В пресс-центре газеты «Комсомольская правда в Красноярске» состоялась пресс-конференция министра здравоохранения Красноярского края Вадима Янина. В ходе встречи с журналистами руководитель краевой отрасли обсудил актуальные проблемы здравоохранения региона. В частности, были затронуты такие темы, как дефицит кадров в отрасли, введение новой системы оплаты труда, вопросы лекарственного обеспечения жителей края, предстаящая передача полномочий муниципальных учреждений здравоохранения в краевую собственность и кадровая обеспеченность отрасли.
Проблема кадрового обеспечения учреждений системы здравоохранения является одной из главных проблем. Укомплектованность врачебных должностей составляет около 55%, средних медицинских работников – немногим более 70%. Поэтому ведется целевая подготовка специалистов по квотам, выделенным Красноярским и Томским медицинским университетами, совместная работа с Красноярским медуниверситетом по подготовке врачей в интернатуре и ординатуре, усиливается блок практической подготовки на базах лечебно-профилактических учреждений. На территории края второй год реализуется программа «Земский доктор». В 2013 г. заключены договора на предоставление единовременных компенсационных выплат (1 млн. рублей) с 81 специалистом с высшим медицинским образованием в возрасте до 35 лет, прибывшим на работу в сельские населенные пункты или рабочие поселки (прибывших в 2011-2012 г.г. – 95 чел.). Для улучшения кадровой ситуации в отрасли здравоохранения планируются дальнейшие мероприятия по совершенствованию системы оказания мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников.
По мнению Вадима Янина, «сегодня несколько сократить дефицит кадров можно, внедряя медицинские организационные и управленческие технологии. Необходимо изменить старые штатные расписания, оставляя финансирование фонда заработной платы». Сегодня на уровне федерального правительства утвержден план мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение эффективности здравоохранения. В документе отмечается, что для установления действенных механизмов необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт. Это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг, а также меры социальной поддержки. Новая система оплаты труда уже внедрена в медицинские учреждения края. Тем не менее еще остаются актуальные вопросы по новым подходам к оплате труда, по пересмотру нагрузки младшего медперсонала при переходе на НСОТ, вопросы разработки и внедрения компенсационных механизмов и пр.
Во многом упростит принятие эффективных управленческих решений предстоящая передача полномочий. Министр подчеркнул, что «эти изменения носят исключительно организационный характер, и никоим образом не отразятся на интересах врачей и пациентов. К тому же, это позволит уйти от системы районирования».
В ходе встречи Вадим Янин рассказал о системе льготного лекарственного обеспечения на территории края, о текущей ситуации, позитивных тенденциях в плане обеспечения пациентов, а также вопросах, возникающих в связи с переходом на новые стандарты лечения. Уровень обеспеченности рецептов, выписанных льготным категориям граждан, сегодня составляет 99,9%; уровень отсроченного обеспечения льготных рецептов менее 0,01%, что свидетельствует о повышении доступности и качества оказания лекарственной помощи и об эффективности использования государственных средств. При этом пациентам необходимо понимать, что сегодня прерогатива при выписке того или иного препарата принадлежит лечащему врачу, и к рекомендациям специалиста необходимо прислушиваться.
Подводя итог встречи, Вадим Янин подчеркнул, что все реформы, проводимые сегодня в отрасли, призваны более эффективно помогать врачам и пациентам, и работа учреждений здравоохранения должна поменяться в лучшую сторону.
Да, чиновники пытаются всё приукрасить... Рассказываю, как реально обстоят дела с выпиской рецептов. Итак, человек идёт к врачу, у человека проблемы, ему нужно лекарство, которое входит в перечень "льготных". Но, если данного препарата в аптеке нет, то человеку его просто НЕ ВЫПИШУТ. Так, в 2010 году необходимый мне лоратадин (препарат от аллергии) был выписан последний раз в мае, в то время как я страдаю поллинозом всё лето и почти всю осень. По этому вопросу, я спросила у фармацевта, почему препарата нет в аптеке. Вот что мне ответили: наш регион "выбрал" квоту на этот год (и это в мае 2010 года). То есть сезон аллергии только начался, а лекарство уже закончилось!
А вот теперь объясню, откуда всё-таки получается отложенный спрос. Вот появился препарат в аптеке, из аптеки дают сигнал в поликлинику, что бы этот препарат выписывали. Врачи выписывают рецепты, люди идут "отовариваться". И тот момент, когда препарат по факту уже закончился, не отслеживается оперативно "он-лайн", такой связи между аптекой и поликлиникой нет. То есть препарата в аптеке уже нет, но об этом в поликлинику ещё не сообщили, и врачи успевают выписать ещё некоторое количество рецептов, прежде чем им сообщат, что препарат закончился и выписка прекратится. Вот из-за этого и получается небольшой отложенный спрос. Кстати, раньше врачи спокойно выписывали всё, что нужно пациенту (конечно, в пределах списка), независимо от того, есть препарат в аптеке или нет. И, чаще всего, препарата не было в аптеке, рецепт ставили на очередь, и через 2-3 месяца можно было обслужиться, хотя и не всегда. А теперь такие строгости. Такое ощущение, что врача накажут рублём, если он выпишет рецепт на препарат, которого нет в аптеке.
Лично я отказалась от льготы и уже 3 года предпочитаю деньги вместо мифических бесплатных лекарств. Потому что если сохранена льгота, то по факту получается, что нет ни денег, ни лекарств, а поскольку лекарства нужны - идешь в аптеку и покупаешь за свои кровные, а так хоть какая-то компенсация.