18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Хороший я или плохой? Как формируется самооценка ребенка

Фото Ко Дню защиты детей: секрет здорового детства в подвижных ножках

Фото Что делать, если ребенок избалован?

Фото Воспитан ли ваш ребенок? О психологической готовности к школе

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям


Плюсы и минусы строгого воспитания

    Комментариев: 0     версия для печати
Плюсы и минусы строгого воспитания

Порицания достойны родители,
не желающие воспитывать своих детей

в строгих правилах. (Петроний Арбитр)

 

У каждого родителя свой подход к вопросу воспитания детей. Строгое воспитание – это неплохо, оно делает детей самостоятельными и дисциплинированными, но, если такое воспитание переходит в разряд авторитарного, то ни о какой самостоятельности речи идти не может. Авторитарный метод воспитания порождает комплексы и нервозность у детей. Весьма строгие и властные родители, осуществляя неусыпный контроль за каждым поступком ребенка и управляя его поведением, подавляют его волю. Авторитарные родители предъявляют очень высокие требования к детям, закрывая глаза на живое общение и душевный отклик.

 

Дети приходят в этот мир с открытым сердцем и живой душой. Они любопытны, жаждут всему научиться и со всем познакомиться. И очень часто натыкаются на ситуации, которые учат их одному из принципов выживания в современном мире. Каждый ребенок приходит в этот мир со своим темпераментом, определенным набором задатков и способностей, поэтому и подход нужен к каждому свой. Нельзя предъявлять ко всем детям одни и те же требования, тем более, подавлять своим авторитетом.

 

Несколько лет я наблюдаю за одной знакомой семьей, имеющей троих детей. Мама, Т.В., настоящий диктатор, требующий беспрекословного подчинения своей воле. Папа в воспитании детей практически не принимает участия в силу своей загруженности на работе, соглашаясь с методами жены. Все трое: мальчик и две девочки, разные. Каждый из них имеет свои особенности и генетические возможности. Все трое – очень способные и даже одаренные, в связи с тем, что родители – интеллигенты с высшим образованием. В семье – строгий распорядок дня, ранний подъем и ранний отбой, обед и ужин по часам. У детей имеется определенный круг обязанностей, невыполнение хотя бы одной из них влечет за собой жесткое наказание, иногда даже в виде ремня. Правила в семье, примерно, следующие:

 

– Встал – заправь за собой кровать!

– Мой руки перед едой!

– Когда я ем, я глух и нем!

– Ты обязан все доесть за собой!

– Поел – помой посуду!

– Убирай за собой одежду в шкаф!

– Во всем нужно слушаться взрослых!

– Обманывать нехорошо!

– Не смотри телевизор слишком близко и долго!

– За компьютером можно сидеть один час в день!

– После девяти часов вечера гулять нельзя!

– Ты обязан хорошо учиться!

– В школу нельзя краситься!

– Не шумите, мешаете соседям!

– Пока живешь в моем доме, выполняй мои требования!

– Своим поступком ты позоришь семью!

– Будешь наказан за нарушение режима!

 

По сути, ничего плохого в этих правилах нет, даже наоборот, много плюсов. Дети растут организованными, дисциплинированными и аккуратными, если не относиться к ним без фанатизма. Но в том-то и дело, что в этой семье любой перегиб наказуем, также мама не оставляет пространства для творчества и фантазии детей, подвергая критике любую неудачу или оплошность. Ни о какой поддержке, одобрении и похвале вообще говорить не приходится.

 

Старший сын Рома, как и свойственно первенцам, с детства был очень старательным, пытаясь во всем угодить родителям, рос неконфликтным ребенком, делал успехи в учебе. Спокойный, уравновешенный мальчик во всем слушался свою маму, боясь сделать хотя бы один неверный шаг в сторону. Страх, порожденный ее диктатом, все время мешал ему проявлять инициативу. В один прекрасный момент Ромке с задатками сильного характера и здравомыслия захотелось прервать цепь ограничений, придуманной мамой, и он научился обманывать. Сначала близких людей, а затем и всех остальных. В итоге потерял доверие к людям. Мальчик вырос добрым, дисциплинированным, пунктуальным и аккуратным, но неуверенным в себе, хитрым и недоверчивым. Имея огромный потенциал, так и не смог реализовать себя в жизни, отведя себе роль рядового инженера.

 

Марина, на два года младше своего брата, родилась с подвижной психикой, явно выраженный холерик. Живая, веселая, общительная, эмоциональная, она не смогла вынести давления со стороны матери и стала активно сопротивляться. Протест выражался в отказе от выполнения навязанных правил, нарушении режима, проявлении лени и грубом обращении с матерью. Упрямство – первая заявка ребенка на самостоятельность и требование признать в нем личность. Это естественная, закономерная реакция, свойственная большинству детей. Но и эта заявка была принята Т.В. в штыки, повлекла за собой усиление жесткого режима, подавление протеста насильственными методами. Такой подход способствует формированию у ребенка неуверенности в себе, низкой самооценки, нервозности. Жизнь матери и дочери превратилась в бесконечный конфликт, который длится по сей день. Пострадала и творческая энергия дочери, но Марина выросла хоть и неуверенной в себе, но сильной целеустремленной личностью, борцом за справедливость, с умением постоять за себя и окружающих, с активной жизненной позицией и стремлением к постоянному саморазвитию.

 

Самая младшая дочь Наденька родилась тихой, спокойной, умненькой девочкой. Ей тоже не нравился мамин режим, но один сильный воин за права детей в семье уже был. Куда уж меланхоличной Наде было тягаться со старшей сестрой. Обычно дети со слабой нервной системой, впечатлительные, возбудимые не остаются безучастными к строгим требованиям родителей, но и выполнять их также не могут. Может, поэтому Наденька и стала такой малоинициативной и инертной, находясь под постоянным прессом постоянной строгости и наблюдая безрезультатные попытки сестры улучшить ситуацию. Не желая получать все время ответную жестокость, младшая дочь предпочла оставаться в тени. В результате она так и замкнулась в себе, не позволяя эмоциям выходить наружу. В семье она автоматически стала любимым ребенком, ведь такие дети удобны для родителей. Но никто никогда не задумывался и не спрашивал, каково ей, хорошо или плохо, что она хочет и чего так боится. А боялась она много чего и втихаря плакала, обвиняя себя в собственной беспомощности. Выросла Надя тихой, скромной, неуверенной, опять же, покладистой, безотказной, аккуратной и отзывчивой к людям, только вот про себя совсем забыла.

 

Мама в данной ситуации применила один и тот же метод воспитания ко все детям, на выходе получились разные, но плачевные результаты. Несомненно, положительные моменты тоже есть: все дети воспитанные, порядочные, организованные, аккуратные, отзывчивые, добрые, чуткие. Но постоянные запреты, порицания, шлепки мешают осмыслить, что же на самом деле хорошо, а что плохо. Поэтому все трое детей постоянно путаются в жизни, сомневаясь в правильном выборе, ими руководит одна общая черта – неуверенность. Коль мама никогда особо не хвалила и не поощряла, дети бояться сделать опрометчивый шаг. Страх перед будущим – вот что еще их объединяет, а также отсутствие самостоятельности, ведь без маминого согласия не начиналось ни одного дела. Пострадало также эмоциональное развитие детей. Но никто из детей не смирился со строгим отношением мамы, каждый из них в силу индивидуальных особенностей нашел свой выход из ситуации, кто-то прикрывается ложью, кто-то бесконечно вступает в конфликт, а кто-то замыкается в себе. При этом все трое испытывают душевные страдания и угрызение совести, ведь врать нельзя, даже самому себе. Отсюда – высокий риск развития тревожных расстройств и приступов паники.

 

Авторитарное воспитание также препятствует развитию активности у детей, поэтому Рома, Марина и Наденька так и остаются рядовыми служащими.

 

Но выход всегда есть! Дети, получившие авторитарное воспитание, работают над собой, искореняя комплексы из детства. Всегда найдутся люди, которые помогут преодолеть страх и справиться с трудностями. Главное, открыться новым людям, новым идеям и новым, даже самым смелым поступкам. А начинать никогда не поздно!

 

Автор статьи Юлия Савельева

Источник Сибирский медицинский портал




Ключевые слова: воспитание, дети, семья,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2021

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх