Взрослым надо быть чутче, чтобы не поранить ребенка!
Как важно взрослым быть чуткими с детьми. Особенно в возрасте от 7 до 12 лет. Когда нет еще перышков защитных, когда не вырос панцирь, когда зубов острых нет. И только молочные зубки выпали. А возраст этот школьный щенячий и очень опасный. Быть может, кто из взрослых скажет: да.
Вот пример из нашей семейной жизни. Я никак не могла понять, в чем причина того, что Саня никак не хочет ходить в школу. Вначале сама разбиралась. Но тщетно. Никто из учителей толком причину не указал, да и, видно, не скажет. Стала разбираться среди учеников. Они тоже пожимают плечами. Мол, Санька отличный парень, все хорошо.
Решили с мужем списать все капризы на внутричерепное давление. Начали лечить усердно. Но ребенок после лечения становился вялым, а в школу все равно не хотел.
– Ну почему? Что тебе в школе не нравится?
– Не знаю... Все нравится. Но не пойду.
Говорили с психологами. Тоже тишина. Говорили с нейропсихологами. Сложно. Снова с классной.
Говорить о школе ребенок не хотел. Но как-то в доверительной беседе, когда речь зашла о том, как и где мы с папой познакомились, я тихонько перевела речь о школе. Будто невзначай. И тут мой сын поведал мне, как полгода назад к ним в класс приходили врачи. Они осматривали детей.
– Мы открывали рот, они смотрели нам глаза и смотрели волосы.
И вот, когда мне смотрели волосы, врач сказал: «Дети, обязательно чаще мойте волосы, потому что там могут завестись вши». И он это сказал, держа мою голову в своих руках. И все в классе засмеялись. Будто это у меня вши. И теперь меня в классе зовут вшивым…
Вот из-за этого на взгляд взрослого маленького факта произошла психологическая ломка у ребенка. Не знаю, кто тут виноват. Увидел ли молниеносную реакцию после слов вши сам доктор? Не знаю. Значит, не увидел и пустил на самопроизвол.
Теперь мы с Санькой пробуем выстроить новую линию поведения в школе. Но убедить в обратном, чего-то доказать школьникам просто невозможно. В этом возрасте дети по психологи становятся сворой. Появляется вожак. И вожак находит жертву, которую гнобит. Страшное время. Вспомните фильм «Чучело». Думаю, каждый из своей школьной жизни вспомнил бы такое «становление». Кто-то был в роли жертвы, кто-то был стаей, а кто-то и вожаком. Рината Литвинова называла именно этот период самым адским в своей жизни в одном из интервью. Я бы тоже не хотела в этот период вернуться, хоть и училась тогда на Урале и была окружена вниманием бабушки, мамы и папы…
Что должен делать родитель? Быть, конечно, в команде с малышом. Ведь такое гонение и взрослому выдержать сложно. Окружить его вниманием. И даже прийти в школу. Но лучше под видом массовика-затейника. Пригласить всех в лес, в поход или в кино. Объединить детей. А быть может, и домой. Но главное – не отвернуться к своим проблема и не оставить ребенка одного в сером холодном пространстве.
Комментирует Надежда Болсуновская, глава ассоциации психологов Красноярского края:
Непростая, но в тоже время часто встречающаяся ситуация. Клички и обзывания распространены в наших образовательных учреждениях. Эту ситуацию нельзя рассматривать односторонне. Важно подойти комплексно. Будут или нет обзывать, во многом зависит от авторитета ребенка в классе, от того, как ребенок ведет себя, насколько он уверен в себе.
|