18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям

Фото Чтобы детсад не превратился в ад…

Фото Как защитить подростка от агрессии?

Фото Ваш ребенок – ваше зеркало: как воспитывать проблемных детей

Фото Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе


Воспитан ли ваш ребенок? О психологической готовности к школе

    Комментариев: 0     версия для печати
Воспитан ли ваш ребенок? О психологической готовности к школе

Многие родители перед тем, как отдать ребенка в школу, отводят его на курсы подготовки к школе. В 1-й класс большинство детей приходит готовыми в речевом и интеллектуальном плане. Однако родители часто не учитывают психологическую сторону развития. Эта сфера в последние десятилетия приобретает особую важность с учетом роста различных нервно-психических расстройств. Ситуация усугубляется родителями в силу их неправильного подхода к воспитанию детей. В результате, первоклассник оказывается в сложном положении в школе даже при высоком уровне развития познавательной сферы.

 

Вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием ребенка, – школа или родители – остается спорным. Одни родители считают, что воспитывать нужно дома, а в школе – учить. Другие утверждают, что и учить, и воспитывать должна школа. Но что делать, если ребенок приходит в школу невоспитанным? С кого спрашивать? Воспитание – процесс постоянный, и заниматься им должны те, кто постоянно находится рядом с ребенком с рождения. Следовательно, за воспитание будущего первоклассника в ответе родители. Школа продолжит воспитание, но только накладываться оно будет уже на то, что имеется.

 

Психологическая готовность ребенка к школе

Когда мы тестируем ребенка перед школой, то оцениваем его познавательные способности, уровень развития речи, состояние здоровья, часто забывая о том, что будущий школьник должен быть готов и в социальном плане.

 

К 7 годам ребенок должен:

  • знать общепринятые правила коммуникации и свободно общаться со сверстниками и взрослыми;

  • хорошо самостоятельно ориентироваться в незнакомой обстановке;

  • регулировать свое поведение (знать границы дозволенного);

  • уметь самостоятельно организовывать деятельность;

  • уметь слышать и следовать инструкции учителя, выполнять задания при постановке четкой цели;

  • уметь планировать деятельность, действовать слаженно, а не хаотично (самостоятельно выработать алгоритм еще не может);

  • сосредоточить внимание и работать по заданию 10-15 минут;

  • оценивать качество своей работы;

  • самостоятельно находить и исправлять ошибки.

Что должен знать ребенок к первому классу

 

Особенностью психологического развития первоклассников является высокая самооценка, поэтому они очень расстраиваются при неудачах. Чутко реагируют на изменение к ним отношения взрослых.

 

Если три и более критериев у школьника отсутствуют, значит, он не готов к обучению в школе. Даже если умеет читать и писать. Надо понимать, что учитель должен научить учиться. Если ребенок пол-урока сидит под партой или не может выполнить простые инструкции «достали ручки, открыли тетради», сделать это невозможно.

 

Эмоционально-волевая сфера

 

Готовность будущего первоклассника к школе определяет не только наличие достаточных умственных способностей. Психологи обращают внимание и на эмоционально-волевую сферу. Насколько ребенок может контролировать свои действия, насколько мотивирован выполнять серьезную деятельность, по возможности подчинять свои желания воле, насколько готов к произвольному поведению (делать то, что просит взрослый).

 

Поведение многих современных детей чаще всего оставляет желать лучшего. Некоторые родители не видят в поведении своего ребенка «ничего особенного». Но взрослые в школе смотрят на него глазами педагога, им предстоит учить и воспитывать школьника. Насколько это окажется возможным? Чтобы родители взглянули на свое дитя с о стороны, приведу примеры из своей логопедической практики.

 

Бесцеремонность

В кабинет логопеда входит мама с семилетним сыном и просит протестировать его речевое развитие. Малыш пробегает вперед мамы, с криками «ух, ты» начинает хватать с полки игрушки, камешки, дудочки, пазлы, сундучок с цветными буквами. Камешки падают на пол, часть букв высыпается из сундучка. На мои замечания и одергивания мамы мальчик не реагирует. На вопросы теста отвечать отказывается, ни о каком обследовании и речи быть не может. Удается составить лишь минимальные представления о состоянии речи дошкольника. Перед уходом мама уже кричит и заставляет ребенка собрать то, что он рассыпал. Мальчик упирается: «Не буду». Остается лишь отпустить их и собрать вещи с пола самой.

 

 

Пока не будут предприняты явно запоздалые меры по выравниванию эмоционально-волевой сферы, такого ребенка невозможно будет усадить в классе, а тем более чему-нибудь научить. К школе он не готов. Необходимо срочно обратиться к неврологу и психиатру, чтобы пройти курс амбулаторного лечения. Если у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), необходимо лечить это заболевание.

 

Замкнутость

В кабинет открывается дверь, мама тянет за руку шестилетнего сына, тот сопротивляется и убегает. Мама тоже уходит с просьбой подождать. Через 10 минут они возвращаются. Мальчик прячется за маму, отказывается сесть на стул. После долгих уговоров садится на колени мамы. Я прошу его ответить на некоторые вопросы. Почти перед каждым мама уговаривает его вспомнить, сказать, придумать, повторить. Сын с неохотой отвечает лишь на некоторые вопросы.

 

Ребенку через год в школу, а он не может оторваться от маминой юбки. Не будет же она с ним сидеть на каждом уроке. Конечно, такой малыш не готов к школе. Учитель не станет уговаривать, чтобы он сделал какое-либо задание. Родителям следует обратиться к психологу для решения данной проблемы.

 

Упрямство

 

На занятие к логопеду приходят мама с дочкой пяти лет. Причиной обращения стало нарушение звукопроизношения нескольких звуков. Девочка неглупа, имеет хороший словарный запас, но отказывается выполнять инструкцию учителя. Вместе с мамой мы просим ее открыть ротик, поднять язычок наверх, облизать губы при выполнении артикуляционной гимнастики. Дошкольница отказывается, все время прижимается к маме и просит ее пойти домой. 

 

  

 

На первом этапе мы условились заниматься постановкой звука [л']. Вместе с мамой упрашиваем маленькую буку поднять язычок и постучать им за верхними зубками, распевая песенку: «ля-ля-ля-ля». Девочка все понимает, но отказывается выполнять, тянется к игрушкам, играет. Даю рекомендации маме, что делать дома. Договариваемся, что на следующем занятии дочь будет со мной уже без мамы. Но и один на один со мной она ничего не делала, не откликалась на мои просьбы, несмотря на то, что мной были заготовлены игры, направленные на автоматизацию звука. В игры мы поиграли, намеренно не произнеся звука [л']. Никакие уговоры, обещания получить наклейку или конфетку на нее не действовали. О каком обучении может быть речь, если ребенок уперся и не желает ничего делать?

 

Торгующийся ребенок

Первоклассник не желает посещать логопедические занятия без мамы, которая приходит с ним и все время одергивает: «Сядь прямо, повторяй, раскрашивай хорошо, если не будешь заниматься, я не куплю тебе шоколадку». Мальчик нехотя выполняет все инструкции, после каждого удачного ответа спрашивает маму: «А ты купишь мне шоколадку, я же хорошо отвечал?» После неправильно придуманного слова и косого взгляда мамы начинает плакать: «Теперь ты не купишь мне шоколадку?»

 

Такой торг наблюдаю на каждом занятии. Будет ли этот ребенок способен что-либо сделать даром даже для собственной мамы? Учитель уж точно с ним торговаться не будет.

 

Непослушный ребенок

 

  

Первоклассник не реагирует ни на одно из многочисленных замечаний мамы, не желает выполнять то, что она ему говорит. Я удивляюсь: почему? «Он меня ни во что не ставит, не слушает», – отвечает она. Может, маме стоит сократить количество замечаний и добиться выполнения хотя бы одного задания. Он не слушает ее в 7 лет, страшно подумать, что будет в 15? Если родители не могут справиться с собственным чадом, чего же они ждут от учителя? У ребенка с детства не сформировано такое понятие, как авторитет взрослого. Психологу нужно поработать с самими родителями.

 

Читайте также: 

Непослушный ребенок: скандалить или сотрудничать?

Ваш ребенок – ваше зеркало: как воспитывать проблемных детей

 

Несамостоятельный ребенок

На консультацию приходит мама с семилетним сыном. При выполнении заданий мальчик все время просит: «мама, помоги», «мама, я правильно сделал?» После зачисления на логопункт мальчик посещает занятия и каждый раз то забудет убрать карандаши в папочку, то застегнуть на замок саму папочку, то забудет тетрадь с домашним заданием. Такому ребенку еще нужна нянька, он не собран, не может выполнить примитивную инструкцию без чьей-либо помощи. Такая несамостоятельность и полнейшая зависимость от мамы не сулит ему в будущем ничего хорошего.

 

Исключительность

На мои занятия приходит первоклассник для исправления дефекта произношения шипящих звуков. Мальчик умный, хорошо подготовлен к школе, умеет читать, легко справляется со всеми заданиями. Для оптимизации процесса коррекции речи первоклассников я присоединяю к «умнику» еще одного первоклассника со схожим дефектом. Каково же мое изумление, когда «умник» начинает квасить физиономию, оттопыривать губу в сторону тихого напарника. Вижу, как он весь зажался от недовольства, стал отказываться выполнять задания.

 

Этот случай говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты коммуникативные навыки, он не умеет общаться со сверстниками, считает себя лучше других. А ведь в классе предстоит работать в команде, и учитель не сможет подстроиться под «причуды» каждого.

 

Читайте также: 

Как научить ребенка общаться: совместная деятельность и никаких соревнований

Как воспитать успешную личность

Как воспитать у ребенка ответственность?

 

Нормальный ребенок

 

В приведенных выше примерах мы имели дело с поведенческими проблемами детей. Как бы хорошо дошкольники не были подготовлены к школе, многие из них будут с трудом «приживаться» в коллективе. Значительная доля вины лежит на родителях. В школе никто не будет носиться с ребенком, там потребуют соблюдения общепринятых норм поведения. Поблажки и необоснованные уступки могут в дальнейшем обернуться против самого ребенка. Чаще они и приводят к школьной дезадаптации.

 

Возникает вопрос: как же должен себя вести нормальный ребенок? Воспитанный ребенок 6-7 лет уже хорошо осознает, что он попал в постороннее место, где должен выполнить задания. Войдя в кабинет, он здоровается, осматривается и ждет приглашения. После его получения садится на указанное место и ждет дальнейших указаний. Во время тестирования такой школьник обычно не обращает внимания на родителей, внимательно слушает вопросы учителя, старается как можно лучше на них ответить. В конце приема он просит разрешения взять игрушку или конструктор букв, что я всегда позволяю. Уходя, нормальные дети прощаются, а некоторые из них даже меня благодарят (в зависимости от воспитания). У многих из них в ходе обследования обнаруживаются те или иные нарушения речи, но в поведенческом плане они уже созрели для начала школьного обучения.

 

Юлия Савельева  


Читайте также:

Как помочь первокласснику: кризис семи лет и проблема готовности к обучению




Ключевые слова: воспитание, школа, первоклассник, невоспитанный ребенок,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх