучения причин возникновения моббинга необходимы еще длительные исследования, но некоторые выводы можно сделать уже сегодня. Если ребенок был подвержен плохому обращению в семье, то, как правило, у него появляется тревожность, склонность к депрессиям, падает самооценка. Вероятнее всего, что такой индивид наиболее подходит для травли и гонений в школе. Между проявлением у него вышеперечисленных качеств и адаптацией в коллективе существует причинно-следственная связь. Кроме того, тотальная ранняя увлеченность детей компьютерными играми является источником гипертрофированности чувств и застоя энергии. Непроявленное в семье и в играх желание самоутвердиться переносится в реальную школьную среду. Полоролевое воспитание в начальной школе актуально с точки зрения принципа преемственности на каждой стадии психического развития школьника. Этап обретения нравственного и духовного стержня, навыков поиска своего полового образа, научения цивилизованному общению определяет последующие жизненные события человека.

 

Виды моббинга

Шведские ученые пришли к выводу, что побудительным механизмом моббинга являются индивидуальные особенности, вовлеченных в него людей. Определенные негативные семейные обстоятельства стимулируют агрессивность ребенка, и эта черта характера является движущей силой травли других учеников. Моббинг видится как негативное поведение, имеющее намерение причинить жертве вред. Нападение может совершаться как группой лиц, так и одним человеком и имеет различную динамику. Действия агрессора носят систематический характер. Единичное посягательство может лишь напугать, тогда, как постоянная травля заставляет жертву чувствовать, что так будет всегда. Кроме того, моббинг предполагает неравную расстановку сил. Жертва не в силах защитить себя ни морально, ни физически.

 

Норвежский педагог Эрлинг Руланн выделяет несколько типов моббинга:

  • Физические проявления травли: толчки, пинки, удары, подножки. Эта форма не самая мучительная, но имеет гендерные различия – мальчики чаще, чем девочки, прибегают к средствам физического воздействия.

  • Вербальное воздействие: издевки, насмешки, оскорбления, клевета. Используется как мальчиками, так и девочками.

  • Изоляция – одна из более распространенных форм среди девочек. Жертва входит в компанию, ей дают повод думать, что она своя, после выбивают почву из-под ног, используя косые взгляды, усмешки, устраивают бойкот. Таким образом, человека против его воли вытесняют из группы и обрекают на одиночество.

  • Угрозы усиливают давление на жертву. Часто очередной эпизод травли заканчивается тем, что преследователи обещают вернуться или нанести какой-либо материальный или физический вред человеку.

 

Во всех вышеперечисленных видах моббинга используются разные приемы, втягивание в роль жертвы происходит путем провокации. Началом может быть обвинение в «неправильности» поведения посредством недовольных высказываний, указывающих на недостатки в суждениях, внешности или одежде. Вызванная реакция недовольства жертвы позже используется для последующих обвинений. В любом случае человек вовлекается в ситуацию, в которой он должен реагировать. Ловкий провокатор найдет способ интерпретировать негативно любую реакцию. Если жертва становится пассивной, то подвергается издевкам за нежелание отвечать, если ответит – то смысл ее ответа будет исковеркан и рассматривается как хамство. Создается новый повод для травли. В следующий раз провокатор использует ответную реакцию жертвы как повод для очередного обвинения. Объект издевательств снова оказывается в ловушке. Механизм втягивания в конфликт, если используется вербальное воздействие или физическая расправа, вынуждает жертву к изоляции.

 

Жертвы и преследователи моббинга

Жертвами моббинга могут быть как среднестатистические дети, так и яркие неординарные личности. По результатам исследований показатели зачинщиков в большинстве своем близки к среднестатистическим. Исключением является показатель агрессивности, которые значительно превышают средние. Жертвы имеют средние показатели агрессивности, но низкие показатели по другим параметрам. Жизненные перспективы агрессоров также хуже, чем у жертвы. Часто встречаются хронические преследователи. В большинстве своем это дети, которые растут без запретов и не знают, что такое авторитет родителей. В то же время им не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам приводит к проявлению агрессии, которую они не могут выплеснуть на родителей и находят нужную мишень среди ровесников. Предводители растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других, показывая явное превосходство.

 

Жертвами могут стать дети с низкой успеваемостью в школе, однако этот факт может стать не причиной, а следствием моббинга. Дочь моих знакомых, с ярко выраженными творческими способностями стала предметом зависти одной из подруг, которая подговорила весь класс, чтобы устроить той бойкот. Две недели (!) с Мариной никто не разговаривал, что повлекло за собой депрессию и, как следствие, снижение успеваемости. Однако многие жертвы часто сами превращаются в преследователей, защищая чувство собственного достоинства. Например, в классе моей дочери появился новый мальчик, перешедший в общеобразовательную школу из другой (альтернативной) системы образования. Саша вставал на уроке и ходил по кабинету, что явилось причиной насмешек и издевательств. Мальчик сумел защитить себя тем способом, который придумал: он принес в класс кинжал и стал на перемене гоняться с ним за преследователями. Он отстоял свое право на жизнь.

 

Начинает гонения всегда один, чтобы утвердить авторитет, получить какую-то выгоду или просто развлечься. Остальные либо игнорируют действия вожака, либо пытаются вмешаться, но, видя смирение жертвы и равнодушие учителя, дети испытывают беспомощность, их отношение меняется – от сочувствия к раздражению и презрению. Часто бывает и так: часть класса следует за инициатором травли, чтобы самому не стать мишенью.

 

Как защитить ребенка

Изучив механизмы моббинга, специалисты считают, что при своевременном вмешательстве можно предупредить или остановить травлю. Если ребенок не такой, как все, и стал «белой вороной», без помощи старших и опытных людей ему не обойтись. Нужно отыскать союзника взрослого, сильного, мудрого, который окажет реальную помощь. Можно отыскать и в рядах тех, кто атакует, возможно, найдутся общие интересы или скрытая симпатия. Вместе противостоять злу легче. Понять, почему именно ты стал жертвой моббинга, не прогибаться перед обидчиком, не заискивать. Найти зачинщика травли, побеседовать с ним, попытаться помириться и наладить контакт. Родителям стоит обратить внимание на тревожные сигналы ребенка, к примеру, он плохо спит, потерял аппетит, замкнулся, все время молчит. Предложить поговорить с сыном или дочерью в удобное для них время. Если обнаружилось наличие травли, обратиться к учителю, психологу или директору школы. Учителю нужно стать более чутким. Если над ребенком издеваются, не искать виноватого, а проявить заботу о том, кто оказался жертвой. Если станет совсем невыносимо, перевести школьника в другой класс, другую школу. Отступить – не значит проиграть, изменится среда – изменится и состояние ребенка. Выход всегда есть, но в одиночку с проблемой не справиться.

 

Многие считают школьный моббинг безобидным явлением, но это не так. Детство – важная часть жизни, определяющая будущее. Некоторые дети, испытавшие на себе воздействие издевательств в школе, усваивают модель поведения жертвы или преследователя и несут ее в сознательную жизнь. Есть и такие, кто сохранил здоровье и благополучие, но все-таки детские раны заживают не до конца. Создать в школе безопасное пространство – значит улучшить качество жизни. Современный американский психолог Барбара де Анджелис пишет: «Дети – сильные саженцы, которые вырастают в сады. То, что мы привьем в сознание и сердце ребенка, потом окажет воздействие на тысячи людей. Дети – наш шанс вырваться из порочного круга, сбросить цепи прошлого и сделать будущее лучше».

 

Автор Юлия Савельева




Ключевые слова: детский моббинг, агрессия, воспитание,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх