18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Как найти язык с ребенком-аутистом. Новые методы работы

Фото Дети-аутисты: какими они бывают – виды аутизма

Фото Что изменится с введением ФГОС для детей с ограниченными возможностями...

Фото Обнаружена новая причина аутизма. Что должна знать будущая мама

Фото АВА-терапия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Фото Израильские методики работы с аутистами в Красноярске. Особенные дети ...

Фото Диета для детей-аутистов

Фото Ваш ребенок – аутист? (Современные методы терапии)

Фото Помощь детям-аутистам: основные методы коррекции

Фото Дети-аутисты: признаки, которые могут заметить только родители

Фото Дети-аутисты… Почему?

Фото Трудности и позитивный опыт воспитания ребенка-аутиста. Невыдуманная и...


Как помочь социализироваться ребенку-аутисту

    Комментариев: 0     версия для печати
Как помочь социализироваться ребенку-аутисту

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) в современном обществе уже никого не удивляют. Они есть почти в каждом детском саду и в общеобразовательной школе. За десять лет изучения аутизма найдено много методик работы с детьми. Не факт, что одну и ту же методику можно применить ко всем аутистам. Проблема в том, что общество не принимает этих детей, такими, какие они есть. Родители, педагоги и врачи пытаются вылечить аутизм. Мало кто понимает, что аутизм не лечится, и надо научиться с этим жить. Я побеседовала с мамой аутиста, который успешно живет и развивается уже пятнадцать лет. Наталья (имя изменено) поделилась секретом, как ее ребенок добился успехов.

 

Что такое аутизм 


– Ребенок-аутист внешне не отличается от других детей, но в отличие от них у него особый тип нервной системы. Другой набор реакций на стандартные ситуации. Нужно найти ключик, как предотвратить или справиться с этими реакциями, – считает Наталья. – С того момента, когда моему ребенку поставили диагноз аутизм, я изучила много информации на эту тему, состою во многих группах в поддержку аутистов, общаюсь с родителями на форумах.

 

У аутистичных детей очень тонкая и ранимая нервная организация. В обыденной жизни человек слышит множество звуков, даже находясь в помещении. Но все эти звуки не «считываются» нашими органами восприятия. Аутист слышит больше, даже низкочастотные и ультразвуки, которые раздражают нервную систему и даже приносят боль. Вот почему они часто кричат на улице, слыша шум машин, или от громкой музыки, иногда им просто больно. То же самое с запахами и ярким светом. Нервная система чувствительна к самым тонким запахам, а яркий свет раздражает до истерики.

 

 

Ни в коем случае аутизм не является болезнью. Это не психическое расстройство, как принято считать, а неврология в чистом виде. Я консультируюсь с врачом-психоневрологом из Израиля, который полностью подтверждает это. В России система пытается вылечить аутизм, но невозможно изменить тип нервной системы человека. С этим рождаются и с этим надо научиться жить. В обществе по незнанию шарахаются от аутистов, но они есть и будут. Нашей задачей является не выведение детей с РАС в норму, а помощь в социализации и адаптации людей с особой нервной организацией к имеющимся условиям.

 

Виды аутизма

Дети-аутисты: признаки, которые могут заметить только родители

Обнаружена новая причина аутизма. Что должна знать будущая мама

 

Мелтдаун

– Когда аутиста раздражают избыточные звуки, запахи, свет или прикосновения, он начинает кричать, – продолжает Наталья. – Эта резкая необоснованная истерика носит название мелтдаун. Ни в коем случает не нужно при этом орать на ребенка и просить, чтобы успокоился, тормошить его или бить по щекам. Прежде всего нужно найти источник раздражения. Многие аутисты очень хорошо понимают речь. Если ребенок говорящий, можно спросить, что его так беспокоит. Если пользуется жестами, задавать короткие вопросы. Ответ «да» – кивок головой (поднять правую руку), «нет» – покачивание головы (левая рука).

 

Если раздражает громкий звук в телевизоре – выключите телевизор, неприятный запах нужно устранить или надо увести ребенка в другое место. На улице советую пользоваться наушниками-звукоподавителями или включать ребенку любимую музыку. Если ребенок любит массаж, можно легкими движениями помассировать виски, поглаживать нижнюю челюсть под подбородком, подразмять руки и ноги.

 

Многие дети во время мелтдауна начинают выполнять повторяющиеся движения (стимминг), которые успокаивают нервную систему. Это потряхивание руками, раскачивание из стороны в сторону, подпрыгивания, кружение на одном месте и т.д. Если это не опасный стимминг, то не стоит останавливать движения, а в случае вращения даже освободить пространство вокруг во избежание травм. Если аутистичный малыш бьется головой о стену, нужно его переключить на другие действия. Можно встать сзади и крепко обнять его, скрестив руки на груди и опустив голову вниз. По возможности попросить всех посторонних людей выйти.

 

Не водите детей в те места, где заведомо они будут чувствовать себя плохо. Дома необходимо создать все сенсорные условия: тихие звуки, нерезкие запахи (реакция может быть даже на новый шампунь), приглушенный свет. Важно понять, что это не агрессия, а скорее защитная реакция на раздражители. Если учитывать физиологию каждого конкретного ребенка, истерики могут исчезнуть совсем.

 

Стимы

– Стереотипные повторяющиеся движения характерны для аутистичных детей. Они могут долго стучать одним предметом о другой, крутиться, биться головой, раскачиваться, грызть предметы. Это самостимуляция головного мозга. Вообще стимы есть у многих нормальных людей. Кто-то грызет ногти, щелкает пальцами, прикусывает губы или обводит пальцами рот. Даже быстрая походка у кого-то – это стим. Аутистам он тоже необходим.

 

Разные мышечные сокращения влияют на работу мозга. Не стоит останавливать ребенка во время самостимуляции. Этим можно нанести вред и вызвать истерику. Рано или поздно он успокоится, лишь бы не нанес себе травму. Напротив, нужно понять, что помогает ребенку расслабиться? Может, это какой-то определенный предмет, соприкосновения с которым успокаивает. Мому сыну нравится вращающаяся погремушка-трещотка, поэтому мы всегда берем ее с собой. Таких предметов может быть несколько. С их помощью можно регулировать поведение детей-аутистов и нейтрализовать мелтдауны.

 

 

Если ребенок занимается мастурбацией, это не значит, что он так себя стимулирует. Возможно, у него не хватает гормонов. Нужно сходить к врачу и сдать анализы на гормоны. Точно так же, если ребенок плохо спит ночью. Нужно лечить локально, целенаправленно, сдать анализы на мелатонин и восполнить гормон сна.

 

Диета


– Питание для каждого аутиста может быть индивидуальным. У многих аутистов аллергия на глютен или казеин. Можно, конечно, придерживаться безглютеновой или безказеиновой диеты и проконсультироваться на эту тему с диетологом, а не психиатром. Но любая мама – лучший врач своему ребенку. Изучите особенности своего аутенка, – советует Наталья. – У моего сына аллергия на молоко, но он с удовольствием и без вреда ест сыр. Недостаток глюкозы мы восполняем медом и яблоками.

 

Каждый продукт мы вводили по отдельности, постепенно. Наблюдали реакции. Смотреть нужно по показаниям, отслеживать анализы ради установления нужной именно вашему ребенку диеты, а не для лечения аутизма в целом. То же самое с витаминами, которые принимать необходимо, но они должны быть совместимыми с реакциями данного ребенка.

 

Диета для детей-аутистов

 

Обучение


– Мой сын начал говорить с 3 лет, поэтому обучать его было гораздо легче, чем неговорящего. Но в вопросе социализации аутиста важно добиться коммуникации, а не появления речи. Для этого очень важно изучить своего ребенка. Почему он смотрит много раз один и тот же рекламный ролик или мультфильм? Это не стереотипия, а особенности восприятия. Аутисты плохо запоминают свои ощущения, в том числе приятные, при которых выделяется серотонин, регулирующий поведение. Чтобы запомнить, они пересматривают одно и то же снова и снова.

 

Также нельзя говорить о низко- или высокофункциональности. Если ребенок не владеет речью, его записывают в низкофункционалы. Но если при этом он быстро решает математические примеры, какой он? У многих аутистов очень быстрые реакции, они быстро мыслят, быстро решают уравнения. Их общая проблема – отсутствие коммуникации.

 

Не каждому ребенку с РАС подходит АВА-терапия. Важно понять, что развивать его необходимо через специнтерес. Если аутисту будет неинтересно учиться, он не станет, будет закатывать истерики. В общеобразовательной школе в такого ребенка тычут пальцем, высмеивают и записывают во второсортные. При такой реакции окружающих он будет себя чувствовать ущербным, но наша задача – социализировать. Поэтому общеобразовательная школа, по моему мнению, не годится, – говорит мама. – Лучше всего обучение на дому, специализированные центры и кружки по интересам, где занимаются ему подобные. 

 

 

Когда ребенку поставили "аутизм"

Трудности и позитивный опыт воспитания ребенка-аутиста. Невыдуманная история

Помощь детям-аутистам: основные методы коррекции

 

По желанию родителей можно и школу посещать, но мой опыт показывает, что индивидуальное обучение гораздо эффективнее. В школе обучают по шаблону. Например, учат счету через подсчет палочек, но моему ребенку интереснее драконы, поэтому дома мы считаем и складываем драконов. Я не заставляю ребенка смотреть в глаза, как это «положено», не трогаю его руками, когда он не хочет. К нам приходит педагог, знающий предмет и особенности детей-аутистов.

 

Ребенок может не владеть речью, общаться через компьютер или рисовать карточки, соединяя картинки по одному признаку. Чтобы узнать его специнтерес, достаточно посмотреть в какие компьютерные игры он играет, какие фильмы смотрит, что любит рисовать, чертить, конструировать из лего. Мой сын любит рисовать. С удовольствием рисует многоэтажные дома, драконов, насекомых. Математику мы освоили через подсчет этажей и окон в нарисованном доме, дорисовывали этажи и складывали, стирали – и отнимали. Также лепили пауков, гусениц, осваивая не только зоологию, но и развивая речь.

 

Заметив, что ребенок любит драконов, я подбирала ему видеофильмы и книги про них на русском и английском языках. Так был освоен английский. Еще он освоил два языка программирования. Играет в различные компьютерные игры с активной озвучкой на английском. За пятнадцать лет мы сумели подстроиться под ребенка, он успешно общается в чатах, посещает специализированный центр, где общается с себе подобными. С удовольствием ходит в художественную студию, где занимается индивидуально с учителем рисования. Мы стараемся не водить его туда, где ему плохо. Он не любит яркое солнце, поэтому мы не ходим на пляж, но очень любит лес, где с интересом наблюдает за насекомыми. Научили его, как вести себя в магазине, кафе. Избегаем шумных концертов, зато с удовольствием посещаем кукольный театр.

 

Вся наша семья воспринимает подростка с диагнозом «атипичный аутизм» как нормального, – резюмирует мама Наташа. – Чувствуя себя таким же, как все, он гораздо быстрее выполняет поручения, откликается на просьбы, развивается соответственно возрасту. Ведь главное – любить своего ребенка таким, какой он есть.

 

Вверх

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, РАС,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.