18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школь...

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?

Фото Если у ребенка нарушен темп речи

Фото Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие

Фото Где право, а где лево: как научить ребенка ориентироваться в пространс...

Фото Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?

Фото Что делать, если у ребенка нарушена просодика – выразительная сторона ...

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: коррекция

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: причины, виды, симптомы

Фото Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекц...


Несколько способов развития детской речи

    Комментариев: 1     версия для печати
Несколько способов развития детской речи

 «Способность усваивать новые факты
обратно пропорциональна возрасту».

(Глен Доман)

 

Недавно побывала на детском празднике у друзей. Наблюдать за двухлетними детьми – сплошное умиление, а слушать их лопотанье – и того приятней. Смешно так. Но не все дети одинаково хорошо говорят в одном и том же возрасте. Вот именинница, двухлетняя Соня говорит совсем мало, слов 20 (мама, папа, баба, деда, би-би, дай и т.п.). А ее подружка Маша (2 года 5 месяцев) щебечет без умолку, да еще так быстро и эмоционально:

– Ой, я облилась, мама я облилась! Что будем делать, платье-то дорогое. Скорее замыть надо.

 

А вот Ксюша (1 год 11 месяцев). Шпарит сложноподчиненными распространенными предложениями:

– У этой куклы такие красивые пушистые ресницы, а глаза такие лучистые, что аж дух захватывает.

У меня у самой дух захватывало от заумных речей Ксюши. Даже в четыре года редко услышишь такую высокохудожественную речь, а этой малявочке – нет еще и двух. Так в чем же дело?

 

Большое значение для своевременного овладения речью и для нормального темпа ее развития у ребенка имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт, деловое сотрудничество и насыщенность общения речевыми элементами.

 

У Сонечки так сложилось в семье, что мама, бизнесвумен, вышла на работу, когда дочери был один год, оставив ее под присмотром папы, у которого был более свободный график работы. Папа, малоэмоциональный и по большей части молчаливый человек, осуществлял лишь физический уход за ребенком. Максимум – включал ей мультики, ничего не поясняя. Книжек не читал вовсе. Целый год Соня провела в «молчаливой» обстановке. Ребенку в период с 12 месяцев до двух лет очень важно много слушать, наблюдать за артикуляцией взрослого, подражать и пытаться имитировать. Когда ребенок не слышит никаких речей, то и подражать некому. Кроме того, чем шире круг общения малыша, тем больше ситуаций он проживает, следовательно, расширяется кругозор и обогащается речь. Поэтому малышам необходимо ходить в гости, принимать у себя гостей, общаться со сверстниками на детской площадке и т.п.

 

Маше повезло больше – она родилась третьим ребенком в большой семье, где мама – очень эмоциональная домохозяйка, не уставала озвучивать все свои мысли и действия.

– Дочь, пойдем сейчас в магазин, купим муки, да испечем блинчиков. Папа придет с работы – покушает. Неси мне кофточку и штанишки, одеваться будем, на улице сегодня холодно, наденем новые варежки…

 

Любому ребенку, независимо от возраста, очень важно, чтобы с ним разговаривали как со взрослым, объясняя причинно-следственные связи, тем самым развивая логическое мышление. Если вы хотите, чтобы у ребенка сформировалась грамотная речь, сюсюканье недопустимо. Очень хороший способ пополнения словарного запаса – прослушивание сказок. Начинать нужно с очень коротких фрагментов в несколько минут. Это должна быть простая сказка с чтением и пением. Маленьким деткам очень нравятся короткие стишки и песенки. И даже если ребенок еще не разговаривает, он уже может запомнить стих. Годовалым детям свойственно аккумулировать информацию, воспроизвести которую они смогут позже в самый неожиданный момент для родителей.

 

Огромное значение в плане развития речи ребенка имеет чтение детских книг. Книги должны быть хорошо иллюстрированы, красочные объемные рисунки – половина успеха в деле обучения малыша. Они дают более полное представлении о прочитанной ситуации, позволяя малышу мыслить образами. Читать детские сказочки и стишки нужно живо, выразительно, максимально передавая ту или иную эмоцию, – так у ребенка формируется эмоционально-образное познание и способность сопереживать. Сидеть надо на одном уровне с ребенком, чтобы он мог разглядеть артикуляцию. Читая текст сказки, не уставайте повторять одну и ту же фразу или слово несколько раз, если ребенок требует: «Да это собака. Собака. Собака – ав-ав-ав» и т.д.

 

Кроме воспроизведения текста, следует пояснять ребенку некоторые действия и явления. «Дед, плачет, баба плачет. А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а (хватайтесь за голову, изображая горе)». А через какое-то время можно спросить у малыша, как дед с бабой плачут? И он автоматически схватится за голову. Также следует рассматривать картинки в книжке, называя всех изображенных животных, что они делают, проговаривая цвета и т.п. Не умаляйте значение простых коротких сказок, общайтесь с малышом вне занятий – такими же короткими и простыми предложениями, но, несомненно, правильно произносимыми. Очень важно развивать мелкую моторику. Если ручки хорошо развиваются, то хорошо развивается и мозг.

 

Именно таким образом развивалась Машенька, по большей части, находясь с мамой на кухне, где можно было потрогать и раскатать тесто («живое тесто» для детской лепки также продается в магазинах, оно более удобно и эластично, чем пластилин), попересыпать крупу из емкости в емкость, позакручивать крышечки, а мудрая мама комментирует каждое действие. Девочка на наглядном примере усвоила назначение каждого предмета, а мама еще и песенку-прибаутку споет, а на ночь почитает любимую книжку с картинками. Доченька с удовольствием повторяет за мамой. На первых порах развития речи именно способность к имитации, подражанию является важнейшим механизмом развития практически всех функций ребенка. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребенка, и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.

 

Секрет феноменального речевого развития Ксении – целенаправленные специальные методичные занятия. У девочки очень начитанная, эрудированная бабушка, которая комплексно подошла к обучению внучки. Дело в том, что мозг ребенка с самого рождения нацелен на познание, и во время его активного роста (до трёх-шести лет) ему не нужна никакая мотивация для обучения. Ребенок с удовольствием изучит все сам – только дайте ему такую возможность! У Ксюши целый набор разных детских книг. Бабушка позаботилась, чтобы книги были разных авторов, из разных стран мира, с разным стилем изложения сказок и иллюстрации картинок. Это необходимо для того, чтобы у ребенка сложилась общая картина мира. Мир может быть разным: добрым и злым, ярким и тусклым, карикатурным и красочным. И любая из этих версий имеет право жить.

 

Бабушка с 11 месяцев занималась с внучкой по специальной методике. Ребенок сначала слышит и видит «Слова», затем «Словосочетания» и «Предложения». Тексты предложений взяты из книг К. Паустовского, В. Бианки, М. Пришвина и т.п. Поэтому у Ксюши такая необычная образная речь. Такое опережающее обучение (даже по 5 минут в день) стимулирует развитие различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется фотографическая память, он развивается гораздо быстрее сверстников, и с рождения открывает для себя мир энциклопедических знаний.

 

Также большую роль в развитии речи девочки сыграла серия детских книг одной немецкой художницы. Большие, прекрасно оформленные книги, где каждый разворот – это одно мгновение из жизни населения небольшого городка: дом, сад, ферма, вокзал, главная улица, магазин, парк. Каждая картинка – это одна большая история, взятая крупным планом, которую составляют множество маленьких историй конкретных людей. Никакого текста в книге нет, поэтому вовсю включается воображение. Находясь дома, на улице, или у кого-то в гостях, ребенок видит лишь одну, самую малую часть жизни, которую давно понял, но как рассказать ребенку о других явлениях окружающего мира, которых не бывает у него перед глазами? – Книги могут помочь в этом. Не о чем поговорить с ребенком в бытовых условиях? Возьми красочную книгу – и начни беседу о жизни. Также подобные книги развивают внимание, сосредоточенность и наблюдательность. Здесь много мелких деталей, которые дети с увлечением рассматривают и изучают.

 

Чем лучше умственное развитие ребенка, тем больше в его речи преобладает познавательная сторона, тем больше вопросов он задает и тем внимательнее выслушивает ответы на них. Появление вопросов «Где?», «Куда?», «Почему» знаменует собой новый этап умственного развития ребенка. До этого он просто знакомился с миром, а теперь он стремится этот мир понять. 

 

Таким образом, у современных родителей очень богатый выбор средств для развития речи драгоценных отпрысков – было бы желание! Не стоит также чересчур легкомысленно относиться к задержке развития речи ребенка. Несмотря на небольшие индивидуальные вариации у каждого малыша, существуют общепринятые нормативы, и если развитие ребенка существенно отклоняется от них, то это повод для начала серьезной и кропотливой работы. И чем раньше она начата, тем лучше результаты. Исследователями установлено, что если к пяти годам речь ребенка развита хуже, чем у его сверстников, то в 80% случаев это отставание "переползает" в школу и превращается в то или иное нарушение школьных навыков, в первую очередь, отражаясь, как правило, на успеваемости по письму и чтению, а в дальнейшем – по русскому языку и всем устным гуманитарным предметам.

Консультация логопеда

 

Автор Юлия Савельева
Источник Сибирский медицинский портал




Ключевые слова: книги, речь, логопед, развитие речи, воспитание детей,



Всего: 1
Марина Сергеевна
08.11.2012 22:27

Совершенно согласна, это очень важно СВОЕВРЕМЕННО найти "своего" логопеда, который сможет найти контакт с ребенком и помочь в жизни. У нас такое счастье случилось - знакомые порекомендовали обратиться в детский центр Друзья (на Баумана), занимаемся уже второй месяц, очень довольны результатом. Спасибо за статью, очень надеюсь, что поможет многим, кто как и мы раньше, почти отчаялись. Удачи всем родителям в воспитании успешных детей!

Адрес: , .

Телефон: .

Сайт:

0 : 0
Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх