18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Неговорящий ребенок: что делать?

Фото Нетрадиционная артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Фото Чем заняться с ребенком летом: нетрадиционные методы логопедии

Фото Если у ребенка нарушен прикус: о миофункциональных нарушениях

Фото Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школь...

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?

Фото Если у ребенка нарушен темп речи

Фото Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие

Фото Где право, а где лево: как научить ребенка ориентироваться в пространс...

Фото Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?


Что делать, если ребенок не произносит или переставляет слоги

    Комментариев: 0     версия для печати
Что делать, если ребенок не произносит или переставляет слоги

Уже к году ребенок в норме должен произносить двусложные слова «ма-ма», «па-па», «дя-дя», «би-би». Если такие слова появляются лишь к трем годам и возникают трудности при воспроизведении разнослоговых слов («па-пу», «ба-бе», «ка-ти»), а также ребенок пропускает или переставляет отдельные слоги в трехсложных словах («ма-на» вместо машина, «баб-ка» вместо бабушка, «ламако» вместо молоко), речь идет о несформированности слоговой структуры слова. Необходимо срочно обратиться к специалистам – неврологу и логопеду.

 

Причины нарушения слоговой структуры

 

Их может быть несколько. Во-первых, нужно проверить слуховое восприятие ребенка. Слышит ли он речевые и неречевые звуки. Научно подтверждено, что человек сначала слышит звук, а потом его воспроизводит. Для этого в височных долях головного мозга имеются специальные анализаторы, отвечающие за слуховое восприятие. Малыш может не различать не только звуки речи, но и звучание музыкальных инструментов, например, не отличает звон колокольчика от сигнала дудочки.

 

Слуховое узнавание требует последовательности восприятия стимулов. Поступающую акустическую информацию необходимо еще синтезировать и анализировать в коре головного мозга. На это требуется время. Поэтому малыш овладевает «отслеживанием» звуковых элементов сначала раздельно и не способен воспринимать слуховую информацию в целом. Важно, чтобы в ранний период развития ребенок научился различать цепочки слуховых стимулов как речевых звуков, так и неречевых. Например, мелодию песни, звуки музыкальных инструментов, голоса членов семьи.

 

Второй причиной несформированности слоговой структуры слова (ССС) являются дефекты артикуляции вследствие гипо-или гипертонуса мышц языка, губ, щек, неправильного прикуса и др. Необходимо вырабатывать четкую артикуляцию, но производить действия принято с использованием предмета. Таким предметом в артикуляционной деятельности, по мнению ученых, является акустический образ. То есть, ребенок все равно сначала должен услышать звук, а только потом подстраивает под него свой артикуляционный уклад. Даже зрительный образ звука (наблюдение за губами мамы) является лишь дополнительной опорой при установлении правильной артикуляционной позы. Часто в логопедической работе важно устранять не симптом, а очаг поражения коры головного мозга.

 

Виды нарушений слоговой структуры слова

Исходя из причин нарушения ССС, можно выделить несколько ее видов.

 

  • Элизии. При преобладании нарушений артикуляционной моторики ребенок пропускает звуки в словах со стечением согласных, целые слоги («тифо» – телефон, «нета» – конфета).

  • Уподобление слогов друг другу (кокосы-абрикосы).

 

В случаях преобладания нарушений в акустической сфере наблюдаются:

  • перестановки звуков или слогов («скатан»);

  • итерация – добавление лишних гласных («каравать» – кровать);

  • персеверации – повторение сходных слогов («вададакачка»);

  • антиципация – уподобление предшествующему или последующему слогу («щищиствует»);

  • контаминация – объединение частей слов сходных по какому-либо признаку (сахарница и чайник – «сахарник»).

 

Коррекция нарушений ССС

 

Работа над преодолением дефекта должна вестись сразу в нескольких направлениях. Неверно начинать работать сразу со словом.

 

  

 

На первом подготовительном этапе необходимо развивать слуховое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, мышление, пространственно-временную организацию, артикуляционную и общую моторику, тонкие движения пальцев рук. Большая часть психических процессов ребенка развивается полимодально. То есть, требует участия сразу нескольких анализаторов головного мозга: зрительного, вкусового, обонятельного, слухового, тактильного. Одни ощущения подкрепляют другие. Поэтому так важно обеспечить малышу разнообразие стимулов.

 

На втором коррекционном этапе начинаем работать сначала с изолированным звуком, затем с открытым, закрытым слогом, словом, словосочетанием, предложением.

 

Если у ребенка нарушен темп речи

 

Развитие слухового восприятия

Предлагаемые упражнения родители могут проводить с ребенком дома.

 

«Угадай, что звенит»

 

Ребенку сначала предлагают послушать звучание различных музыкальных инструментов: дудочки, барабана, ксилофона, колокольчика, маракасов и т.п. Затем просят закрыть глаза или отвернуться. Взрослый играет на каком-либо инструменте, ребенок угадывает, на чем играли. Игру можно усложнить, если посадить в ряд кукол или мягкие игрушки: мама, папа, Вова, Катя, пони (использовать двусложные слова с открытым слогом). После прослушивания «музыки» положить инструмент возле той или иной игрушки и спросить: «кто играл на дудочке?». Таким образом, развивается не только слух, но и слоговая структура слова.

 

«Повтори за мной мелодию»

 

Отстукивание на музыкальном инструменте ритма. Можно использовать ксилофон, деревянные ложки, дудочку, барабан. Ребенка просят послушать «мелодию», а потом воспроизвести ее на музыкальном инструменте. Сначала стучим один раз: бом. Затем усложняем ритмический рисунок: бом-бом; бом-бом-бом; бом-бом (пауза) – бом-бом-бом и т.п.

 

«Кулачки-ладошки»

 

Взрослый читает стихотворение и просит отхлопать малыша заданный ритм.

 

  

Есть у Вани (Темы) два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук-стук, стук-стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук-стук-стук, стук-стук-стук,

А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

 

Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики

 

Взрослый произносит команды, ребенок повторяет. Сначала одноступенчатые: «встанем в круг», затем многоступенчатые: «встанем в круг, руки поставим на пояс, присядем, левую ногу вперед, голову наклоняем вправо» и т.п. Эти упражнения необходимы, чтобы ребенок умел правильно воспринимать информацию, перерабатывать, программировать действия. Работают сразу несколько анализаторов головного мозга.

 

Упражнение на переключаемость для рук:

 

«кулачки-ладошки» (сжимаем один кулачок, другой, разжимаем поочередно, затем повторяем двумя руками);

«пальчики здороваются» (поочередно все пальчики прикасаются к большому пальцу);

«колечко-ушки-рожки» (сомкнули сначала на одной руке, потом на другой указательный и большой палец в кольцо, подняли указательный и средний палец (ушки), затем указательный и мизинец (рожки), эти же движения повторить двумя руками).

 

Упражнения на переключаемость для губ и языка: «улыбка- трубочка», «блинчик-иголочка» (расслабленный язык, напряженный язык), «окошко-бублик», «часики-качели».

 

Развитие чувства ритма и пространственной ориентировки

 

Слоги в словах имеют определенный ритм, выстраиваясь в рисунок, поэтому важно развивать чувство ритма посредством чередования каких-либо элементов. Например, нанизывание бусин: сначала красная, потом зеленая и т.д. в определенном ритме. Выкладывание цветных камушков также поочередно по цветам, формам, размеру. Рисование: палочка, кружочек, палочка, кружочек... Выкладывание бусин из пластилина с чередованием цветов.

 

Развитию чувства ритма способствуют сюжеты сказок, например, «Репка». Ребенку предлагают подобрать и разложить по порядку героев сказки, можно использовать рамки-вкладыши, готовые картинки, кукольных героев. А затем озвучить, кто за кем стоит, задавая «каверзные» вопросы: «а кто перед внучкой, кто между Жучкой и бабкой?» Аналогично можно заниматься по сказке «Колобок» с проигрыванием ситуации и добавлением музыкальных мелодий. Подобные задания также развивают временно-пространственную ориентировку.

 

Для развития последней хорошо использовать серию сюжетных картинок «что сначала, что потом», а также прием «повтори за мной все движения». Взрослый сначала показывает, ребенок изучает и воспроизводит в нужной последовательности. Игры с мячом позволяют закрепить понятия «вверх, вниз, за спиной, перед собой».

 

Развитие мышления

 

Такие ви­ды мышления, как наглядно-образное, наглядно-действенное, кон­структивное, пространственно-временное, вербально-логическое считаются в психологии самыми важными. За каждый вид мышления отвечает определенные отделы головного мозга, которые находятся в непосредственной близости друг к другу. Развивая одну функцию, мы оказываем влияние на другую.

 

Самым ранним видом мышления является наглядно-образное: малыш видит предмет, осмысливает, создавая в голове ассоциативные связи. Одним из ведущих методов формирования наглядно-образного мышления является складывание разрезных картинок. По тому, как малыш выполняет задание, можно судить о его способности соотносить образ целого с его частями целенаправленно или хаотично.

 

 

Наглядно-действенное мышление – умение производить действия с предметами – также формируется в возрасте 1-4 лет. При этом ребенок может придумать свое применение предметам, например, зарыть машинку в пластилин, насыпать крупу в бутылку. Для детей 3-4 лет приемом исследования уровня данного мышления является складывание пирамидки. Не просто нанизывание колец, а выявление некоего алгоритма действий: сначала большой кружок, потом поменьше… Если трехлетка не может правильно сложить пирамидку, это свидетельствует о снижении его мышления.

 

Конструктивное мышление формируется в процессе выстраивания башни из кубиков, с помощью досок Сегена, «почтовых ящиков», сортера, где нужно соотнести и вложить фигурку в соответствующую прорезь. Этой способно­стью ребенок должен овладеть к 5 годам.

 

Пространственно-временное мышление формируется в 3-5 лет, проявляется в умении воссоздавать последовательность событий, устанавливать между ними причинно-следственные связи. Развивается посредством выкладывания рисунка из счетных палочек, геометрических фигур, раскладывания по порядку сюжетных картинок. Вербально-логическое мышление развивается на основе слова, предполагает способность мыслить с опорой не на предмет, а на его образ.

 

Особенность организации психики, полимодальность ее развития объясняет, почему ребенку так необходимы игрушки разнообразные по форме, цвету, величине, функционалу. Даже у неговорящего малыша развивается речь, когда он опирается на сенсорные ощущения, производит манипуляции с предметами.  

 

 

 

Задайте вопрос

логопеду.

Бесплатно


 

Читайте также: 

Задержка речевого развития у детей: причины и лечение

Дислалия, или когда ребенок не произносит некоторые звуки

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: нарушения слоговой структуры, коррекция нарушений слоговой структуры,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2020

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх