18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Любовь или зависимость? Типы личности, неспособные любить

Фото Когда закончился конфетно-букетный период: совместимы ли вы?

Фото В чем ваш талант и где его применить?

Фото Легко ли русским за границей? Особенности адаптации иммигранта

Фото Как и где познакомиться с достойным мужчиной

Фото Повторный брак: стоит ли начинать сначала?

Фото Ловушки «счастливой» любви

Фото Что мы (не) должны своим родителям?

Фото Эта встреча была не случайна или По какому принципу подбираются пары

Фото Стой, а то мама будет стрелять! О гиперопеке и «властном» воспитании в...

Фото Мифы о памяти

Фото Суицид: взгляд с позиции психологии и психиатрии


Что делать, если у ребенка тяжелые множественные нарушения развития?

    Комментариев: 0     версия для печати
Что делать, если у ребенка тяжелые множественные нарушения развития?

«Больные дети рождаются, чтобы сделать нас добрее…»                        
                                                           Жан Ванье

 

Тяжелое множественное нарушение развития (ТМНР) – явление, когда у ребенка нарушены две или более мозговые функции: зрение, слух, двигательная активность, интеллект, речь. Это не просто набор определенных ограничений, а качественно новое нарушение со сложной структурой дефекта. Оно отличается от составляющих каждого нарушения и влияет на развитие ребенка не по отдельности, а в целом. Таких детей в современном мире становится все больше. Им требуется огромная помощь. Ее объем в разы превышает содержание и качество сопровождения, оказываемого при каком-то одном нарушении. Устранить их, конечно, невозможно, но можно облегчить страдания ребенка и выработать некоторые реакции.

 

«Комнатное растение» или…

 

Большинство детей с ТМНР имеет медицинский диагноз «глубокая умственная отсталость». Их называют идиотами. Растущие человечки, прикованные к постели, неподвижные, вялые, со слабыми мышцами и отсутствующим взглядом... Не раз приходилось слышать, что такие дети – бремя для государства и лучше их усыпить. Но человек родился живым. Одному Богу известно, сколько он проживет.

 

Даже комнатное растение живет долго, если за ним хорошо ухаживают. Больные дети рождаются для нас, им нужно наше милосердие и достойная поддержка. Еще 112 лет назад педагог-дефектолог Е.К. Грачева работала с умственно отсталыми детьми и имела хоть минимальные, но результаты развития. Почему у нас, имеющих современные технологии, опускаются руки? Из опыта многих, не теряющих надежду мам и бабушек больных детей, видно, что ухаживающий может облегчить страдание одних, а других сделать трудоспособными, насколько это возможно.

 

Главное – знать, что развивать. Для этого необходимо проконсультироваться со специалистами: дефектологом, неврологом, психологом. У ребенка с ТМНР могут быть нарушены сразу несколько функций, но одна или две сохранны. Например, не может двигаться, глухой, но зрение в норме. Или незрячий, но хорошо слышит и двигается. «Подтягивать» недостающие звенья нужно с опорой на сохранный анализатор. Результатом работы может стать даже оживление ребенка.

 

Принципы работы с тяжелыми детьми

Самая большая ответственность за развитие умственно отсталых детей ложится на родителей. Именно они могут стать главными лекарями. Хотя сейчас закон обязывает учителей школ посещать и заниматься с тяжелыми детьми на дому. Многие, не опуская рук, стараются и выходят, но приходить слишком часто они не могут. Более продуктивна помощь в специальных интернатах, но не все соглашаются «сдать» туда свое чадо. Дома родители с лежачими детьми находятся круглосуточно.

 

Работу необходимо начинать планомерно, руководствуясь следующими принципами:

  • Чем раньше начать занятия, тем лучше. Когда ребенок только родился занятием считается даже массирование пальчиков рук, ног, щек, губ элементарными круговыми движениями. 

  • Минимальные действия и знания нужно преподносить терпеливо. Если больной почувствует раздражение «учителя», то испугается, прекратит занятие, забудет то, что знал, заупрямится или закатит истерику.

  • Заниматься необходимо ежедневно, без перерыва на отдых даже летом, иначе все бесполезно. 

  • Занятия должны быть короткими 3-5 минут в самом начале, затем с постепенным удлинением до 25 минут. 

      
  • Занятия должны быть разнообразными, наглядными и веселыми, так как повторение надоедает. Лишнего ничего не должно быть.

  • Занятия должны возбуждать желание и энергию: я смогу, у меня получится.

  • Ни коим образом не нужно давать понять ребенку, что он какой-то не такой, отсталый или слабый.

 

Сенсорная терапия

 

Для детей с множественными нарушениями подойдет только сенсорная интегративная терапия. Когда интеллект «молчит», нужно развивать органы чувств: осязание, обоняние, слух, зрение, координацию. Через воздействие на различные анализаторы головного мозга, отвечающие за восприятие, можно «разбудить» малофункциональные нарушенные зоны мозга.

 

Необходимо также учитывать ведущую деятельность психического развития. У умственно отсталых детей поздно и неравномерно формируются всех виды деятельности. Страдает эмоциональное развитие, часто они не реагируют на голос взрослого, на улыбку, нарушены коммуникативные навыки. На протяжении долгого времени дети с идиотией производят манипулятивные бессмысленные действия с предметами. Предметная деятельность у них формируется поздно, так как не было предпосылок к ее развитию в младенчестве. Поэтому на первом этапе обучения необходимо развивать эмоциональную сферу и предметную деятельность.

 

Цель сенсорно-интегративной терапии – сформировать межсенсорные связи. Например, через прослушивание музыки можно вызвать комплекс оживления, эмоциональную реакцию. Через ощупывание предметов развиваем двигательную сферу, интеллект, речь. Через движения – зрительно-моторные связи, пространственные представления. Через двигательно-кинестетическое восприятие можно научить ребенка навыкам самообслуживания и развивать трудовую деятельность.

 

Читайте также:

Олигофрения: формы, причины, коррекция  

Задержка психического развития – не приговор 

 

Коррекция ТМНР

 

Самым первым шагом в развитии умственно отсталого, порой лежачего ребенка, является возбуждение его внимания к любым действиям и предметам. Сразу необходимо понять, что обучение будет длительным, прогрессом считается, даже если больной малыш освоит хотя бы один навык в год. Нет ни одного ребенка, чье внимание нельзя бы было возбудить. Если внимание есть – это победа и путь к дальнейшему развитию. Возбуждение внимания у детей с идиотией сводится к развитию пяти органов чувств.

 

 

Осязание и обоняние

 

Ежедневно ребенку необходимо давать ощупывать различные предметы: теплые, холодные, колючие, мягкие, гладкие, шершавые. Обнюхивать ароматные фрукты, мыло, шампунь с приятным запахом. Дать понюхать что-то с неприятным запахом, например, испортившийся продукт или мочу. Неприятные ощущения могут вызвать определенную мимическую реакцию, крик, кашель. Любая реакция ребенка – пробуждение его внимания. Для развития осязания нам понадобятся: щетка жесткая и мягкая, пуховый шарф, твердый камешек, теплая и холодная вода в бутылочке, горячая и холодная влажная салфетка, вата, бархат, грубая ткань, бумага.

 

Можно прикасаться то приятными, то неприятными предметами к щеке или руке ребенка. Следить за его реакцией, мимикой, движениями: одернул ручку, отвернул голову, задержался на одном из предметов дольше и т.д. Учить лишь тому, что полезно, ничего лишнего. Развитие чувства осязания является также средством для развития у детей с ТМНР чистоплотности.

 

Слух

 

Часто бывает такое, что дети-идиоты очень возбуждены и отказываются от любых занятий, кричат, закатывают истерику или не выражают вообще никаких реакций. Для их появления или просто успокоительным средством часто является музыка. Очень интересны и эффективны в данном аспекте песенки Ф. Фрёбеля. Можно давать их прослушивать. Найти их можно в интернете. Исполняются они хоть и на немецком языке, отмечено их благоприятное воздействие на нервную систему больных.

 

Если ребенок каким-либо образом реагирует на музыку, можно использовать музыкальные инструменты: колокольчик, свисток, громкую трубу, барабан, гармонь, плохо играющую шарманку, музыкальную шкатулку с хорошим качеством воспроизведения. При возбуждении слухового внимания нужно встать так, чтобы малыш вас не видел, а только слышал звуки. Иначе он захочет взять инструмент в руки, и не получится прослушать. Часто звуки гармони или барабана из соседней комнаты прекращают капризы идиота. Музыкальные инструменты позволяют также развивать речь. Звуки дудочки научают дуть и вызывают вокализации: «уууу», гармонь – «аааа», барабан – «та-та-та», колокольчик – «дзинь» и т.д. Если ребенок поворачивает голову в сторону звука – это вызывает у него комплекс оживления.

 

Зрение и пространственные представления

Для развития зрения (если ребенок зрячий), нам послужат все те же предметы. Игрушки для работы с идиотами необходимо выбирать из качественных материалов, поскольку они часто тянут их в рот, стучат ими. Предметы должны быть красочными, привлекательными, контрастных цветов, имеющими развивающее содержание. Предпочтительные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Игрушки также призваны развить эмоционально-эстетические представления.

 

Одним из первых упражнений на возбуждение и развитие зрительного внимания является фиксация взгляда ребенка на предмете. Находкой здесь стали мягкие мячи Фрёбеля. Разноцветные мячи связаны из шерсти, набитые пряжей, держатся на ниточке. Шерстяная материя очень эластична, ребенок может сжать мяч в ладони, играя «есть или нет». Красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, синий, зеленый и белый цвета развивают мышление с опорой на зрительный анализатор. Покачивание на ниточке такого мяча вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад развивает пространственные представления.

 

Не менее известны игрушки того же Фрёбеля – деревянный шар, кубик, цилиндр разных цветов. С их помощью ребенок осваивает формы и функции. Шар катится, кубик устойчив, цилиндр может выполнять и то, и другое действие в зависимости от его расположения в пространстве.

 

Двигательная сфера и мышление

 

Развитие движения малоподвижного больного можно начинать с элементарной игры «держи – не урони», кладя предмет в ладошку. Ежедневно выполнять гимнастику для губ (улыбка), кистей рук (сожми-разожми), шеи (поверни голову) и т.п. (в зависимости от возможностей ребенка).

 

Если у малыша есть внимание и сформированы элементарные представления, можно сортировать предметы по цвету, форме, например, красный мяч в красную коробочку, синий – в синюю, мяч в круглую чашку, кубик в квадратный конструктор. Игрушки должны развивать координацию, точность движений, хватательный навык, зрительное и слуховое внимание.

 

После развития манипулятивных точных действий с предметами у ребенка с идиотией можно формировать мыслительные операции и речь в играх «кто или что это», «построй башню», «посчитай» и т.п. Все движения сопровождаются речью.

 

Материалы и упражнения для развития

 

Кроме кубиков и мячей в работе с тяжелыми детьми используются также рамки с застежками, цветные таблички и вкладыши, металлические предметы, игрушечные лестницы, красные штанги, геометрические тела, треугольники, комоды с выдвижными ящичками, живые растения. Используем такие упражнения, как переливание воды, шагаем пальчиками по лесенке, чистим металл, ходим по линии, ухаживаем за живыми цветами и т.п. Можно придумать свое упражнение, направленное на развитие минимального бытового навыка.

 

Со временем умственно отсталый ребенок может научиться застегивать пуговицы, молнию, надевать шапку, брюки, держать ложку, карандаш, освоить и другие бытовые навыки.

 

Сенсорная комната

 

Если больного можно вывезти из дома, то одним из эффективных средств возбуждения внимания и развития сегодня стали сенсорные комнаты. Оборудованы они таким образом, что происходит одновременное воздействие на все органы чувств. Сенсорные стимулы воздействуют также на поле обмена информацией на вербальном и невербальном уровне.

 

Работа в сенсорных комнатах ведется специалистами и направлена на снижение тревожности, агрессии, активизацию чувственного восприятия, релаксацию, развитие у детей общения.

 

Появление таких комнат говорит о том, что детям с ТМНР уделяется особое внимание. Нужно сделать хотя бы первый шаг! Тогда первая реакция умственно отсталого ребенка будет и вашей победой тоже.

 

Автор Юлия Савельева 

 

Читайте также:

Как воспитывать ребенка с ограниченными возможностями – советы психолога

сенсорная интегративная терапия



Ключевые слова: Тяжелое множественное нарушение развития, ТМНР, коррекция ТМНР, сенсорная интегративная терапия,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх