Фото Мифы о питании (часть 3): варенье, консервы, соки в тетрапаках, трехра...

Фото Мифы о питании (часть 2): ананасы для похудения, вегетарианство, еда п...

Фото Мифы о питании (часть 1): голодание, протеины, углеводы

Фото Еда из микроволновки — польза или вред?

Фото Мифы о питании (часть 5): перепелиные яйца, грибы, шашлык, супы и остр...

Фото Мифы о питании (часть 4): фруктоза, орехи, каши, горький шоколад

Фото Мифы о вегетарианстве

Можно ли есть мясо: мифы о вреде белка

Можно ли есть мясо: мифы о вреде белка

Споры о вреде красного мяса среди ученых-медиков всего мира ведутся давно. Два года назад официальной медициной было признано, что употребление мяса не оказывает вреда здоровью. Для решения проблемы был создан Международный консорциум по диетическим стандартам (NutriRECS). Научные исследования проводились с 2015 по 2018 год и подтвердили, что риск возникновения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний из-за потребления красного мяса преувеличен. Доказательства вреда мяса оказались слабыми.

Вегетарианство и веганство

В октябре 2015 года Всемирной организацией здравоохранения красное мясо было официально признано канцерогеном. Чему несказанно порадовались вегетарианцы, исключающие из своего рациона мясо убитых животных. Если вегетарианцы иногда позволяют себе кушать яйца, молочные продукты и сладости, то веганы отказываются от любых продуктов животного происхождения.

Выбор рациона питания всегда остается за человеком. Однако по результатам исследований Института биологии и старения обнаружилось, что у веганов сокращается продолжительность жизни, чаще других развиваются респираторные и онкологические заболевания, выше риск возникновения инсультов. Вегетарианцы занимают вторую строку в рейтинге уровня смертности. Долгожителями оказались люди, принимающие умеренное количество красного мяса и большое количество рыбы. По слова геронтолога Игоря Артюхова, веганы умирают раньше, потому что недополучают из пищи жизненно необходимых веществ, вследствие чего снижается иммунитет.

По мнению доктора Александра Мясникова, польза от вегетарианства составляет 80%. Вред – 20%. Жизненно важные вещества вегетарианцы и веганы могут получить из пищи, если грамотно выстроят свой рацион питания. Дополнительно им придется принимать витамин В12, который организм может получить только из мясных и молочных продуктов.

Мифы о вегетарианстве

Следует признать, что вегетарианство и вегантсво – это не научный подход к системе питания, а философия. Организм любого человека устроен так, что какие-то белки способен синтезировать сам, а какие-то нужно принимать извне. Некоторые виды белка, которыми богаты мясные, молочные и морепродукты, можно получить только через прием соответствующей пищи.

Роль белка в организме

Белок еще называют протеином, что в переводе с греческого означает наиважнейший. Когда жизнь вышла из моря на сушу, это была маленькая бактерия, состоящая из белка. Именно за счет него мы стали расти и развиваться. В молекуле белка есть азот, к которому прикрепляются аминокислоты. Эта цепочка довольно длинная и сложная, аминокислота является одним из важных ее звеньев. Всего в составе белков 24 аминокислоты, они чередуются в молекуле. Белки бывают растительные и животные. Разница в том, в какой последовательности и количестве выстраиваются в молекуле аминокислоты. В растениях находятся не все аминокислоты.

12 белков мы можем синтезировать в нашем теле (они заменимы), а 8 белков нет. Незаменимые белки: лейцин, изолейцин, валин, метионин, треонин, лизин, триптофан и фенилаланин. Детям для роста белок более необходим, чем взрослым. Дополнительно они нуждаются в незаменимых белках – аргинине, цистеине, гистидине, тирозине. Иногда нам нужны условно заменимые белки, которые организм не всегда может производить сам: глицин, аргинин, цистеин, глютамин, гистидин, серин, пролин, тирозин. Выработка белка в теле зависит от многих индивидуальных факторов: от состояния микрофлоры кишечника, генетической предрасположенности, от уровня ферментов. Многие аминокислоты мы не можем синтезировать и получаем их из продуктов питания. Большое количество глицина, например, находится в костном бульоне, он обладает нормализующим, успокаивающим свойством. В мясе курицы, рыбе, в куриных яйцах содержится глютамин – важнейший фактор для очистки организма.

В нашем теле достаточное количество углеводов и жиров, запасенных в мышцах и в жировой ткани, а белка мало (около 100 г в крови). Вот почему он так необходим. Из белка строятся клетки, кости, мышцы, мозг. Пищевой белок, поступая в желудок, начинает усваиваться, всасываться, образуя бассейн аминокислот в крови. Часть белка из бассейна идет на образование глюкозы, часть на образование углекислого газа, воды, мочевины, небелковых компонентов, на образование других аминокислот, ферментов, гемоглобина, коллагена. Недостаток белка в организме влияет на состояние кожи за счет низкого уровня коллагена. Если при этом человек употребляет много сахара, то процесс гликации – сшивки из глюкозы между молекулами белка – происходит неправильно. Из-за этого образуются морщины.

Мифы о вреде белка

Многие исследователи утверждают, что есть много белковой пищи вредно для функционирования того или иного органа. Эксперт по диетологии Российского общества Антивозрастной медицины Светлана Стрельникова утверждает, что вред от потребления большого количества белка есть, но только в совокупности с другими факторами. Поэтому всегда необходимо консультироваться с лечащим врачом.

Миф 1 – белок повреждает почки

Когда у человека есть заболевания почек, врачи рекомендуют потреблять меньше белковой пищи. Это так. Но разберемся в первопричине нарушения. Наши почки отфильтровывают кровь, удаляют вредные вещества. Почки должны возвращать белок обратно, дабы нам его не потерять совсем. Когда почка повреждена, она не может фильтровать белок полноценно, испытывая сильнейшую нагрузку. Важно понимать, что не белок ведет к повреждению почки, а уже нарушенная функция почки не справляется с фильтрацией большого количества белка.

Миф 2 – белок повреждает печень

Если у человека уже имеется серьезное заболевание печени, например, цирроз, то тоже рекомендуется уменьшить количество белка. Причина та же, что и с почками. Печень будет работать в перенапряжении, но не сам по себе белок ведет к ее повреждению. Важнейшая функция белка – очистительная. Соединяясь с белком, жирорастворимые вредные вещества превращаются в водорастворимые и, благодаря, в том числе, печени, выводятся из организма. Если печень работает неполноценно, то вредные вещества так и остаются жирорастворимыми и не выводятся. Поэтому при наличии заболевания рекомендуют уменьшить потребление белка.

Миф 3 – белок вызывает остеопороз

Существует мнение, что когда мы едим мясо, оно закисляет кровь. Чтобы это нейтрализовать, из костей вымывается кальций. Но кости состоят не только из кальция, фосфора, минералов и магния, белок там тоже присутствует. Минералы должны куда-то крепиться и крепятся именно за счет белка. При недостатке последнего кости становятся мягкими. Развивается такое заболевание, как остеомаляция. Поэтому остеопороз вызывает не большое количество белка, а наоборот, его недостаток.

Миф 4 – белок ведет к раку

Исследований, которые предоставили бы доказательства, что именно потребление белка ведет к онкологии, нет. При проведении большого количества эпидемиологических исследований обнаружилось, что люди, которые едят много красного мяса, чаще других болеют раком. Но проанализировав результаты исследований, ученые выяснили, что помимо употребления мяса у больных онкологией были и другие факторы риска: курение, лишний вес, хронические заболевания, генетическая предрасположенность, употребление алкоголя и другие. Кроме того, оказалось, что многое зависит от того, какой белок и в каком количестве человек принимает в пищу. Употребление красного мяса один раз в день не вело к повышению риска заболевания раком.

Мифы о раке: от диагностики до лечения

Миф 5 – белок вреден для сердца

Сам по себе белок для сердца не вреден, так как его компоненты поддерживают работу сердечно-сосудистой системы. Но сочетание приема большого количества белка животного происхождения с другими неблагоприятными факторами, такими как курение и алкоголь, может привести к болезням сердца.

Какова потребность в белке

Потребность в белке для среднего человека – 1 г на 1 кг идеального веса в сутки или 0,7-0,8 г на 1 кг общего веса. Она возрастает при интенсивной физической нагрузке, тяжелой работе, после операции, при восстановлении после болезни. При потере протеина происходит хронический физический стресс или нарушение пищеварения. При заболевании почек, печени, гомоцистеинурии, нарушении некоторых обменных процессов, наличии проблем с освобождением кишечника, человеку надо 0,3-0,6 г на 1 кг веса. Здоровый человек может усвоить 3,5-4,5 г белка на 1 кг веса без негативного влияния на здоровье. Белковую пищу нужно потреблять умеренно, но достаточно.

В пище животного происхождения (особенно в мясе) содержится не только большое количество витамина В12, но и много железа. В мясе и рыбе структура железа значительно отличается от собрата Fe из фасоли и капусты. Кроме того, в мясных продуктах имеются дополнительные вещества для лучшего его усвоения. В рыбе, морепродуктах и яйцах больше всего витамина Д, омега-3 жирных кислот, кальция и фосфора.

Продукты, богатые белками

Мясо животных: баранина, говядина, свинина, дикие животные (18-25 г белка на 100 г продукта). Чем жирнее мясо, тем в нем меньше белка, поэтому свинина менее предпочтительна.

• Птица: утка, курица, гусь, голуби, дичь, индейка (15-20 г/100 г продукта).

• Рыба и морепродукты: лобстеры, мидии, кальмары, креветки (18-30 г/100 г).

• Яйца: куриные, гусиные, перепелиные, страусиные и т.п. (8-15 г/50 г).

• Молочные продукты: творог, густой йогурт, кисломолочные продукты (3,5-6 г/100 г).

• Протеиновые порошки: пшеничный, рисовый, яичный, сывороточный, гороховый, амарантовый, соевый (15-22 г/20 г).

• Фасоль, чечевица, горох (4-8 г/50 г).

• Сухие грибы (15-22 г/100 г).

• Насекомые и порошок из них (15-30 г/100 г).

• Авокадо (5 г на один плод).

• Картофель (4 г/100 г).

• Грецкие орехи (3 г/100 г).

• Капуста цветная и брокколи (4 г/100 г).

В других овощах и фруктах белка еще меньше. В растительной и животной пище содержатся разные виды белков. Недостаток белков животного происхождения приводит к неполноценному функционированию организма в целом.

Юлия Савельева