18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Хороший я или плохой? Как формируется самооценка ребенка

Фото Ко Дню защиты детей: секрет здорового детства в подвижных ножках

Фото Что делать, если ребенок избалован?

Фото Воспитан ли ваш ребенок? О психологической готовности к школе

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям


Методика раннего развития Монтессори

    Комментариев: 0     версия для печати
Методика раннего развития Монтессори

В детском саду Монтессори в Томске необходимая среда для естественного развития ребенка как раз-таки есть. Секретами успешного функционирования методики Монтессори со мной поделилась Татьяна Александровна Костенко, заместитель заведующего по инновационной деятельности детского сада № 4 «Монтессори».

 

Подготовленная среда для раннего развития

Одним из главных постулатов педагогики, разработанной мадам Марией Монтессори в начале прошлого века, является подготовленная среда для раннего развития малыша. Без этой среды ребенок не сможет развиваться самостоятельно, обретать социальные и бытовые навыки.

Татьяна Александровна рассказывает:

 

– Согласно образовательной программе детского сада малыши проходят три ступени:

1-я ступень – клубные группы, состоящие из детей от одиннадцати месяцев до полутора лет. Малютки приходят на клубные занятия, где получают первый социальный опыт. Родители имеют возможность наблюдать за ребенком, видеть его на фоне сверстников, понимать, что ежедневно изменяется в действиях малыша. Думаю, на этом этапе происходит и самоопределение родителей, понимание того, какое образование приемлемо и не противоречит установкам семьи: альтернативное или традиционное?

2-я ступень – группы кратковременного пребывания. Сюда приходят малыши от двух до трех лет. Дети уже подросли, освоили традиции группы и поверили людям, с которыми ежедневно встречаются – воспитателям, ребятишкам, родителям. У них появилась возможность оставаться в группе в течение трех часов. Кратковременные группы – это мягкая адаптация к детскому саду полного дня.

3-я ступень – разновозрастные группы (3-6 лет). Их у нас в садике 10.

 

Группы формируются по принципу разновозрастности, что дает детям уникальную возможность получить разный социальный опыт. Не в каждой семье есть старшие или младшие братья и сестры. Поэтому ребенок часто не знает, что такое быть старшим и ответственным, а также не проживает роль младшего, то есть, не испытывает на себе состояние защищенности и желание скорее подрасти и «научиться делать так же, как старшие». В группах, где используется методика развития по Монтессори, возможность прожить ситуации носителя традиций и человека, пока еще не взявшего на себя роль лидера предоставляется в полном объеме. Таким образом, у выпускников  уже имеется опыт разных  социальных ролей.

 

Доступная среда для ребенка – это доступные предметы, игрушки, осуществимые желания и отсутствие давления. В каждой группе мебель подобрана так, чтобы она подходила по росту и соответствовала размерам детей: удобные столы, стульчики, книжные полки на уровне глаз. Любой ребенок может свободно дотянуться рукой до необходимого предмета. Обучающий материал – автодидактичен, т.е. в нем предусмотрен контроль ошибок.

Этот принцип позволяет ребенку стать независимым от оценки взрослого («Я правильно сделал?») и сохранить самое ценное – веру в свои силы.  Например, слова и числа – не абстрактны, их можно потрогать и подержать в руке. Золотая бусина размером с горошину обозначает один, стержень из десяти единиц – десяток, десять десятков, объединенные в квадрат, – сотня, а десять сотен, собранные в кубик – тысяча. Тысячу можно подержать в руках и прибавить к ней еще одну, а можно и несколько. Аналогичная работа происходят и с буквами. Каждую букву можно положить на ладошку, а из трех, знакомых букв можно составить целое слово, например, «дом». Или много других интересных для каждого слов

Одним из важных аспектов, которые предлагает методика раннего развития по Монтессори, является предоставление детям свободы действий. Поэтому в наших группах многие дети сами себе наливают суп в тарелку, режут хлеб или огурец, имеют дело с хрупкой посудой. Здесь важным моментом является приобретение опыта самостоятельного действия и, как следствие, обретение независимости, умения бережно обращаться с разными предметами и даже ошибаться. Полезно учиться на собственных промахах, и нет ничего страшного, если просыпалось зерно, разбилась вазочка или пролился суп. Дети владеют разными способами исправления своих ошибок: умеют подмести, собрать, вытереть, помыть. Бытовая самостоятельность ведет к независимости интеллектуальной и социальной.

 

– И что, дети у вас свободно режут огурцы острым ножом или наливают горячий суп? Они ведь могут порезаться или обжечься. Что тогда делать?


В этом и состоит особенность педагогики Марии Монтессори: методика, как дать ребенку ключ к познанию мира, приобрести собственный опыт и понять последствия своего действия или бездействия. Если мама говорит ребенку, который начинает резать огурец: «Осторожно, порежешься!», он наверняка порежется, ведь мама не верит в его силы. Она задала ему именно такую программу. Наша педагогическая задача – показать малышу, что он может сделать сам. Поэтому в образовательном процессе много презентаций, где педагог учит ребенка наливать, резать, шить, классифицировать, видеть закономерности, конструировать, демонтировать и пр. Вся жизнь маленького человека состоит из того, что он исследует окружающую среду, и нам предстоит сделать ее  умной, безопасной, инициирующей на самостоятельные действия. А если после того, как ребенок исправит свою ошибку, он захочет и дальше продолжать заниматься этой работой, мы понимаем: это то, что ему сейчас интересно и важно. Человек стал на несколько минут опытнее и старше.

 

Свобода и дисциплина

В нашем детском саду, для которого методика раннего развития оп Монтессори стала основой, режим дня такой же, как и в других муниципальных садах. С 7.00 до 8.00 – прием детей, 8.15 – гимнастика, в 8.25 завтрак, в 8.50 – подготовка к свободной работе. С 9.00 до 11.00 – свободная деятельность. С 11.00 до 12.00 – прогулка, 12.15 – обед, с 13.00-15.00 – сон, 15.30 – полдник, с 16.00 до 17.00 – мастерилки, английский язык или физкультура. 17.20 – ужин, 17.40 – прогулка и постепенный уход детей домой. Мы, безусловно, за разумный режим и, если погода сырая, прогулка может быть заменена другим видом деятельности. Например, просмотром диафильмов (есть еще такой старый, но увлекательный способ организовать досуг!), сюжетной игрой, слушанием музыки, театром, оригами и пр.

 

После завтрака ребятишки готовят свои индивидуальные столики к работе (игре, занятию), протирают их, поливают цветочки и усаживаются на круг. На общем сборе проговариваются личные планы – кто чем хочет сегодня заниматься. Допустим, Маша хочет вышивать, а Кирилл – лепить, Никита будет рисовать, а Марина – переливать воду. Кто-то может изъявить желание подготовить доклад на интересующую тему, кто-то – обсудить волнующий вопрос. Все желания приветствуются, вопросы решаются.  


Задача воспитателя заключается в том, чтобы предоставить малышам максимум свободы, соблюдая при этом договоренности, определенные группой: ты, конечно, можешь делать то, что тебе интересно, не мешая при этом соседу. Если возникают какие-то непредвиденные ситуации, педагог спокойно решает их на месте, призывая на помощь детей. Таким образом, дети учатся на конкретном опыте, здесь и сейчас.

 

– Как можно добиться дисциплины в группе, когда каждый занимается, чем хочет? Неужели дети не дерутся, не ссорятся из-за игрушек?

 

Конечно, бывает, дети ссорятся, они же живые! Понимание границ своего тела и границ соседа – это важное умение. В таких случаях подходит воспитатель и показывает способы разрешения конфликта. Воспитатели у нас чудесные и современные! Они владеют разными технологиями и демонстрируют детям подходящие модели поведения. «Ты почему толкнул Ивана? Что ты хотел ему сказать?» «Я хочу один играть, без него». «Говори: Ваня, я хочу играть один»… Дети умеют думать, слушать, часто в группах можно услышать фразу: «Отойди, пожалуйста, ты мне мешаешь». Все материалы в группе в одном экземпляре. Этот принцип тоже учит людей договариваться и ждать, выращивать навык эффективной коммуникации или произвольное поведение.

В образовательный процесс, конечно, включены и родители. Они чудесным образом вырастают вместе со своими детьми. Мы организуем клубы, мастерские, собеседования  и совместно выстраиваем образовательное движение ребенка. Не допускаем разбирательств в присутствии детей, у нас не принято отчитывать соседа в случае возникновения конфликта между детьми. Для разного рода ситуаций –  и радостных и трудных, есть свое место, время и культура ведения разговора. На праздниках родители – активныеучастники представлений, на мастерских – мастеровые, на лекциях – докладчики.

Воспитатели ежедневно заполняют дневники наблюдений, где фиксируют интересы и действия детей группы. Это бесценная информация для того, чтобы понять, что уже умеет делать малыш самостоятельно, а что еще с помощью взрослого или своего сверстника. Не факт, что старшего. Может быть, наоборот: младший ребенок учит старшего завязывать шнурок, а старший показывает, как рисовать льва. Эти наблюдения доступны для родителей, они снимает вопросы, типа: «А почему моя еще не читает?»  И тут педагог показывает записи в дневнике наблюдений и говорит, что сейчас ребенку важно научиться договариваться. Этим девочка занимается уже пятый день, тренирует свои умения, как спросить и ответить. И достигла определенных результатов: у нее появилась подружка! А значит, эмоциональное состояние человека положительно, что ведет к спокойному и созидательному взрослению.

 

Роль воспитателя в методике Монтессори

Воспитатель исполняет роль активного наблюдателя, который должен своевременно и верно отреагировать на запросы ребенка,  оказать ему необходимую помощь, создать ситуацию выбора или вообще, стать тихим и незаметным, чтобы не спугнуть момент концентрации внимания малыша. У каждого педагога есть учебный план, где намечено то или иное мероприятие, но часто бывает, что группа живет не по плану. В детском коллективе всегда есть «следы» планируемого занятия. Например, праздник урожая оставляет «следы» в виде актуального столика, на котором лежат овощи, книги, на стенах – фотографии и рисунки.

 

Обычно к пяти годам наши детишки уже начинают читать и с помощью энциклопедии готовят небольшие сообщения на интересующую их тему. К примеру, в сентябре дети начали активно интересоваться, почему стало рано темнеть, спрашивать: «День стал короче ночи?». В связи с этим группа стала «жить» темой космоса, воображая, что происходит, если земля находится в самой дальней точке своей орбиты. «Поэтому стало раньше темнеть?» Педагоги очень радуются, когда дети задают вопросы. Их задача состоит не в том, чтобы дать ответ на все вопросы, а в том, чтобы малыш научился задавать вопросы и искать на них ответы. И еще рассуждать и предполагать возможные варианты ответов.

 

Педагоги помогают друг другу находить выход из разных «особых» ситуаций: будь-то неприятный разговор с родителем, незнание технологии работы с материалами, непослушание ребенка, неумение распределить работу по времени. Педагогическая мастерская, консультация, собеседование, тьюторский час у нас проходят во время дневного сна детей.

 

Цель подобных сборов – обсудить трудные ситуации, научиться организовать собеседование с родителями, освоить новые способы культурного взаимодействия, выучить новые стихи, ознакомиться с еще не опубликованным переводом статьи Марии Монтессори. Педагог – живой человека со своими радостями и слабостями, знаниями и неумениями. Каждый из них имеет свой собственный маршрутный лист, который помогает увидеть ресурсы среды и проложить свой путь в профессии. Я дорожу нашими воспитателями и благодарна им за ежедневную кропотливую работу по выращиванию чудесного поколения детей.

 

Социальная смелость

– Хорошо, в детском саду детям создали необходимую среду для развития, а дома? Если родители даже и являются вашими единомышленниками, то уж бабушки и дедушки часто гнут свою линию воспитания. Как быть?

 

– Да, такое часто бывает, но наш принцип – из любой ситуации найти выход. Например, мальчик приходит в детский сад после посещения заботливой бабушки, которая его по-свойски баловала, просит воспитателя: «Надень мне, пожалуйста, ботинки!» Воспитатель-то знает, что Семен умеет сам обуваться и понимает, что он просто пытается привнести в группу другую традицию. И мудрый наставник скажет: «Я знаю, ты умеешь это делать сам. Я доверяю тебе». Улыбнется и спокойно отойдет по другим важным делам. В результате, Семен понимает, что у бабушки так получится, а в группе – увы.  После нескольких подобных проб (почти все дети проходят через такой опыт!) дети научаются жить в разных средах, понимая: в разных местах существуют свои правила бытия.

 

– После вашего детского сада дети идут в какую-то специальную школу или в обычную?


Многие дети идут учиться в разные общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, но наших детей легко отличить в коллективе сверстников. По психолого-педагогическим исследованиям мы поняли, что наши дети социально смелы.  Они умеют задавать вопросы, выстраивать диалог, могут сказать о своем желании и нежелании, понимают  правила той среды, в которой оказались и начинают влиять на нее. Бесценный опыт пребывания в разновозрастной среде обеспечивает умение договориться, задать вопрос учителю, узнать, где столовая и туалет. С успеваемостью тоже нет проблем. Дети эрудированны, умеют слушать и делать обобщения, они научились наблюдать и обсуждать увиденное, способны планировать время и анализировать случившееся.


Атмосфера в детском саду, где используется методика раннего разития по Монтессори, очень доброжелательная, люди вежливые и улыбчивые, начиная с вахтера и заканчивая заведующим. Своими глазами я видела «подготовленную среду»: в группе, где стоит множество маленьких столиков, класс разбит на образовательные области – математика, письмо и чтение, упражнения в практической жизни, лаборатория, творчество. Прикоснулась к Монтессори-материалу, подержала в руках число «одна тысяча двести десять».

 

Меня поразила работа четырехлетнего Никиты, который очень аккуратно, по контуру, ровными стежками вышил сердечко на белой ткани. В центре помещения разложен коврик, а на нем так трогательно и старательно расчерчен лист А4 – это для текста будущего доклада. В уголке коврика заманчиво лежит раскрытая книга – источник творческих изысканий.Так, лежа на коврике, рождаются будущие гении.

Уходя из детского сада, поймала себя на мысли, что чувствую себя как дома. Здесь ничего не страшно, а если возникнут сомнения, то их легко развеют окружающие люди и даже дети.

 

P.S.  Томичи тесно сотрудничают с красноярскими коллегами из частного детского сада «Зебра», где работа также построена по принципам методики раннего развития Марии Монтессори.

 

Автор Юлия Савельева

Источник Сибирский медицинский портал




Ключевые слова: методика Марии Монтессори, альтернативная педагогика, детский сад Монтессори томск, дошкольное образование,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2021

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх