Год назад БСМП приняла первого в Красноярском крае пациента с коронавирусом. За год в больницу обратились почти 18 тысяч инфицированных ковидом. Как БСМП пережила год пандемии? Какие моменты были самыми тяжелыми для главного врача больницы? Изменила ли пандемия его самого, и верит ли он в возвращение к доковидной жизни в этом году? Разговор с главврачом красноярской больницы скорой медицинской помощи Сергеем Гребенниковым.
«Наши инфекционисты знали, что делать»
В начале прошлого года казалось, что коронавирус, как Эбола в свое время, побушует где-то в мире, а до нашего края не доберется. Но вышло иначе. Сергей Васильевич, вы действительно были готовы к такому повороту?
Сергей Гребенников: Конечно. Первый пациент с коронавирусом поступил к нам в середине марта. В феврале инфекционные отделения были переведены в режим ожидания пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Роспотребнадзор начал контролировать приезжающих из-за рубежа. Был утвержденный губернатором план действий по выявлению особо опасной инфекции. Наши инфекционисты знали, что делать, и не паниковали. Когда возникла необходимость в круглосуточном пребывании персонала инфекционного госпиталя, я собрал команду, и коллеги задали всего один вопрос: «Можно съездить домой за вещами?» Сотрудников БСМП трудно чем-то удивить: они постоянно работают с экстренными пациентами, готовы к любым форс-мажорам.
|
В истории БСМП уже были массовые госпитализации: птичий, свиной грипп, сальмонеллез. Да, пациентов тогда было меньше, не было столько тяжелых больных, но все же. Перепрофилировать отделения тоже уже приходилось. Обсерватор для сотрудников мы подготовили буквально за полтора дня в здании, которое не эксплуатировалось. Заштукатурили, покрасили, сделали сантехнику, завезли мебель, посуду. Мы благодарны неравнодушным красноярцам за помощь!
Вы чуть больше полугода были главврачом БСМП, когда в больнице развернули первый в крае ковидный госпиталь. До этого возглавляли 4-ую поликлинику. Тяжело было перестроиться с плановой работы на экстренную в условиях ковида?
Сергей Гребенников: Перестраиваться не пришлось, я в БСМП с 1993 года (улыбается)! Работал врачом-токсикологом, заведующим отделением для больных с острыми отравлениями, заместителем главного врача и, даже когда руководил поликлиникой, продолжал дежурить в больнице до 2015 года.
«В некоторые дни в больницу обращались до 250 больных COVID-19»
Сергей Васильевич, какая волна пандемии была для вас тяжелее?
Сергей Гребенников: Тяжелые моменты были и весной, и осенью. Во время первой волны мы запереживали, когда начали болеть наши сотрудники. Мы уже знали, что от ковида умирают, что болезнь может пойти по непредсказуемому сценарию. И вот «затяжелел» первый наш доктор, его перевели на искусственное дыхание. Все сильно волновались. Только когда коллега прислал мне его фото из реанимации, всего в проводах, но с таким уверенным знаком «привет, мол» (главврач показывает открытую ладонь), мы выдохнули: поправляется!
![]() |
А самым тяжелым месяцем стал ноябрь: в некоторые дни в больницу за сутки обращались более 250 больных ковидом. Каждый день разворачивали боксы для инфицированных, и эти боксы были практически во всех отделениях. Но мы ни на день не остановили помощь экстренным пациентам. Работали травматология, хирургия, нейрохирургия... Нередко у людей, которые поступали с травмами, мы обнаруживали коронавирус. Наша больница первой в крае открыла операционную в инфекционном госпитале: врачи в комбинезонах и во всех средствах защиты оперировали, принимали роды. К нам направляли хирургических пациентов из других больниц, у которых выявляли COVID-19.
Многие больницы потеряли кого-то из своих медиков на войне с ковидом. БСМП не исключение.
Сергей Гребенников: Да, случилось горе. Мы потеряли старшую медицинскую сестру отделения реанимации и интенсивной терапии №1 Елену Николаевну Севрюгину. Сделали все мыслимое и немыслимое, чтобы ее спасти, до последнего надеялись, что удастся, но болезнь оказалась сильнее.
Новых заболевших меньше, а умерших столько же?
За последний месяц в Красноярском крае стало меньше новых заразившихся коронавирусом: в середине февраля было около 200 человек за сутки, а сейчас меньше 140. Но за месяц почти не изменилось число новых смертей. Каждый день в крае умирают в среднем 13 заболевших ковидом. Почему смертность не снижается, если люди стали меньше болеть?
Сергей Гребенников: Статистика по умершим всегда будет отставать. К сожалению, продолжают умирать тяжелые пациенты, которых длительное время врачи пытаются спасти. Многих из них вылечили от ковида, но осложнения, хронические болезни… В то же время если мы сравним март и конец ноября, увидим, что смертность заметно снизилась.
«В БСМП нужно решать быстро и правильно»
Думаю, что пандемия заставила каждого медработника переосмыслить свой профессиональный долг. Сергей Васильевич, вы что-то новое узнали о себе как о главном враче? Пандемия вас изменила?
Сергей Гребенников: Я бы не сказал, что изменила. Скажу так: пандемия не изменила, а «проявила» людей. Все работали на пределе своих возможностей. Многие врачи, медицинские сестры возмужали профессионально. Возможно, и взглянули на себя по-новому, в собственных глазах совершили профессиональный подвиг.
Сам я почувствовал особую ответственность, когда отправлял людей работать на опасных участках. Конечно, приходилось принимать жесткие решения, которые не всем нравятся. А решать в БСМП всегда нужно быстро и правильно: цена твоего решения – жизнь.
Крепкие люди
Что скажете о своих коллегах спустя год испытаний?
Сергей Гребенников: Для меня честь – работать в коллективе БСМП. Это опытные, крепкие, цельные люди. Профессионалы. Оптимисты. Благодаря моим коллегам больница выстояла. Сотрудники работали на износ. В пик пандемии пришлось перепрофилировать отделения больницы, были открыты два госпиталя долечивания. Значимая часть коллектива БСМП была задействована в оказании помощи больным COVID-19. Мы ощутили мощную поддержку коллег из других больниц, куда переводили пациентов на долечивание, поддержку правительства края и министерства. На мой взгляд, мы работали одной командой.
Сегодня пациентам БСМП снова доступна вся плановая медпомощь. Внедряете в больнице новые операции или пока не до этого?
Сергей Гребенников: Специалисты БСМП владеют целым рядом передовых технологий. Да, объем операций за последний год был меньше, но всем, кому требовались операции, в том числе высокотехнологичные, мы их проводили. Продолжает развиваться травматология, рентген-хирургия. Больница не стоит на месте. Наши челюстно-лицевые хирурги освоили восстановительные операции с 3D-моделированием. Врачи создают 3D-модель черепа, печатают на 3D-принтере поврежденный у пациента участок лицевых костей и по нему формуют металлоконструкции, которые его заменят. Получается точь-в-точь как нужно пациенту. И операция проходит гораздо быстрее.
А если третья волна?
Сергей Васильевич, если начнется третья волна коронавируса, чем ответите инфекции? Чему больница научилась, что улучшила для эффективного лечения пациентов с ковидом?
![]() |
Сергей Гребенников: Мы приобрели серьезный опыт, в том числе перепрофилирования отделений. Например, во время пиковой нагрузки могли за два часа перепрофилировать отделения для приема пациентов с COVID-19. Кроме того, в БСМП заработала своя ПЦР-лаборатория, мы делаем тесты на коронавирус за 4-5 часов. Это очень быстро! Появился еще один компьютерный томограф, которой можно использовать для исследований при ковидной инфекции. Наши анестезиологи-реаниматологи приобрели огромный опыт проведения респираторной поддержки больным пневмонией, реабилитологи помогают ликвидировать кислородную зависимость больным, перенесшим тяжелую форму COVID-19.
Читайте также:
Реабилитация после коронавируса в Красноярске
Как вернуть обоняние после коронавируса?
Заживем, как раньше?
Сергей Васильевич, по-вашему, мы сможем вернуться к нормальной жизни в этом году? Будет ли жизнь прежней после пандемии?
Сергей Гребенников: Я думаю, что будет. Как врач-токсиколог скажу, что в нашем организме есть вещества, которые помогают забыть негативный опыт. Спустя какое-то время у человека, перенесшего операцию, стираются негативные переживания, забываются острые ощущения боли. Воспоминания о пандемии, переживания, трудности тоже будут стираться. Есть предпосылки для того, что этот год будет легче прошлого. Многие люди переболели, многие сделали прививку от коронавируса и собираются привиться. Надеюсь, в скором будущем мы получим популяционный иммунитет и вернемся к привычной жизни.
Беседовала Анастасия Леменкова
Фото: БСМП