18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Чтобы не было ошибок в тетрадях: профилактика нарушений письма у школь...

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим дел...

Фото Могут ли родители сами исправить дефекты речи у ребенка?

Фото Если у ребенка нарушен темп речи

Фото Где право, а где лево: как научить ребенка ориентироваться в пространс...

Фото Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?

Фото Что делать, если у ребенка нарушена просодика – выразительная сторона ...

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: коррекция

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: причины, виды, симптомы

Фото Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекц...

Фото Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки


Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие

    Комментариев: 0     версия для печати
Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие

В последнее время у многих детей даже в семь лет наблюдаются нарушения произношения звуков раннего возникновения: [к], [г], [х], [й]. Также многие первоклассники часто смягчают согласные или озвончают глухие и оглушают звонкие согласные звуки. В чем причина, и как это исправить, разберемся в этой статье.

 

Коррекция нарушений произношения заднеязычных звуков

Постановка звука [й]

Устранение дефектов озвончения и оглушения

 

Причины нарушения заднеязычных и среднеязычных звуков

 

Звуки [к], [г], [х] являются заднеязычными в соответствии с местом образования. При их производстве главную роль играет задняя часть языка, которая напрягается и прижимается к нёбу. [Й] – среднеязычный звук по месту образования. При его производстве напрягается и вздымается к нёбу средняя треть языка. Таким образом, при произношении данных звуков очень важен язык.

 

Одной из причин столь массового нарушения простейших звуков [к], [г], [х], [й] является вялость мышц языка. Подрастает поколение детей, взращённых на искусственном вскармливании и короткое время сосавших грудь матери. Грудное вскармливание – это не только естественный процесс и здоровое питание, но еще и формирование многих психических функций. В их числе – сексуальные составляющие по Фрейду и развитие органов артикуляционного аппарата. При сосании груди ребенок напрягает свои едва появившиеся мышцы губ и языка. Малышу приходится «добывать» молоко своими силами. При искусственном вскармливании усилий прилагается меньше. Соска менее упруга, чем грудь. Жизнь упрощается, но это негативно сказывается на укреплении мышц языка.

 

К тому же, многих новорожденных сейчас кормят мягкой пищей, размягченной блендером. Это нехорошо, ведь при жевании даже мелкой вареной картошинки тренируются и мышцы языка. Мягкую пищу ребенок только сглатывает, язык остается без работы.

 

При нормальном развитии звуки [к], [г], [х], [й] должны появиться уже к году жизни. Представьте, насколько запущен речевой процесс, если к семи годам их нет. Значит в детском саду малыш не развивал мышцы языка. С ним не играли, поцокивая, как лошадка, балаболя, как индюк, не кукарекали с ним, как петух. Многие звуки ребенок учится произносить по подражанию за взрослым.

 

Еще одной причиной нарушения произношения заднеязычных является дизартрия, ринолалия, функциональная дислалия.

 

 

Причины дефектов озвончения и оглушения звуков

 

К ним также относятся и замены твердых согласных мягкими. Дефект озвончения – это когда ребенок вместо [п] произносит [б], вместо [т] – [д], [к] заменяет на [г], [с] на [з]. Дефекты оглушения – это, наоборот, замена звонких согласных на глухие. «Том» вместо дом, «калка» вместо галка и т.п.

 

Причиной оглушения и озвончения звуков является фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия, открытая гнусавость, частичное нарушение голоса, легкая степень тугоухости. Особенно часто встречается при нарушении фонематического слуха. Причиной нарушения последнего являются родовые травмы, инфекции во время беременности, травмы головного мозга после рождения ребенка. За фонематический слух отвечают определенные участки головного мозга, повреждение которых и влечет данные неполадки.

 

Коррекция нарушений произношения заднеязычных звуков


Нарушение произношения звуков [к], [к'] называется каппацизмом, звуков [г], [г'] – гаммацизмом, звуков [х], [х'] – хитизмом. При нарушении вышеперечисленных звуков работать нужно над укреплением мышц языка. При гипотонусе языка с раннего детского возраста рекомендуется больше жевать. Для тренировки можно жевать латексную соску. Употреблять твердую пищу. Делать такие упражнения, как поцокивание – «лошадка», «горка» – выгибание языка, «маляр» – поднимать язык к «потолку», «дятел» – постукивание кончиком языка у верхних зубов. Роль артикуляционной гимнастики очень велика при постановке любых звуков.

 

 

При производстве звуков [к], [г], [х] губы раскрыты, кончик языка отодвинут от зубов, задняя его часть приподнимается и прижимается к нёбу. При произнесении [г] добавляется работа голосовых связок, при производстве [х] задняя треть языка не смыкается с нёбом, его боковые края прижимаются к верхним зубам.

 

При постановке звука [к] используют несколько способов:

  1. По подражанию: повторить как кукует кукушка, кудахчет курица;

  2. От звука [т]: ребенок произносит слоги та-та-та, логопед шпателем слегка нажимает на кончик языка и отодвигает его кзади. Родители дома могут также нажимать указательным пальцем на язык, отодвигая его назад. При постепенном движении языка назад сначала слышатся звуки та, потом кя, затем ка (та-кя-ка)


Мягкий вариант звука [к] ставится по подражанию.

 

При гаммацизме постановка осуществляется через звук [д]. Ребенок произносит сочетания: да-да-да, шпателем отодвигается кончик языка к горлу (можно пальцем, ложечкой). Таким образом, язык отодвигаясь, производит слоги: да-гя-га. Звук [г'] можно поставить также по подражанию.

 

Звук [х] ставится от звука [с'] все тем же отодвигания языка назад. Ребенок произносит: ся-ся-ся, получается ся-хя-ха. Еще одним способом постановки является упражнение «греем ладошки». Выдыхая воздух непроизвольно получается звук [х]. Мягкий [х'] – по подражанию.

 

Читайте также:

Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики

Виды логопедического массажа

Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?

 

Постановка звука [й]

 

Звук [й] обычно в речи заменяется на [л'], встречаются также замены на [р'], [х'], [и]. Недостатки воспроизведения фонемы называются йотацизмом. Артикуляция для [й] следующая: губы растягиваются в улыбку, зубы разомкнуты, задние края языка по бокам прижимаются к верхним зубам, средняя частичка языка приподнимается к нёбу.

 

Постановка звука [й] осуществляется после выполнения артикуляционной гимнастики двумя способами:

 1. От быстрого произношения сочетания иа или аиа, получается [й]. 

 2. От звука [з']. Ребенок произносит зя-зя-зя, логопед шпателем (ложечкой) оттягивает переднюю часть языка назад. Получается зя-я-й. 

 

Устранение дефектов озвончения и оглушения

Работа начинается с подготовительных упражнений для осуществления контроля за голосом и фонематическим звуком.

  1. Ребенок кладет руку на горлышко, сначала беззвучно вдыхает и выдыхает воздух. Затем выдыхает со стоном, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок в области горла.

  2. Вместе с ребенком произносим звонкие согласные [д], [г], [в], [з], [ж] шепотом. Сначала коротко, потом длительно для сопоставления громкого и тихого произношения.

  3. Зрительная опора на таблицу согласных по глухости звонкости, на карточки с буквами.

  4. Тактильные ощущения через движения. При произношении звонких согласных используется высокий тон голоса – рука поднимается наверх, при произведении низким тоном глухих согласных – рука опускается вниз. Сначала тренируемся на изолированных звуках, далее подключаем слоги и слова с глухими согласными.

 

Работа начинается с самых простых по артикуляции щелевых звуков, таких как [в], затем [б], [д], [г]. Зачастую ребенок просто не улавливает тонкие движения органов артикуляции при произнесении звонких и глухих фонем, поэтому стоит также сделать акцент на артикуляционный уклад.

 

В случаях, когда логопат озвончает фонемы, можно подключить зажимание ушей при проговаривании звонких. Малышу предлагают зажать уши и произнести сначала быстро, а потом медленно ба-ба-ба. Затем показать на схеме, какой звук он произвел, произнести его с рукой на гортани, чтобы почувствовать отсутствие вибрации. Необходимо дать ребенку возможность воспринимать звуки не только на слух, но и с помощью тонких движений щёк, гортани, губ. После закрепления изолированного звука на материале разных слоговых цепочек и близких по звучанию слов необходимо выработать до автоматизма дифференциацию глухих и звонких парных согласных.

 

Устранение дефектов смягчения

 

Производство мягких согласных отличается от производства твердых еле уловимыми движениями языка: средняя треть слегка поднимается наверх. Поэтому и получается мямя, пяпя вместо мама и папа, дада и тота вместо дядя и тетя. Без постоянной тренировки ребенку очень трудно сконцентрировать внимание на едва заметном подъеме языка. Часто звуки перепутываются из-за недостаточного развития фонематического слуха.

 

Работа строится с подключением слухового и зрительного анализаторов, а также по подражанию за взрослым. Ребенок повторят сочетания па-пя, та-тя, ап-апь, ата-атя. Если результатов нет, просим произнести [и], присоединяя его к [п] – пи. Повторить этот слог несколько раз громко, затем шепотом, затем укоротить слог до пь. Закрепить полученный звук в слогах, словах, предложениях.

 

 

Еще один прием – механический. При произношении [т] или ти, шпателем или ложечкой удерживать кончик языка за нижними зубами, пока не услышим ть.

 

Можно начинать работу с различения гласных [и] и [ы], постепенно присоединяя к ним согласные в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [л'], [р']. Минимальной работы требуют [к'], [г'], [х'], так как встречаются в редких словах и в тех позициях, которые ребенок может освоить по подражанию.

 

В комплекс артгимнастики необходимо включать упражнения на подъем и опускание кончика языка: «качели», «катушка», «горка». Так ребенок с опорой на зрительные и кинестетические ощущения научится отличать тонкие качания языка.

 

Если у ребенка язык находится в гипертонусе, как при дизартрии, необходимо подключить врача-психоневролога, который порекомендует логопедический массаж, физиопроцедуры. В остальных затруднительных случаях советую обратиться за помощью к логопеду.

 

Юлия Савельева 


Задайте вопрос логопеду.

Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС

 



Ключевые слова: дефекты речи, логопед, артикуляционная гимнастика,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх