18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Речевая слуховая агнозия у детей: как исправить

Фото Если у ребенка диспраксия: виды и коррекция

Фото Неговорящий ребенок: что делать?

Фото Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

Фото Что делать, если ребенок не произносит или переставляет слоги

Фото Если у ребенка нарушен прикус: о миофункциональных нарушениях

Фото Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школь...

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?

Фото Если у ребенка нарушен темп речи

Фото Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие


Нетрадиционная артикуляционная гимнастика для самых маленьких

    Комментариев: 0     версия для печати
Нетрадиционная артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Детей от двух лет со смазанной, нечеткой речью с каждым годом все больше, а мотивация к обучению у них все меньше. Логопед может помочь в самом раннем возрасте, но захотят ли дети? Многие детки даже в 4 года отказываются делать традиционные упражнения: «Качели», «Часики», «Трубочка», «Парус» и др. На помощь приходит нетрадиционная гимнастика для губ, языка, зубов. Проводится она в непринужденной игровой форме, можно практиковать дома каждый день с различными предметами.


Плюемся пробками


Это дикое, на первый взгляд, занятие очень полезно для укрепления мышц губ. Берем пластмассовые разноцветные пробки от пластиковых бутылок и начинаем плеваться в коробочку. При этом можно сразу учиться различать цвета, развивать счет, меткость, слоговую структуру слова. Поиграем в игру «Попал, мимо», закрепляя произношение двусложных слов. Никто из детей на моих занятиях еще не подавился пробкой, но контроль, конечно, необходим. Ребята с удовольствием плюются крышечками в коробку. Сначала одной, затем берут две, три. Спрашиваем: «Сколько плюнул?». «Две!» Формируется счет. Коробочку можно постепенно отодвигать подальше, чтобы развивать координацию и меткость плевка.

 

Также можно использовать маленькие пробки от «Агуши», колпачки от фломастеров, удлиняющие губы при плевке, предварительно промытые пробки из-под шампанского, вина. Разнообразие материала только заинтересует малыша. При этом можно закрепить понятия длинный-короткий, маленький-большой, толстый-тонкий. Эмоционально, весело, с пользой для дела!

 

«Шашлык»

Для этих упражнений понадобится длинная палочка. Я беру из-под «Петушков», можно от суши. Нанизывать нужно любой съедобный материал: подушечки (сухие завтраки), нарезанные кольцами огурцы, морковку, банан. Можно пробовать и закреплять при этом цвет, вкус, понятия хрустящий-не хрустящий, твердый-мягкий.

 

«Качели». Выполняем это упражнение для языка только с палочкой нашего «шашлыка». Пусть ребенок попытается, держа палочку горизонтально, язычком поддеть подушечку или ломтик огурца, покрутить его языком на палочке. Взрослый тоже может себе изготовить такое «пособие» и показывать на собственном примере. Если перевернуть «шампур» вертикально, можно язычком поднимать продукт снизу-вверх по палочке. После выполнения можно и подкрепиться.

 

«Часики». Также с палочкой в горизонтальном положении двигаем языком нанизанные вкусняшки вправо-влево. Как будто считаем на счетах с костяшками. Развиваем подвижность языка, ориентировку в пространстве. Эти же продукты можно использовать без палочки, зажав между губами и носом, зубами, положив на язык или нос.

 

Ватные палочки или соломка

 

Соломку можно использовать как для укрепления мышц губ, так и языка. Зажимать ее между губами и носом, между языком и верхней губой («Качели»), языком и верхними зубами («Парус»), между кончиком языка и нижними зубами («Горка»), держать вытянутыми губами («Трубочка»), положить на высунутый язык и подержать ровно пять секунд («Блинчик»).

 

 

Читайте также:

Чем полезна артикуляционная гимнастика

Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

Речевое развитие ребенка: где норма, а где отставание?

 

С помощью ватной палочки укрепляем зубы, мышцы губ и подъем спинки языка. Палочку можно подложить под язык, открыть рот, выгнуть спинку языка и подержать несколько секунд («Горка»). Это упражнение хорошо для постановки звука [С]. Зажать ватную палочку между зубами, ровно стоящими друг над другом («Заборчик»), между плотно сжатыми губами («Ниточка»).

 

 

Бублик


Этот продукт отлично подходит для укрепления мышц языка, с ним очень весело делать гимнастику. Можно просунуть язычок в дырку и подержать неподвижно. Поддеть кончиком языка край бублика, изображая крючок, поднять язычок вверх и подержать на счет до пяти, опустить, снова поднять и снова опустить («Качели»). То же движение можно сделать в полости рта, поднять бублик кончиком языка, зацепить продукт и завернуть язычок за верхние зубы. Это упражнение («Парус») хорошо для постановки звука [Р].

 

«Часики» – качаем язычком внутри дырки от бублика, доставая кончиком то один его край, то другой. Еще можно зацепить краем бублика серединку языка и выгнуть последний вниз, как кошечка. Для укрепления круговой мышцы губ подойдет упражнение «Трубочка» – бублик висит на вытянутых губах. Весело, вкусно, тактильно.

 

Чупа-чупсы и леденцы

Круглый леденец на палочке можно использовать для упражнения «Часики» (достаем кончиком языка расположенный то справа, то слева чупа-чупс) или «Качели» (вверх-вниз). Можно положить кругляш

   

конфеты в углубление языка («Чашечка»). Облизывать чупа-чупс: делать движения кончиком языка вверх, водить им под поднятым языком, вызывая звук [Р]. Наконец, положить под поднятый язычок, вызывая звук [Ш]. Губы при этом должны быть вытянуты в трубочку.

 

Монпансье можно положить в чашечку языка, чтобы добиться прогиба средней его части. Хорошо для постановки звука [Ш]. Нужно зажать леденец между губами, зубами, кончиком языка и верхней губой. Также можно придумать свои интересные упражнения с конфетой или витаминкой, а потом съесть лакомство.

 

Колокольчик


Упражнение лучше выполнять лежа, но можно и сидя. Ребенок ложится на спину и закрывает глаза. По команде нужно направить кончик языка на звук колокольчика. Над головой – язычок поднимается вверх, под подбородком – вниз, справа, слева – соответствующие движения языком («Часики»), над лицом – язычок вытягивается вперед и быстро прячется («Змейка»). Эти упражнения полезны не только для укрепления языка, но и для развития неречевого слуха.

 

Все предложенные выше предметы можно использовать и на собственное усмотрение, положив на нос, лоб, голову. Подурачьтесь с ребенком, создавая позитивную эмоциональную атмосферу.

 

Текст и фото: Юлия Савельева

 

Читайте также:

Задержка речевого развития у детей: причины и лечение

Что делать, если ребенок не выговаривает свистящие звуки

Если ребенок не произносит звук Р – советы логопеда




Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, развитие речи, логопед,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх