Речь идет о санитарной авиации. Без нее теперь уже невозможно представить нормальное функционирование такой территории, как Красноярский край, где могли бы разместиться несколько европейских государств. О том, как работает санитарная авиация Красноярского края, куда приходится вылетать врачам и в каких условиях оказывать помощь, − об этом наш разговор с заведующим отделением санитарной авиации краевой клинической больницы Константином Александровичем Барышниковым.
− Константин Александрович, Вы сами давно вылетали на санитарное задание?
− Я вчера вылетал.
− Т.е. несмотря на то, что Вы начальник, все равно летаете?
− А я уже не могу долго на земле находиться, начинаю некомфортно себя чувствовать, да и если не вылетать самому, как знать, понимать то, что происходит на территориях края?
− Что из себя сегодня представляет санитарная авиация Красноярского края?
− Основная база располагается в Красноярске и восемь филиалов по краю − на Таймыре, в Эвенкии, Туруханском, Енисейском, Богучанском районах. Наш авиационный парк: 12 вертолетов Ми-8, два вертолета Ми-2, два американских вертолета «Робинсон», при необходимости привлекаем самолеты Ан-24, Як-42 для транспортировки больных из дальних районов. Персонал − 29 штатных единиц, это врачи узких специальностей − нейрохирурги, кардиохирурги, акушеры-гинекологи, сердечно-сосудистые хирурги, анестезиологи-реаниматологи, педиатры. Санитарная авиация краевой клинической больницы тесно сотрудничает с консультационным центром детской краевой больницы и реанимационно-консультативным центром первого родильного дома Красноярска.
− Какими качествами должен обладать специалист, чтобы работать в санитарной авиации?
− Врач санитарной авиации должен иметь не ниже первой врачебной категории. Он должен быть мобильным человеком, который в любой момент, при необходимости, может вылететь в территорию, и остаться там на 2-3 дня для оказания помощи до стабилизации состояния больного.
− Кто и как принимает решение вылетать на конкретный случай? Это же тратится огромный ресурс, в том числе и материальный.
− В Красноярске принимается решение врачом, который консультирует непосредственно ту центральную районную больницу или того медика, у кого находится пациент. Если там необходима помощь или врач, который консультирует, чувствует, что состояние больного ухудшается, а местные медики не могут по тем или иным причинам справиться − недостаток диагностики, не совсем квалифицированный врач... то принимается решение экстренно вылетать в территорию и решать вопрос на месте по оказанию помощи на месте или транспортировки этого больного.
− Расскажите, куда приходится вылетать?
− География наших полетов очень большая, так как наш край протяженностью более двух с половиной тысяч километров с севера на юг и 700 километров с запада на восток. Самая южная точка, в которую вылетаем, − Ермаковский район, в северных районах − мыс Челюскина и различные точки, где может находиться человек.
− Т.е. ваши специалисты могут вылететь не только в населенные пункты, но и в практически любую точку на карте, где нужна помощь?
− Конечно! У нас, например, Эвенкия не так густо населена, там есть оленеводы, путешественники, охотники, и любой человек может заболеть или получить травму, поэтому помощь медицинская нужна. Вылетаем практически в любое время в любое место, если позволяют метеоусловия.
− Наверняка, в маленьких деревнях, факториях ваших врачей уже знают в лицо, как вас встречают, потому что в тайге, тундре, врач, по сути, первый после Бога.
− Конечно, для маленьких населенных пунктов прилетает вертолета, тем более для врача это всегда событие. В основном встречают хорошо, конечно, если речь не идет о пьяной компании, в этом случае могут гоняться с топором. В нашей практике и такое бывает. Порой мы вылетаем на травмы, специалисты, которые работают в северных территориях, могут много случаев рассказать, бывает, и с ружьем встречают.
Санитарная авиация − это скорая медицинская помощь, каждый случай экстренный, из ряда вон. Бывало, что в тайге искали охотника, который несколько дней находился с аппендицитом. Два дня его искали в Курагинской тайге, где в радиусе 150 км не было ни одной живой души. Прилетели, а он, несмотря на тяжелейшее состояние, нас просит: «Ребята, заберите собак, а то их медведь задерет или с голоду погибнут, не могу я их оставить». У него были две лайки, пришлось их с собой на борт брать, держал дома до выписки пациента.
− В деревнях в большинстве своем люди благодарные.
− Когда пытаешься помочь, помогаешь ребенку, женщине... А у каждого есть родные и близкие, для которых жизнь этого человека дорога, люди смотрят с надеждой. У нас народ хороший.
− В каком режиме работает санитарная авиация Красноярского края?
− В каждом филиале по одному − два рейса каждый день. Это в чум к оленеводу, к охотникам, в центральные районные больницы, транспортируем из Красноярска только что родившихся детей в кардиоцентр в Новосибирск для экстренной операции. Для спасения жизни человека, ребенка мы стараемся сделать все, несмотря на большие финансовые траты, потому что один вылет борта стоит достаточно дорого.
− Были времена, когда у санитарной авиации были большие проблемы − не было топлива для того, чтобы вылететь в районы края. Как сейчас?
− Каждый год проводится конкурс на авиаперевозчика для санитарной авиации. Мы выбираем лучших перевозчиков. В основном это уже зарекомендовавшие себя компании. В договоре четко определено, за какое время самолет или вертолет должен быть готов к вылету, летом это через 30 минут, зимой через час.
− Константин Александрович, и в завершении личный вопрос. Ваш папа Александр Александрович Барышников известный телевизионный оператор, почему Вы выбрали медицину?
− Как любой мальчишка, я мечтал стать летчиком. Моя старшая сестра брала меня в операционную в ветеринарную клинику, мне там было все интересно... А когда встал выбор профессии, я уже понимал, что буду врачом. Работал на «скорой помощи», потом был анестезиологом-реаниматологом. Однажды мне пришлось вылететь в Ермаковский район, на авиакатастрофу, в которой погиб Александр Лебедь, работал там четыре дня. И я понял, что такое санитарная авиация, принял для себя четкое решение, что буду работать врачом санитарной авиации и делал для этого все. Старался летать на все санзадания, просился как стажер, был врачом, а сейчас заведующим, и объединил свою мечту стать летчиком и врачом.
− Что бы Вы хотели пожелать посетителям Сибирского медицинского портала?
− Я хотел бы пожелать здоровья, это самое главное, счастья семейного и благополучия!
Великолепно!!! Так просто и каждый день совершаются добрые дела ))))
здравствуйте.Барышников комментирует работу в санавиации в регионах.А может ли он ответить на вопрос?почему на Таймыре упразднили отделение санавиациии и теперь звучит так -отделение скорой мед помощи сотрудники которой выполняют не свойственные ей функции .после выполнения санзадания фельдшер и врач сразу впрягается в работу скорой помощи выполняя вызова.А полет иногда занимает не один час.ВЕдь это другие условия труда о оплата должна идти отдельно за каждый вызов санрейса.Экономия на здоровье людей.
Галина, данный вопрос не к Барышникову, а к министерству здравоохранения.
Здравствуйте!Скажите,пожалуйста, кто может воспользоваться услугами санавиации? Моя сестра уже месяц лежит в туберкулезном диспанцире. После плеврита у нее отказали ноги.В больнице сказли что подозрение на туберкулез позвоночника,но точного диагноза не ставят.Понимаете,человек лежит уже месяц и ничего. обещали вертолет до Минусинска в специальную больницу.но теперь уже врачи "отнекиваются" типо ,что там делать? толи денег хотят,то ли то?! Отношение в тубдиспансере к лежачим поциентам отвратительное!!! Как может человек поправиться,если к нему относятся, как к БОМЖу? Скажите,пожалуйста,как отправить сестру в Тагарскую больницу,ведь она лежит без движения?! Сколько и кому нужно заплатить,чтобы предоставили вертолет- ведь там уже ее ждут врачи?
Уважаемый Константин Александрович! Я - Долгодушев Владимир Иванович, телеоператор Крсноярского ТВ конца 50-х годов, работал с Вашим папой. Прошу Вас передать ему мой привет и дать его эл. адрес. Мой e-mail: komvar@mail.ru
Добрый вечер, Константин! Просьба, помочь в поиске контактных данных Бикулова Ибрагима, командира воздушного судна . Его разыскивает друг, экс-летчик, Юртаев Борис Яковлевич , г Новосибирск.
Мой контактный телефон- 8-913-567-26-05 . Спасибо.