18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Ко Дню защиты детей: секрет здорового детства в подвижных ножках

Фото Что делать, если ребенок избалован?

Фото Воспитан ли ваш ребенок? О психологической готовности к школе

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям

Фото Чтобы детсад не превратился в ад…


Хороший я или плохой? Как формируется самооценка ребенка

    Комментариев: 0     версия для печати
Хороший я или плохой? Как формируется самооценка ребенка

Скоро в школу. Снова начнется не только образовательный, но и воспитательный процесс. Какую личность воспитывает школа? Уверенную и целеустремленную или подавленную и пассивную? Сегодняшние дети уже не те. Не будем спешить упрекать их склоненные над гаджетами головы. Есть и другая сторона медали. Они делают то, что хотят. Разве это не прекрасно? Главное – с детства привить хорошие желания, научить контролировать свои поступки и сформировать стабильную самооценку. Как это сделать, рассказала школьный психолог Ирина Пискунова.

 

Механизмы формирования самооценки


– Когда ребенок рождается, он не знает, какой он: хороший или плохой. Но уже к пяти годам понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Откуда? Малыш делает вывод о собственной значимости, опираясь на отношение к нему родителей. Если последние демонстрируют агрессию, раздражение, обесценивают поступки своего чада, игнорируют его интересы, то ребенок не чувствует их любовь и заботу. Он решит, что с ним что-то не так. Если, наоборот, ощущает со стороны родителей любовь и принятие, формируется убеждение «я хороший». Так изначально возникает самооценка: «Я+» или «Я-».

 

В процессе формирования самооценки важно не только воздействие родителей, но и реакция на него ребенка. Реакция чаще всего зависит от темперамента. Вот почему в одной и той же семье дети ведут себя по-разному. Холерик вряд ли спокойно отреагирует на замечания родителей, меланхолик промолчит и замкнется.

 

Копирование


   

– Первым неотъемлемым шагом становления самооценки является копирование, – утверждает психолог. – Любой ребенок будет вести себя так, как ведут папа или мама в жизненных ситуациях. Поэтому так важно изначально не поведение учителя в школе, а образ жизни и поступки родителей. Это психологический процесс. В психике ребенка, как под копиркой, отпечатываются те или иные привычки, манеры, интонация. Вырастая взрослыми, мы не всегда понимаем, почему мы себя так ведем. Почему быстро перекусываем на ходу или накрываем красиво стол и трапезничаем по 30-40 минут. Обводим подбородок пальцами, складываем одежду и бумагу в стопочку или копим гору грязной посуды. Часто детей раздражают какие-либо поступки родителей, но они с ужасом замечают, что делают то же самое.

 

Мы копируем отношение к себе и другим людям. Если папа считал себя гением и за глаза нелестно отзывался о сослуживцах, то и сын будет задирать нос, «перемывая кости» начальству и коллегам за спиной. Если мама вечно жалуется на жизнь, дочь вырастает нытиком. Поведенческая реакция копируется так же, как и проявление эмоций. Если в семье было принято отмечать все праздники, накрывать стол, то дети, вырастая, тоже будут поддерживать традиции. Если мама или папа не выплескивали эмоций, а держали их в себе, ребенок усвоит, что нельзя проявлять чувства, а лучше помалкивать.

 

Читайте также:

Ваш ребенок – ваше зеркало: как воспитывать проблемных детей

Почему в одной семье такие разные дети

Дочки-матери: конфликт поколений

 

Условное подкрепление


– Когда пятилетний ребенок начинает оценивать себя (хороший, плохой), он понимает, что может быть хорошим или плохим при определенных условиях, – говорит Ирина. – Например, девочка убрала свои игрушки, мама похвалила ее («умница моя») и разрешила посмотреть мультфильм. Мальчик подрался в песочнице с другим малышом, отнял у него лопатку. Мама отругала его «гад такой», отшлепала, запретила смотреть мультики, лишила сладкого. Понятно, что у девочки сформируется представление «Я хорошая», если убираю за собой, а если не убираю – «Я плохая». Мальчик усвоит, что нельзя проявлять свои эмоции и брать то, что хочешь («Я плохой»).

 

 

Условное подкрепление может быть на уровне личности и на уровне поступков. Когда ругают или хвалят не твой поступок, а личностные качества («умница моя», «гад такой»), это условное подкрепление на уровне личности. Уровень поступков предполагает оценку поведения. Большинство родителей переходят на личности, так как на оценивание поступков уходит гораздо больше времени. В детском саду и в школе продолжают оценивать индивидуальные качества. Поэтому у ребенка чаще всего формируется нестабильная самооценка. Она колеблется в зависимости от условий: «Я хороший, если…» и «Я плохой, если…»

 

Интерпретации


– Последним механизмом формирования самооценки выступает то, как сама личность трактует ситуацию и находит выход из нее, – продолжает Ирина Пискунова. – Кому-то из детей в семье по определенным причинам уделяют больше внимания. Например, больному ребенку или «младшенькому». Вот родился второй внук, бабушка ушла на пенсию и вся ее нерастраченная любовь выплеснулась на младшенького. Старшенький приуныл и подумал, что его не любят, недооценивают. Значит, он плохой. Наверное, каждый старший ребенок хотя бы раз думал: «Все было хорошо, пока не родился он».

 

 

Первичная интерпретация: ребенок делает определенный вывод, смотря на отношение к нему взрослых. Вторичная – подкрепление первичной. Например, родители много работают и мало времени уделяют сыну. Он делает вывод, что он им не нужен. В один из выходных папа обещал сводить его в зоопарк, но не смог из-за работы. Вторичная интерпретация ребенка: «я и раньше был им не нужен, а теперь уж точно». Вторичная закрепила первичную. Пока ребенок не найдет массу подтверждений правильности своего суждения, он не закрепит интерпретацию, которая, по его мнению, и есть истина.

 

Типы реакций

– Не у каждого ребенка высокая или низкая самооценка формируется в зависимости от методов воспитания. Кнут и пряник по-разному воздействуют на детей даже из одной и той же семьи, – полагает психолог. – Поэтому они такие разные. Многие дети не намерены молчать, если их оскорбляют родители, воспитатели, учителя. Они могут постоять за себя и нанести ответный удар. Нередко это выливается в неадекватный поступок, далекий от нормы.

 

Основных типов реакции две: протест и адаптация. В адаптации ребенок считает, что ему лучше подчиниться требованиям взрослых, тогда они будут принимать его, любить, он почувствует себя хорошим. Протестная реакция направлена на защиту «Я». Если человек не защитит себя, то самооценка уйдет в глубокий минус. Поэтому чем больше давишь на протестанта, тем меньше шансов получить желаемый результат. Педагогам тоже нужно учитывать это в воспитании. Бесполезно давить на сопротивляющегося ребенка. Чего-то добиться от него можно, прекратив давление. Мирным путем. Если та или иная реакция закрепилась у ребенка с раннего детства, он будет применять ее в любой ситуации. В саду, в школе, во взрослой жизни.

 

Обратную сторону медали имеет и постоянная похвала, баловство ребенка. Формируется представление о себе «Я лучший». Любая неудача в будущем ввергнет гордеца в депрессию. Маленького человечка нужно с детства готовить к тому, что в жизни будет и хорошее, и плохое, но «ты справишься», «ты сможешь», «у тебя получится».

 

Читайте также:

Что делать, если ребенок избалован?

Причины детской агрессии

Почему ребенок не может постоять за себя?

 

Свободный выбор


– Стабильная самооценка формируется тогда, когда человек умеет выбирать тип реакции, – резюмирует Ирина. – Первоначальную самооценку формируют родители, в дальнейшем ее поддерживают, занижают или завышают в социуме. Для адекватной самооценки важно, чтобы родители любили чадо безусловно. Не за то, что он убрал игрушки, имеет красивое телосложение, хорошо танцует или поет. Его надо любить любым. Даже драчуном в песочнице, отбирающим лопатку у сверстника. Родителям нужно не забывать о механизме копирования и самим адекватно вести себя дома. Безусловная любовь проявляется, когда ты ругаешь или хвалишь ребенка не за личностные качества, а за поступок. Подрался в песочнице – объясните, что так делать нехорошо, что перед тем как забирать чужие вещи, нужно спросить разрешения. А иначе, став взрослым, он станет воспринимать неудачу личностно.

 

Если у ребенка уже сформировалась первичная интерпретация поступков взрослых, никогда не поздно ее разрушить. Малыша не взяли в обещанный зоопарк, дали почувствовать, что он не нужен, но все еще можно исправить, если начать больше времени и внимания уделять ребенку. Разрушьте его ложное представление о вашем отношении и создайте новый образ – «Я нужен». То же самое могут делать учителя в школе. Видите, что часто незаслуженно ругаете ученика с реакцией адаптации, – остановитесь. Поговорите с ним и покажите хорошее отношение. Родителям тоже нужно разговаривать со школьником об отношении к нему учителя. Тихони никогда не выступят против нападок в школе. Родителям с самого детства нужно учить ребенка защищать себя в подобных ситуациях. Хотя бы уметь сказать: «Вы не правы». У многих учителей, к сожалению, наблюдается низкая самооценка и желание утвердиться за счет слабого.

 

Человек со стабильной самооценкой демонстрирует третий тип реакции на события – свободный выбор. Трезво оценивая ситуацию, он может проявить тот тип реакции, который будет уместен. Если это несправедливость – протест и отстаивание интересов. Если у Марьи Ивановны возникло желание пожаловаться на свою несчастную жизнь на уроке, дать ей волю и проявить адаптацию. Свободный выбор не связан с самооценкой, так как подразумевает реакцию, исходя из целесообразности действий и интересов человека. Эта реакция не связана с защитой своего «Я». Это свобода, уверенность в себе любом. Отношение к ошибке как к источнику обучения. Ведь кто не ошибается, тот ничего не делает.

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: самооценка, характер, воспитание, личность,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх