18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Синдром отличника: каковы последствия

Фото Сдать экзамены помогут... натуральные ноотропы

Фото Время сильных людей или Как воспитать успешную личность

Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям

Фото Чтобы детсад не превратился в ад…

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Как защитить подростка от агрессии?

Фото Ваш ребенок – ваше зеркало: как воспитывать проблемных детей

Фото Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе

Фото Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития


Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

    Комментариев: 0     версия для печати
Сенсорная интеграция: профилактика аутизма в раннем детском возрасте

В связи с увеличением в последнее время числа детей с расстройством аутистического спектра (РАС) многие новоиспеченные мамочки боятся: «А вдруг и у моего ребенка будут эти расстройства». Страх матери плохо сказывается на любом младенце. Беспокоиться не стоит. Лучше подумать, что можно сделать, как определить, есть аутистические черты или нет, можно ли их как-то устранить.

 

В раннем детском возрасте аутизм очень трудно диагностируется. Часто какие-то схожие признаки путают с дисфункцией сенсорной интеграции у здорового ребенка. Разберемся, как отличить два диагноза и что можно сделать для полноценного развития ребенка.

 

Дисфункция сенсорной интеграции

 

Когда ребенок рождается, он может воспринимать окружающий мир только через органы чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус, вестибулярный аппарат. Если какой-то один орган чувств неправильно перерабатывает поступающую извне информацию – это дисфункция сенсорной интеграции. Родители, часто не понимая этого, списывают все на капризы ребенка. Например, малыш затыкает уши, остро реагируя даже на неприятный тембр чьего-то голоса. Не любит колючие носки или свитер, раздражается от торчащих ярлычков и ниточек на футболках. Боится упасть, взбираясь на лестницу, и даже не садится на велосипед по той же причине. Не переносит запахов приготавливаемой пищи или свежей рыбы, аромата цветов. Не ест определенные продукты. В большинстве случаев такое поведение списывают на избалованность, но часто оно спровоцировано сенсорной дисфункцией.

 

Наша нервная система похожа на электрическую сеть: если одно какое-то звено дает сбой, работает неоптимально, «замыкает», то электрический импульс не передается и другим звеньям. Нервная система устроена так, что импульсы передаются от внешних воздействий на органы к головному мозгу.

 

Если ребенок, даже рождаясь здоровым, попадает в бедную сенсорную среду (его не берут на руки, не разрешают трогать и ощупывать подручные предметы, пробовать их на зуб, с ним мало разговаривают, не включают музыку), у него может появиться дисфункция сенсорной интеграции. Повреждение ствола головного мозга, мозжечка или нервных окончаний может произойти в период внутриутробного развития. В этом случае тоже появляется дисфункция обработки сенсорной информации. Поступающая через органы чувств информация, то, как мы видим, ощущаем высоту, слышим и т.д., влияет не только на состояние нашего здоровья, но и на образ мышления, способы общения с людьми, овладение учебными и бытовыми навыками. Если ребенок не умеет как следует держать ложку в руке, вкусовые рецепторы искажают информацию о принятой пище, тактильные рецепторы сопротивляются глотать, на каком-то другом этапе включаются интроцептивные рецепторы, говорящие «я не хочу есть». Вполне реально, что дисфункция сенсорной интеграции может повлиять на потерю аппетита.

 

 

Понять капризы это или серьезное нарушение можно только по истечении времени. Организм растет и развивается, рано или поздно мы все научились ловко подносить ложку ко рту, некогда нелюбимый суп стал вкусным. А шерстяной шарф не надевали не потому, что колется, а потому что цвет не нравился. Если на протяжении долгого времени ребенок раздражается от яркого цвета, громкой музыки, резких запахов, необходимо обратиться к специалисту, который проведет углубленную диагностику. Исследования подтверждают, что каждый шестой ребенок не капризничает, а имеет нарушения сенсорной сферы.

 

Виды сенсорных нарушений

 

Нарушение слухового восприятия: ребенок слушает музыку избирательно или отказывается от любой, не переносит громких звуков, шумной улицы, теряется в общественных местах, пытается спрятаться. Остро реагирует на тембр папиного или маминого голоса, может закрывать уши руками или зарываться в подушку. Попадая в школу, такие дети стараются отсиживаться во время перемены в классе или библиотеке.

 

Нарушение зрительной обработки информации: ребенок не смотрит в глаза, боится передвигаться по ступенькам, перебираться через препятствия, его раздражает яркий свет, он любит темноту, полумрак, ему надо больше времени на то, чтобы рассмотреть предметы.

 

Тактильные нарушения: малыши не любят играть с песком и пластилином, рисовать, соприкасаться с краской, клеем, боятся испачкаться, не переносят грязь, прикосновения к некоторым предметам. Часто резкую реакцию вызывают отдельные виды тканей одежды: дети срывают с себя футболки, рвут их, распускают по ниточкам, не хотят носить одежду определенной конструкции, например, водолазку с закрытой горловиной. Их раздражают малейшие нити, этикеточки, вышивки и лейблы на одежде. Такие дети почти не ходят босиком, у них снижена температурная чувствительность.

 

Нарушения вестибулярного аппарата: ребенок выглядит неуклюжим, неловким, нарушена координация движения, он старается избегать спортивных площадок, велосипедов, горок, перекладин, игр, требующих ловкости рук и ног, прыгает с трудом. Даже при переходе через дорогу такие дети могут хвататься за мамину руку или край одежды. Их отличительная черта – невозможность сконцентрировать внимание. Они склонны все время менять виды деятельности, игры, интересы, круг общения. Их раздражают многие факторы окружающей среды, поэтому дети очень тревожны, часто закатывают истерики на улицах, кричат, плачут, могут кинуться с кулаками или лихорадочно засмеяться.

 

90 % детей с аутизмом имеют дисфункцию сенсорной интеграции, остро реагируют на многие раздражители окружающего мира, но бывает и наоборот: при дисфункции сенсорной интеграции врачи ошибочно ставят диагноз аутизм.

 

Читайте также:

Обнаружена новая причина аутизма. Что должна знать будущая мама

Дети-аутисты: какими они бывают – виды аутизма

Когда ребенку поставили "аутизм"

 

Сенсорная интеграция

 

Терапия сенсорной интеграции является лучшим средством профилактики не только аутизма, но и нарушений сенсорной сферы и, как следствие, речевого развития. Также этот метод эффективен при ряде других невротических расстройств. Малышей от рождения до 3 лет редко приводят на занятия к логопедам, психологам и дефектологам. В случаях РАС и дисфункции сенсорного восприятия очень важна ранняя диагностика и раннее начало занятий. Занятия с малышами – это игра. Поэтому без специалиста родители могут играть дома с любым ребенком, даже абсолютно здоровым, это только разносторонне разовьет его. Главное в этих играх – воздействие на все органы чувств. Ребенок трогает, пробует на вкус, нюхает, видит, двигается.

 

Несколько игр для развития сенсорной сферы

 

Игры с красками. Для них потребуются пальчиковые краски, в которые можно макать ладошки, пальчики, а потом рисовать ими на большом ватмане бумаги. Можно обмакивать в краску штампики, различные печатки и даже игрушки, а затем отпечатывать их на бумаге. Можно смешивать краски с водой, друг с другом, с кубиками льда, дуть мыльные пузыри. 

 

  

 

Игры с крупой: здесь фантазии нет предела. Можно использовать гречку, манку, рис, макароны, фасоль, муку, чай, специи. Подкидываем гречку, фасоль, макароны, имитируя фонтан или дождь, а потом бегаем по «каплям» гигантского дождя. Можно поиграть в перевозку грузов. Насыпать макароны, фасоль или рис в кузов грузовика и перевозить на «склад». При этом постоянно пересыпаем крупы из одной емкости в другую, соприкасаясь кончиками пальцев. Можно сделать бассейн из фасоли, гречки или риса, закопать в крупу игрушку и искать ее или откапывать лопаткой. В этот бассейн можно налить воды и играть с мокрыми крупами.

 

Специи, кофе и чай можно нюхать, а потом играть в игру «Угадай что» или «Найди самый вкусный запах», завязывая малышу глаза. Муку или манку можно рассыпать на поднос и дуть, развивая воздушную струю, или рисовать поверх интересные фигурки.

 

Игры с песком аналогичны: пересыпание в разные емкости, закапывание игрушек, ступней ног, кистей рук, игры с формочками, построение замков, заливание водой, рисование на песке.

 

Игры с посудой: выстраивание башен из мисок или чашек, игра на кастрюле, как на барабане. «Послушай, как звучит» – стук металлической и деревянной ложкой по кастрюле, шум миксера, шуршание бумаги, переливание воды из емкости в емкость и т.п. Игры с одноразовой посудой: шуршим тарелочками, выстраиваем дорожку и башню из стаканчиков, имитируем пластиковый дождь, стучим по ним ложками (пластиковыми и металлическими). Посчитаем, сколько ложечек вмещает один стаканчик и т.п.

 

Игры с бумагой и тканями: послушать, как шуршит бумага, фольга, картон (обычный и гофрированный), обматывание туалетной бумагой, нарываем бумагу, как новогодний дождь. Трогаем различные по текстуре ткани: колючую шерсть, мягкий атлас, шелк, грубый трикотаж, мех и т.п. Рисуем на ткани пальчиковыми красками, обматываемся тканью.

 

Игры с овощами и фруктами: выкладывание рисунка из мандариновых и яблочных долек, вырезание цветочков из моркови. Мнем нарезанную капусту пальчиками, выжимаем сок из киви, одновременно нюхаем, определяем вкусный запах.

 

Игры на развитие вестибулярного аппарата: вскарабкиваемся на стул, изучаем вид комнаты сверху, дальше еще выше – на стол. «А что изменилось в комнате?» Ложимся на спину на пол, переворачиваемся сначала на бок, потом на живот, ползем под стол, под стул, под туннель из стульев, бегаем по дорожкам с шипами.

 

Игры с сенсорными предметами: насыпаем в баночки, гречку, монетки, колокольчики, фасоль, воду, слушаем, как гремит каждая из них, различаем на слух. Рассматриваем баночки с блестками, маслом, наблюдаем, как перетекает в них жидкость сверху-вниз.

 

Играем с кубиками «марлбс», стеклянными шариками, шариками-лизунами, попрыгунчиками. Закапываем их в бассейн с крупами, бросаем в ванночку с водой, раскладываем по разным формочкам, большим и маленьким, нажимаем пальчиками, перекатываем между рук.

 

Для разминки кончиков пальцев используем также пластиковые и деревянные массажеры для рук, мыльницы с колючками, силиконовые кольца, прорезыватели для зубов, погремушки и т.п. Трогаем предметы, нажимаем каждым пальчиком на ребристую мыльницу и прорезыватель, пробуем на зуб. Надеваем на руку толстые гофрированные резинки для волос.

 

Данные игры дают ребенку возможность получить огромное количество различных по эмоциональной силе ощущений, стимулирующих нервную систему. Положительная динамика в развитии сенсорной и речевой сферы любого ребенка на лицо. Если она незначительная или замедленная, стоит задуматься и обратиться к неврологу для подтверждения диагноза РАС.

 

Юлия Савельева

 

Читайте также:

Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим делать

«Цифровые дети»: как помочь им найти свое место в жизни. Советы психолога




Ключевые слова: дисфункция сенсорной интеграции, сенсорная интеграция, аутизм, расстройство аутистического спектра,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.