18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Что делать, если ребенок не произносит или переставляет слоги

Фото Если у ребенка нарушен прикус: о миофункциональных нарушениях

Фото Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школь...

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?

Фото Если у ребенка нарушен темп речи

Фото Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие

Фото Где право, а где лево: как научить ребенка ориентироваться в пространс...

Фото Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?

Фото Что делать, если у ребенка нарушена просодика – выразительная сторона ...

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: коррекция


Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

    Комментариев: 0     версия для печати
Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

Ура! Скоро лето. Можно расслабиться и отдохнуть. Если в этом году вы отменили все поездки из-за коронавируса, можно найти интересные занятия с детьми дома. Хочу предложить нетрадиционные логопедические игры, которые развивают речь, мышление, мелкую моторику, познавательную активность, улучшают эмоциональный фон. Особенно хороши эти игры для детей 1-4 лет, но подойдут и школьникам, ведь многие были лишены живого общения, сидя за компьютером. Порой даже взрослые с удовольствием разминают тесто, переливают воду или строят замки из песка.

 

Развитие сенсорной сферы очень важно для любого ребенка. Потому что сначала мы воздействуем на мозг через органы чувств: осязание, обоняние, вкус, слух, зрение, вестибулярный аппарат. Во время дистанционного обучения у школьников большая нагрузка была на зрительный и слуховой анализаторы. А другие ощущения отсутствовали. Движение и развитие общей моторики напрямую связано с работой мозга в плане решения сложных учебных задач.

 

Игры с песком 

 

С помощью игр с песком можно решить сразу несколько задач: развить воздушную струю, фонематический слух, закрепить звуки в речи, урегулировать мышечный тонус, сформировать слоговую структуру и звуковой анализ слова, обучить грамоте. Все решается с помощью игровых методов и приёмов. Когда выходите с ребенком в песочницу, проводите время с пользой.

 

Игра «Найди клад»

Это упражнение можно использовать как для пополнения словаря, так и для автоматизации отсутствующего звука или слоговой структуры слова. Прячем в песок различные предметы. Ребенок ищет или откапывает и проговаривает: «я нашел маШинку», я откопал Рыбу» и т.д. Можно спросить еще, какого цвета, формы, размера этот предмет, какой он на ощупь?           

 

Игра «Один-много»

Берем формочки, лучше одинаковые, для теста – маленькие, и считаем, сколько мы сделали пирожков из яблок: «одно яблоко, два яблока…пять яблок». Во внутрь содержимого формочек можно спрятать камешки, листочки, цветочки и посчитать их. Развиваем грамматику, согласуя существительное с числительным. Плюс – тактильные ощущения.

Игра «Продолжи ряд»

Направлена на работу с ритмом, поскольку четкое произношение длинных слов имеет свою структуру и ритм. Слова из трех слогов обязательно должны повторяться в четкой последовательности этих слогов: «светофор», а не «стефафор». Выбираем две-три одинаковые формочки. Ребенок должен выложить свои песочные пирожки в определенной последовательности: цветочек-машинка-яблочко-цветочек-машинка-яблочко и т.д. Можно выбрать такие формочки, которые содержат страдающий звук, например, коРову, баРана, жиРафа. Проговаривать обязательно.

          

 

Игра «Учим букву»

Ребенку предлагается с помощью камешков Марблс выложить изучаемую букву (можно заранее оставить отпечатки камней). На каждый камень проговариваем слог с тем звуком, который «западает», например, «ла, ло, лу, лы, лэ». После выкладывания из камешков, можно попросить малыша нарисовать букву на песке.

 

Игра «Ветер»

Прячем под небольшим слоем песка картинки с теми звуками, над которыми нужно работать или слова с необходимой для отработки слоговой структурой. Даем ребенку коктейльную трубочку. Нужно сдуть слой песка через трубочку. Так развивается воздушная струя и слоговая структура слова.

 

Камешки Марблс

Как здорово, что сейчас в магазине можно купить много различных красочных материалов для развития детей. Одной из таких находок стали камешки Марблс. Это шарики из стекла сплюснутой, овальной, круглой формы, они бывают в виде цветочков, сердечек, листиков. Камешки могут быть сделаны из стекла, глины, дерева, пластика. Детишкам они очень нравятся. Игра с ними не только вызывает восторг, но и развивает познавательную активность, тактильные ощущения, пространственные представления, мелкую моторику рук. Игр с Марблс – множество. Часто дети придумывают свои. Их можно использовать как «развивайку» в песочнице или дома.

 

Примеры игр по возрастам

 

1-2 года

- Поиск камней в «сухом бассейне». Его можно сделать, насыпав в большой короб фасоль, рис, гречку, перловку.

- Вылавливание камней из воды. Вдавливание в тесто, пластилин.

Перекладывание, сортировка из одной тары в другую (с ориентацией на цвет, форму, величину). Заворачивание в фольгу (разворачивание).

- Игра «Покорми гостей». Расставить кукол и угощать с вопросом: «кого покормили» (ма-му, па-пу, Ка-тю, Во-ву, Миш-ку и т.д.) Отрабатываем окончания и слоговую структуру.

  

2-4 года

- Соотнесение понятий «один», «два», «ни одного», «столько же». Сколько у меня камней, а сколько у тебя?

- «Заплатки» - выкладывание по шаблону с «дырками» соответствующей формы и размера.

- Выкладывание дорожек по образцу, с чередованием цветов.

- Выкладывание по контуру предметов, фигур.

- Поиск предметов по категориям (закрой только животных, насекомых...).

5-7 лет

- «Чудесный мешочек» (доставать камни из мешочка и называть предметы того же цвета, формы).

- «Графический диктант». Выкладывание рисунка по образцу.

- Выкладывание букв, цифр.

- Счёт, сравнение чисел и пр.

 

Читайте также:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекция

Артикуляционная гимнастика

Логопедический массаж

Несколько способов развития детской речи

 

5-7 лет

- Развитие фонематического слуха. Ребенку дается два цвета камней. Один он кладет, когда слышит заданный звук (в слоге, слове), другой - когда он отсутствует.

- При автоматизации звуков берем 3-4 картинки на заданный звук. Каждую картинку обозначаем определенным цветом. Выкладываем цепочку камней, ребенок проговаривает слова в соответствии с последовательностью цветов.

- Тренировка проведения звуко-буквенного анализа слова (выкладываем схему слова: из двух слогов – 2 камня, из трех – 3 и т.д.).

- Развитие лексики и грамматики. Выкладываем карточки и просим пройти по дорожке (лестнице), называя слова во множественном числе или ласково, или придумываем с ним словосочетание.

 

Игры с тестом


Мягкое, нежное тесто для игр можно приготовить в домашних условиях, рецепт такой:

1стакан муки

1 стакан воды

2-3 столовые ложки растительного масла

2-3 столовые ложки соли

2 ложки лимонной кислоты

любые пищевые красители.

 

Смешиваем все сухие ингредиенты, к ним добавляем воду, потом масло. Хорошо перемешиваем, ставим на огонь в кастрюльке. Постоянно на небольшом огне помешиваем до загустения (от плиты не отходить). Размешиваем ложкой так, будто размазываем по дну, чтобы вода испарялась. Как загустеет, достаем и месим руками.

 

Тесто получается нежное, тягучее, приятное на ощупь. Даже взрослый захочет его помять, покатать и почувствует успокаивающий эффект. Малыши очень любят играть с тестом, прятать в него предметы, зарывать и вынимать игрушки. У меня на занятиях с тестом любят играть и школьники 1-2 класса, поэтому использовать его можно в любом возрасте.

 

Как играть с малышами


  

Делим тесто пополам. Один кусок выдаем малышу, другой оставляем себе для показа движений. Сначала катаем шарик в кистях (вместе одновременно), потом по столу. Сначала правой рукой, затем левой, закрепляя понятие «право-лево». Перекатываем из руки в руку. Спрашиваем у ребенка: «Что скатали, шарик или квадрат?» (закрепляем формы). Затем кидаем тесто вверх-вниз (ориентировка в пространстве). В процессе «работы» можно задать вопрос: «Что делаешь?» Это нужно для развития глагольного словаря: «катаю, кидаю, ловлю».

 

Затем лепим лепешку: «дави».

- Что сделали?

- Треугольник.

- Нет.

- Круг.

- Да.

 

Важно научить малыша отличать круг от шара.

 

Затем катаем колбаску, можно проговаривать слоги на тот звук, который западает в речи. Вперед: ва-ва (ав). Назад: во-во (оф). Вправо: вы-ву (уф), влево: вы-вы (ыф). Берем ножик для пластилина (стек), делим колбаску на части, отщипываем пальчиками, проговариваем слоги с нужным звуком. Двумя руками давим на колбаску с проговариванием, переворачиваем. «Ходим» пальчиками по дорожке из теста с выговариванием отсутствующих звуков: га-га-га (топ-топ-топ).

 

Катаем из колбаски улитку произносим нужный звук: в-в-в-в (д-д-д-д). Катаем бублик, расплющиваем, вдавливаем камешки Марблс. Можно сделать грядку и «посадить» цветочки или листики из тех же камешков. При этом можно и посчитать цветочки, и проговорить слоги. Например, вдавливаем камешки: «ва-во-ву-вы» (на каждый камешек), вытаскиваем цветочки и произносим наоборот: «аф-оф-уф-ыф». Можно и обхитрить ребеночка, сказав, что если произнесет правильно, то получит еще один камешек-цветочек. Можно скатать маленькие шарики из теста и кидать в баночку. «Попал» («да», «нет»).

 

Игры с водой

 

Для малыша от года до трех самое важное – это эмоциональное и сенсорное развитие. Вода расслабляет и снимает стресс, развивает мелкую моторику и тактильное восприятие. Ко всему прочему может присоединиться развитие речи, дыхания и просодики. В домашних условиях играть с водой – милое дело! Можно налить воду в таз и придумать вот что.

 

«Кораблики»

В наполненную емкость с водой можно запустить кораблики-пробки (от пластиковых бутылок или металлические крышки). И вот подул сильный ветер (дуем вместе с малышом), кораблики накренились, какие-то наполнились водой, а какие-то затонули. Начинаем спасательную операцию и достаем руками со дна «обломки» флотилии. При этом развиваем воздушную струю и мелкую моторику рук.

 

 

«Переливашки»

Достаем миски, тазы, чашки, стаканы, банки, формочки для песка разных объемов, размеров и форм. Наполняем емкости водой. Даем ребенку в руки черпак (половник или большую деревянную ложку). Пусть он приценивается, примеривается, наполняя всю имеющуюся тару водой: где-то больше, где-то меньше, а где-то и вообще перельется через край. Затем пусть переливает из емкости в емкость. Можно целый водопад устроить! Здесь формируются понятия величина, объем, форма.

 

А если подключим губку, то ребенок, запуская впитывающий поролон в воду, поймет, как можно с его помощью переносить воду из одной посудины в другую. Положительные эмоции гарантированы.

 

«Рыбалка»

Кидаем в воду различные мелкие предметы: камешки, шишки, пуговицы, резиновые игрушки, крышечки от бутылок и банок, пробки от шампанского, прищепки, фасоль. Все это перемешиваем, начинаем рыбачить ручками (можно мелким сачком). Игру можно усложнить, если попросить ребенка зажмуриться и на ощупь угадать, что он поймал. При этом развивается тактильное восприятие и мелкая моторика. 

 

«Постирушки»

Наполняем два таза водой. В одном из них будем стирать белье, а в другом полоскать. Даем малышу кусок мыла и кукольную одежду, пусть он намыливает, шоркает в воде, отжимает и полоскает ее в чистой воде. Ручки будут благодарны за соприкосновение с разными субстанциями. Развивается тактильное восприятие и мелкая моторика.

 

«Что тяжелее»

Объясните ребенку, что какие-то предметы (тяжелые) тонут в воде, а предметы полегче остаются на поверхности. Начинаем эксперимент. Что тяжелее: камешек Марблс или крышка от пластиковой бутылки? Сосновая шишка или фасолина? Пуговица или резиновая игрушка? Экспериментировать можно бесконечно, мы развиваем речь и логическое мышление.

 

«Пенная вечеринка»

Капнем капельку жидкого мыла или шампуня в емкость с водой, дадим ребенку венчик, чтобы взбил пену. Показываем, как взбивать: вперед, назад, вправо, влево, по кругу, вверх, вниз. Когда пены уже достаточно, чтобы ее зачерпнуть в ладошку, просим малыша взять ее, потрогать и подуть на нее. Что получится? Развиваем ориентировку в пространстве и тактильное восприятие. Кроме того, детям очень нравится пена, поэтому восторгу не будет предела.

 

«Спасатель»

  

Для этой игры потребуется несколько пластмассовых пробок и крышек разных размеров, а также фигурки животных и людей из киндер-сюрпризов. Рассадим наших пассажиров по пароходам и шлюпкам. Затем устроим бурю на море, взбивая воду руками и имитируя ветер (дуем). Некоторые путешественники оказались за бортом, достаем их руками и пересаживаем в спасательную шлюпка, «подвозим» до берега, возвращаемся и забираем оставшихся пассажиров. Можно называть спасенных ласковыми именами, развивая лексику. Тактильное восприятие и мелкая моторика тоже не останутся без внимания.

 

«Подводная лодка»

Наполняем прозрачные, объемные (10 литров) контейнеры водой, предварительно приклеив скотчем на дно короба картинки с подводными обитателями: морским коньком, акулой, рыбой-меч, дельфином, медузой, осьминогом, морским ежом, скатом, черепахой и т.д. Подкрашиваем воду синей гуашью, чтобы не было видно дна. Берем «подводную лодку» (стеклянную баночку из-под пюре) и устанавливаем ее на дно «океана». Важно смотреть, чтобы в подводную лодку не набралась вода, иначе весь экипаж утонет. Лодка двигается по дну. Когда она останавливается на какой-либо из картинок, значит, мы кого-то запеленговали. Кого? Просим ребенка дать ответ с названием морского обитателя. Таким образом, мы развиваем лексику, тонкую моторику рук, тактильное восприятие. Дети в восторге от этой игры, потому что совершают открытие за открытием!

 

«Море пламенем горит»

 

Играем после прочтения сказки К. Чуковского «Путаница». Используем прием «потуши море». Пускаем по нашей синей воде плавающие свечи, поджигаем и просим ребенка набрать в рот воздуха и подуть. Развиваем воздушную струю. Затем усложним задачу: тушим, как пожарные, специальными шлангами – опрыскивателями для цветов. Задача ребенка – удержать пульверизатор в руках так, чтобы суметь нажать на рычаг и направить водную струю прямо на пламя свечи. Очень хорошо развивается координация и сила движений рук.

 

Можно придумать и другие интересные игры с водой, плюхаться в ней любой малыш может подолгу и с удовольствием. Желаю приятного отдыха и незабываемых впечатлений!

 

Текст и фото: Юлия Савельева 




Ключевые слова: логопедическая игра, развитие речи, развитие моторики, развивающие игры,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх