18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото О красноярских врачах и медработниках – участниках ВОВ

Фото Письма с фронта. Ко Дню Великой Победы

Фото Память. Последнее письмо отца с фронта

Фото Он родился в рубашке (история одного ветерана)

Фото Стихи доктора Носырева А.В. к 70-летию Победы

Фото Врачи и медсестры в годы Великой Отечественной

Фото Кардиохирург Алла Татаренко: "Папа прошел всю войну фронтовым хирургом...

Фото Династии врачей ПРОТОПОПОВЫХ и ДЬЯЧЕНКО

Фото Страницы истории Красноярской рентгенорадиологии

Фото Федор Филиппович Костюк – человек, который сделал себя сам

Фото Розовский Николай Валерианович

Фото История кафедры хирургических болезней № 2 КрасГМУ


Л.К. Козлова: первый послевоенный набор В КрасГМИ

    Комментариев: 0     версия для печати
Л.К. Козлова: первый послевоенный набор В КрасГМИ

Сибирское медицинское обозрение  № 1, 2001

Первый послевоенный набор Красноярского государственного медицинского института

 

В первое мирное послевоенное ле­то 1945 года я, закончив Абаканское ме­дучилище, приехала в свой родной и любимый Красноярск. Озаренные ра­достью закончившейся войны, мы в то трудное время жили, наполненные ве­рой, что теперь с каждым днем будет все лучше и интереснее жить.

 

Общежития не было, я жила у тет­ки на правобережье; пока Енисей не замерзал, в институт добиралась че­рез понтонный мост, а зимой – по зимнику через Енисей пешком. Ну а в предзимье, когда по реке шел лед,– на электричке. По молодости эти не­удобства переносились без особого труда, хотя, конечно, в 5 утра не очень хотелось вставать и идти на электричку, чтобы не опоздать на лекции.

 

А лекции были интересные, и больше всего сохрани­лись в памяти первых двух-трех лет лекции Леонида Васильевича Киренского по физике, Стефана Яковлевича Вейсига по биологии, Николая Алексеевича Варгунина по химии, Константина Михайловича Маркузе по общей хи­рургии. Киренский обычно общался со студенческой ау­диторией: задавая физическую задачу, тут же переносил ее в жизнь и привлекал студентов к ее решению, записы­вая формулы. А лекции Вейсига мы с подругой бегали слу­шать даже в пединститут, так мы его любили. Слушая с ин­тересом Николая Алексеевича Варгунина, студенты могли написать сердитую записку: «Почему на доске беспоря­док?» – когда лектор, увлекшись, забывал стереть на дос­ке ненужные формулы. И почему-то мы знать не знали, что Варгунин был лично причастен к героическим дням эвакуации студентов института из блокированного Лени­нграда.

 

Лекции читались в анатомическом корпусе по ул. Ки­рова – ул. Урицкого, 11. Практические занятия проходи­ли в основном в нашей пятиэтажке, что на ул. Карла Маркса, 124. Там же была и наша столовая с ее немудря­щими обедами и хлебной пайкой по карточкам. Иногда в ларечке там же продавали по карточкам старшекурсни­кам сгущенку, а мы, первокурсники, только слюнки глота­ли. Ну а в дни стипендии по дороге в «анатомку» покупа­ли на рынке (что на площади Революции) заветную ле­пешку с сахарином.

 

Практические занятия по физике вел у нас только что вернувшийся с фронта Иван Александрович Терсков (будущий академик). Молодой, красивый, умный. Не одна девчонка тайно вздыха­ла, когда он подходил к учебному столу проверить физические приборы к за­нятиям. Тем более что юношей у нас на всю группу было двое. Это только через два года к нам в институт пришло мно­го фронтовых парней.

 

Незаметно промелькнул осенне-зимний семестр, с волнением готови­лись к первой экзаменационной сес­сии, ну вот и она позади, каникулы, не­повторимое чувство свободы – и мы уже опытные студенты.

 

В клубе им. Дзержинского лекции по физиологии читает профессор Илья Моисеевич Бул. Эмоционально, инте­ресно, живо жестикулируя, он как-то по-особому произносит «систола – диастола – пауза». После его лекции пытаемся сбежать в кинотеатр на но­вый (трофейный) фильм «Девушка моей мечты», но попа­даем на проспекте Сталина (Мира) прямо в руки вездесу­щего декана Варгушина: «Вы куда, «девушки моей меч­ты»?» Наш культпоход срывается.

 

На старших курсах особым уважением и любовью пользовались лекции профессора Моисея Давыдовича Гутнера по акушерству, Владимира Дмитриевича Бантова по госпитальной хирургии и окулиста профессора Миха­ила Александровича Дмитриева. Практические занятия, как и сейчас, проходили на клинических базах, только не было тогда такого городского транспорта, пассажирский автобус ходил только по проспекту Мира (тогда Сталина). Так что приходилось на большие расстояния ходить пеш­ком, например после занятий по хирургии из железнодо­рожной больницы – на лекцию в хирургический корпус краевой больницы. Но как-то не уставали, а после занятий бегали на спевку в наш хор.

 

Знаменитый институтский хор с его душой и необыкно­венно талантливым руководителем Сеней Маркиным (впос­ледствии к.м.н., хирург). Сколько радости и удовольствия доставляли нам эти занятия хоровым пением! Хор неоднок­ратно занимал призовые места на межвузовских конкурсах, а солисты – Муся Фейгинова-Бестужева и Владимир Суслов (впоследствии хирурги) были нашей гордостью.

 

Практические занятия в клиниках проходили инте­ресно. Помнятся занятия по терапии с Верой Александ­ровной Опалевой (тогда клинического ординатора), у Николая Архиповича Кузнецова, с которым всегда спорили: что действеннее в медицине – хирургия или терапия, с Софьей Георгиевной Грохотовой – строгой, требова­тельной. Все это были образованные, грамотные, интел­лигентные учителя. Спасибо им за все.

 

Через два-три года после войны в институт пришли демобилизованные ребята, прибавилось в нашем де­вичьем царстве много красивых, молодых, умных пар­ней. Жизнь в институте становилась интереснее, разно­образнее. Послевоенные годы, конечно, были еще труд­ными, нескоро отменили хлебные карточки, было очень трудно достать (купить!) красивую обувь, наряд­ные платья. В основном одевались очень скромно, хотя, конечно, и на нашем курсе было несколько человек (де­тей директоров эвакуированных заводов, партработни­ков), которые выделялись на общем фоне. Но это как-то не отражалось ни на нашем настроении, ни на поведе­нии, мы не чувствовали себя обделенными. Мы бегали на все премьеры в наш Пушкинский театр (билеты бра­ли недорогие), ходили почти на все прекрасные лекции-концерты, которые иногда организовывала для молоде­жи Красноярская филармония (светлая память руково­дителю Анашею Шварцбургу),– о композиторах, поэ­тах, художниках. Были и в институте свои вечера. И на все находилось время.

 

Помню, как не хватало в библиотеке учебников, мо­жет быть, потому относились мы к ним бережно. Не под­клеенный, порванный учебник (особенно на младших курсах) был предметом общественного суда. Однажды состоялся общеинститутский суд, причем по всем прави­лам юриспруденции. Адвокатом был профессор И.И. Ги-тельзон, а общественным обвинителем – профессор К.М. Маркузе. Приговор – лишение права пользоваться биб­лиотекой. Константин Михайлович Маркузе был вообще грозой студентов, потому что на экзамене по общей хи­рургии он спрашивал студентов не только о теории нар­коза и видах ран, но и о том, кто автор оперы «Аида», или что мы читали у Белинского. Боялись мы и экзамена по офтальмологии, от своих предшественников-студентов знали, что профессор Михаил Александрович Дмитриев спрашивает о толщине хрусталика в центре и на перифе­рии; потому и учили глазные болезни «не за страх, а на совесть». Так что после окончания института я, больше никогда не занимаясь офтальмологией, до сих пор пом­ню значение терминов «колобома», «гифема» и «гипопи-он»! На век выучила!

 

Что еще запомнилось в счастливое студенческое вре­мя? Были и научные конференции, занятия в СНО, но особенно остались в памяти дни экзаменов. В эти перио­ды как никогда сказывалась атмосфера студенческого братства. Во время экзаменов у нас в группе забывались все распри, личная неприязнь, личные враги поздравляли искренне друг друга с успешной сдачей. Кроме того, был неписаный закон: более слабые студенты шли к менее строгим экзаменаторам – мы умели это регулировать, и никто не смел нарушать этот закон. Именно поэтому на­ша группа, единственная со всего курса, сдала экзамен строгому Маркузе без единого «завала». И еще: вся группа не уходила, ждала, пока последний не сдаст экзамен. Мно­го лет спустя, когда я сама стала преподавателем, не раз отмечала с удивлением: закончился экзамен, выходишь из экзаменационной комнаты с последним студентом, а в коридоре пусто, только листки, вырванные из учебников, летают по коридору.

 

Я не хочу быть ханжой и не утверждаю, что все в ны­нешнем студенчестве стало хуже, но факт остается фактом: уже у моих детей, и тем более у внуков, по их же рассказам, такой ауры студенческого братства на экзаменах нет.

 

Группа у нас была сильная (103-503), учились все хо­рошо. Мы, три подружки – Лиля, Лиза, Лида – три «ли», как называли нас, учились неодинаково, в перерывах фо­тографировались у «своего» фотографа Жени Плютт (он имел семью и этим подрабатывал на хлеб). Потом жизнь раскидала нас по стране. Лида Кожуховская – педиатр в Волгограде, Лиза Троицкая – в военном гарнизоне Пе­тергофа, а я – в Красноярске.

 

Через 20 лет мы, несколько человек, организовали ве­чер встречи выпускников. Приехал из Одессы Андрей Старицын – научный сотрудник института мозга, из Москвы – Лена Карабошкина. Олег Юков, Электрия Ильяшенко-Сударева, Ирина Дударь, Лида Киселева, Аня Миноранская и я остались работать в родном институте. Большинство выпускников нашего курса прошли свой трудовой путь в нашем городе и крае.

 

Мы любили свой институт, свою дорогую пятиэтажку, из окон которой каждой весной любовались легкой зеле­ной дымкой молодой листвы парка им. Горького. И сей­час, на вечерней заре своей жизни, с удовольствием и нежной любовью вспоминаем свою студенческую моло­дость, прошедшую в стенах родного Красноярского мед­института, что теперь носит по праву имя академии.




Ключевые слова: КрасГМА,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.