18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?

Фото Если у ребенка нарушен темп речи

Фото Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие

Фото Где право, а где лево: как научить ребенка ориентироваться в пространс...

Фото Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?

Фото Что делать, если у ребенка нарушена просодика – выразительная сторона ...

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: коррекция

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: причины, виды, симптомы

Фото Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекц...

Фото Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки


Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школьников

    Комментариев: 0     версия для печати
Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школьников

Учебный год только начался, а у детей в тетрадях ошибка на ошибке. Мамы второклассников хватаются за голову: дети за лето забыли, как пишутся буквы. Учителя говорят: «Сразу видно, кто читал и писал на каникулах, а кто нет». Понятно, что времени на учебные занятия в летний период не было, желания – тоже. Как же и отдохнуть успеть, и знания не растерять? Об этом поговорим сегодня.

 

Школьная зрелость

 

Основная причина неуспеваемости ребенка – школьная незрелость. А что же такое школьная зрелость? Это богатый словарный запас и способность к сериации, то есть умение усваивать системы, автоматизированные ряды, правила. Авторяды бывают пространственными и временными. К пространственным относится порядковый и обратный счет, умение складывать числа. К временным – такие понятия, как времена года, время суток, дни недели, последовательность месяцев. Понимание данных рядов постепенно выстраивается у школьника в четкую систему.

 

Первоклассник должен уметь удерживать внимание на каком-либо предмете или задании 10 минут, запоминать и повторять как можно больше элементов как вербальных, так и невербальных. Дети легче запоминают наглядные образы, нежели словесные, также они способны к логическому запоминанию. Достаточный объем кратковременной памяти является важным для освоения письма и чтения.

К семи годам ребенок должен уметь организовывать свою деятельность: понимать и выполнять инструкцию взрослого, ставить и достигать цель, планировать действия, постепенно вырабатывая алгоритм, самостоятельно исправлять ошибки, вносить коррективы в деятельность, оценивать свои действия. В речевом плане должно быть сформировано чистое звукопроизношение, словарный запас составляет 3000-7000 слов, развита способность к звуковому анализу слов, грамотному построению предложений, пересказу небольшого текста с использованием развернутых предложений.

Интеллектуальное развитие ребенка, готового к школе, предполагает наличие способности к систематизации и классификации предметов, процессов, явлений, к установлению причинно-следственных связей, проявлению живого интереса к животным и природным явлениям. Первоклассник наблюдателен, любознателен, задает много вопросов, владеет элементарными знаниями об окружающем мире.

 

 

Согласитесь, становится понятным, почему ребенок не успевает в школе. Он попросту к ней не готов!

 

Механизмы овладения письмом

 

Наш мозг отвечает за все процессы и действия. Развитие каждого из отделов мозга позволит усвоить и математику, и грамоту, и чтение. Главное – знать, что и как развивать. Рассмотрим работу отделов мозга на примере письма под диктовку, при котором работают сразу пять анализаторов:

 

  1. Ребенок слышит слово (работает слуховой анализатор), проводит анализ слова, выделяя серию звучаний (височные отделы);

  2. Сопоставляет услышанный акустический образ с графическим написанием буквы (затылочная доля);

  3. Находит место на листе бумаги, чтобы писать в одном направлении – слева-направо (теменные отделы);

  4. Мысленно составляет последовательность написания букв, программирует замысел написания (переднелобная доля);

  5. Двигает рукой по листу бумаги в одном направлении, соблюдая высоту букв (заднелобные структуры).

 

Нарушение в каком-либо из этих отделов ведет к определенному нарушению письма, вызывая появление дисграфии разных видов.

 

Виды, причины и коррекция дисграфии 

Как научить ребенка правильно писать

 

Профилактика нарушений письма

Овладение грамотностью заключается не только в том, чтобы ребенок хорошо ориентировался в пространстве, умел правильно держать и двигать ручкой, знал буквы и умел сопоставлять их со звуками. Формирование письма – лишь начальный этап на пути получения твердой пятерки по русскому языку. Чтобы школьник писал без ошибок, умел производить звуко-буквенный анализ слова, разбор предложения по членам и т.п., важно воспринимать язык как подвижную систему.

Для этого необходимо развивать высшие психические функции: память, внимание, логическое и образное мышление, включающие в себя способность обобщать, классифицировать, анализировать, синтезировать, делать умозаключения. Главным же является развитие речи. Еще К.Д. Ушинский говорил, что для обучения грамоте необходимо достаточное развитие устной речи.

 

Стороны речи

 

Что значит развивать устную речь? Это значит развивать все ее стороны.

 

Фонетическая сторона речи


Звуковая оформленность и способность воспринимать на слух речь собеседника очень важна не только для формирования письма и чтения, но и для развития мышления. Если взрослые говорят невнятно, монотонно, с ошибками, то у ребенка нарушается понимание как смысла высказывания, так и явлений окружающего мира. Фонетическую сторону речи обеспечивает речедвигательный, общедвигательный и речеслуховой анализатор мозга. Развитие двигательной сферы человека, а также артикуляционного аппарата способствует развитию фонетической стороны речи.

 

Лексическая сторона речи

 

 Все, что мы узнаем о мире и чем можем поделиться, заложено в лексике. Слова – это не только речь, но и понимание предметов и явлений. Они организуются в некие системы, например, понятие «фрукты» – это яблоко, груша, виноград и т.д., понятие «овощи» – совсем другие названия, так же «мебель», «транспорт», «одежда» и «обувь». Понимание значения предметов в системе формирует мышление, необходимое для овладения грамотностью.

 

Овладение лексикой родного языка у детей происходит не в процессе обучения, а в процессе погружения в ту или иную ситуацию. Например, если попросить ребенка перечислить продукты питания, у него могут возникнуть затруднения. А если попросить перечислить, что он ел на обед, ребенок легко расскажет о продуктах по порядку. Семантические ряды с каждым годом пополняются новыми лексическими единицами: синонимами, антонимами. За развитие лексики отвечают теменно-височно-затылочные отделы коры головного мозга. Этот «центр пространственно-временной организации» расположен между затылочными отделами (зрительная кора) и височными отделами (слуховая кора).

 

Грамматический строй речи формируется позже лексического и в процессе обучения, так как предполагает последовательную переработку информации. Грамматические структуры имеют линейное строение. Синтагма – единица произнесения. А значит грамматика требует правильных образцов речи окружающих. Первые слова ребенка аграмматичны. Постепенно лексические значения слов пополняются парадигмами их грамматических форм: словоизменение по числам, родам, падежам, словообразование от одной части речи к другой с помощью суффиксов и приставок.

 

Грамматические значения в русском языке выражаются при помощи предложно-падежных конструкций и при помощи логико-грамматических конструкций. Следовательно, в грамматическом развитии большую роль играет уровень зрительно-пространственных ориентировок. К грамматическому строю речи применим термин «развитие», то есть изучение от простого к сложному с применением концентрического принципа возвращения к уже изученному.

 

Фонематическая сторона речи

 

Фонема – обобщенное представление о звуке. Развитие фонематической стороны речи обеспечивает усвоение грамоты, так как одна и та же буква обозначает фонему в сильной и во всех слабых позициях. У человека есть специальный мозговой центр, отвечающий за фонематическую сторону речи – центр Вернике (центр сенсорных образов слов, речеслуховой анализатор).

 

Ребенок учится выделять из речевого потока отдельные звуки (фонематическое восприятие), производит в умственном плане фонематический анализ, далее на письме синтезирует услышанные звуки.

 

Связная речь


Когда у ребенка достаточно сформированы вышеперечисленные стороны речи, развиваем связную речь, так необходимую на школьных уроках при построении устных ответов и написании сочинений. Без связной речи невозможно обучение любому учебному предмету. Она имеет две стороны: высказывание и понимание связного высказывания. Тесно связана с общим запасом знаний, с уровнем лексико-грамматического развития. Связная речь выступает в двух формах – диалог и монолог.

 

В мозговой организации связного высказывания важную роль играют лобные отделы, которые отвечают за программирование целого высказывания и отдельных предложений. При нарушении программирования речи возникают аграмматическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, а также семантическая дислексия – отсутствие понимания прочитанного текста.

 

Как развивать речь

Становится понятным, что грамматические ошибки на письме у школьников связаны с недоразвитием определенных отделов мозга. Либо ученик не воспринимает язык как систему, где есть различные части речи, которые изменяются по грамматическим категориям, где предложения раскладываются по членам для построения связного высказывания и передают мысль. Либо у ребенка нарушено внимание, а объем кратковременной памяти низок, поэтому он не может запоминать правила русского языка, применять их на письме.

 

 

Для выявления индивидуальных недостатков развития ребенка лучше обратиться к специалистам: логопеду, дефектологу, психологу. Но есть и универсальные способы развития функций головного мозга. Одним из таких способов являются сказки.

 

«Что за прелесть эти сказки!»

 

Способность к повторению заложена в нас генетически. Взять, например, лепет ребенка (аутоповторение), способность действовать по образцу (собрать пирамидку, строить из кубиков). Сказки также позволяют выстраивать автоматизированные ряды, повторять их и отражают развитие мышления человека: от простого к сложному. Сначала мы рассказываем малышу сказки о животных: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», где встречается повторяющийся, накапливающийся мотив. Поэтому сказки о животных представляют собой кумулятивную структуру. Посредством этих сказок у ребенка к 4-5 годам развивается линейное мышление.

 

 

Чтение или рассказывание сказок позволяет развивать сразу несколько отделов мозга. Говорящий передает эмоциональную интонацию, что позволяет усваивать фонематическую сторону речи и просодику – выразительность речи ребенка. Повествование о различных героях формирует лексику (названия животных, птиц), грамматический строй. Повторяющийся сюжет развивает пространственные представления: сначала позвал бабку, затем внучку, Жучку, кошку, мышку.

 

Что делать, если у ребенка нарушена просодика? 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекция

Сказка – не ложь, или Воспитание персонализированной сказкой

 

К 6-7 годам ребенка начинают знакомить с волшебными сказками, где помимо развития перечисленных аспектов речи, развивается нелинейное мышление, наглядно-образное, происходит перевод пространственной последовательности во временную.

 

При чтении книги сказок с красочными картинками, просмотре мультфильма развивается одновременно зрительное и слуховое восприятие. Если мы еще нарисуем сказку или слепим героев, подключим кинестетическое восприятие. При пересказе сказки подключаются двигательные функции и функция программирования речи. Посредством вопросов по сказке «кто за кем» развивается пространственное мышление, плюс лексика и грамматика. Например, спросим у ребенка: кто пришел в Теремок первым, кто четвертым, кто за зайчиком, кто перед лягушкой, а сколько всего животных пришло? Так же по сказке «Репка». При инсценировке сказки подключается еще и развитие фонетической стороны речи, где формируется правильное звукопроизношение, выразительные средства речи: темп, ритм, интонация.

 

Таким образом, предупредить ошибки на письме можно и устным способом. Если вы поехали куда-то на отдых семьей, необязательно писать и читать. Просто рассказывайте сказки, смотрите хорошие мультфильмы, а затем обсуждайте детали, обыгрывайте ситуации, задавайте вопросы, сами придумывайте сказку.

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: ошибки на письме, дисграфия, нарушения письма,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх