18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Чтобы детсад не превратился в ад…

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Как защитить подростка от агрессии?

Фото Ваш ребенок – ваше зеркало: как воспитывать проблемных детей

Фото Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе

Фото Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Фото «С Семой я по-новому прочувствовала материнство»

Фото Что такое «Покемон Го» (Pockemon Go) и как это воздействует на психику...

Фото Как воспитать у ребенка ответственность?

Фото Врачевание. Витамины С, Д, А (плюсы и минусы их применения)


Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям

    Комментариев: 0     версия для печати
Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям

Вначале учебного года больше всего беспокоятся родители первоклассников: каково им будет в школе, справятся ли с программой… Но у пятиклашек задача еще сложнее. Они как будто переезжают жить в новую квартиру в своем же доме, где стало больше комнат и народу поприбавилось. Пятиклассникам в силу возрастных особенностей гораздо сложнее, чем первоклассникам с их завышенной самооценкой привыкнуть к новым условиям. Как разобраться с новыми учителями, новыми предметами и кабинетами? Как помочь начинающему школьнику среднего звена справиться с трудностями? Побеседуем об этом со школьным психологом Ириной Пискуновой.

 

Условия адаптации

 

– Адаптация у всех пятиклассников происходит по-разному. Основная нагрузка при оказании помощи одиннадцатилетнему ребенку ложится на родителей и школьного психолога. Но прежде чем давать советы родителям, хотелось бы обрисовать условия адаптации. Условно разделим их на две группы: физиологические и психологические.

 

Физиологические:

  • Смена распорядка дня.

  • Потребность в игре.

  • Строгая ровная посадка.

  • Обеспечение правильного питания.

  • Активная физическая нагрузка.

  • Вырабатывание автономного поведения и ответственности.

 

 

Психологические:

  • Психологическая атмосфера в доме.

  • Значимость и ценность учащегося для родителей.

  • Поддержание интереса к учебным предметам.

  • Дружба с одноклассниками.

  • Отсутствие физического давления.

  • Создание условий для развития самостоятельности.

  • Уважение ребенка как личности со своим темпераментом.

  • Осуществление контроля за учебой.

  • Похвала за достижения и успехи.

  • Моральное поддержка.

  • Выработка самоконтроля и самооценки.

 

Отталкиваясь от этих условий, необходимо организовать правильный подход со стороны родителей.

 

Трудности, которые испытывает пятиклассник

 

– Адаптация ребенка, перешедшего из начальной школы в среднее звено, может длиться полгода, – говорит психолог. – Ребенок не успевает запомнить всех новых учителей, так непохожих на первую учительницу, привыкнуть к стилям их преподавания, понять, в какой кабинет нужно переходить и где он находится в школе. Еще сложнее разобраться с новыми предметами, приспособиться к формам их изучения. Отсюда возникает осознание школьника, насколько он повзрослел и изменился не только физически, но и психологически, насколько возросла степень ответственности. 

 

 

 

Некоторые детишки в силу психологических особенностей еще не готовы совмещать учебные и организационные стороны жизни в среднем звене школы. Они теряются, все время что-то путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Есть дети, которые настолько привыкли к постоянному контролю со стороны родителей, что не способны самостоятельно организовать школьную жизнь. Все это ведет к снижению успеваемости. В октябре-ноябре, когда дни станут короче, погода дождливее, появится еще большая усталость. Пятиклассник может совсем «расклеиться» и поникнуть. Зная такие риски, помочь горемыке могут только понимающие взрослые.

 

Признаки дезаадаптации

 

Родители зачастую не осознают, что у одиннадцатилетнего ребенка наступил кризис. Важно в начале учебного года понаблюдать за ребенком, чтобы понять стоит тревожиться или нет. Дети все разные: кто-то прекрасно себя чувствует в новой обстановке, но при этом умеет хитрить, пытаясь добиться каких-то поблажек со стороны родителей. А кто-то по-настоящему нуждается в помощи. В каких случаях родителям стоит обеспокоиться? 

 

Обычно

Опасно

1. У школьника исчезает первичный неподдельный интерес к школе.

2. Он начинает периодично высказываться, что учеба надоела, особенно по окончании недели или четверти, при этом сохраняется интерес к другим видам деятельности.

3. Радуется, когда не задают домашнее задание.

4. Частенько говорит, что не прочь остаться дома, не ходить на уроки.

5. Нелестным образом отзывается об учителях, недоволен ими, иногда опасается.

 

1. Интерес к учебе отсутствует совсем.

2. Не проявляет интерес и к другим сферам жизни, полное безразличие даже к нехитрым играм.

3. Отказывается делать уроки или делает под давлением.

4. Отвращение к школе и учебе вообще проявляется постоянно и открыто в виде истерик, протеста, болезней, которые исчезают, если разрешают остаться дома.

5. Испытывает отвращение к учителю или панически боится его, выражает по отношению к нему агрессию, бессилие, плачет при упоминании о нем.

 

Беспокоиться надо только тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребенка к школе.

 

Как помочь ребенку учиться

 

– Мы часто проводим анкетирования и опросы родителей, – продолжает Ирина Пискунова. – Данные опросы показывают, что большинство родителей интересуется только отметками детей, второе место по популярности занимает вопрос родителей «тебе делали сегодня замечание?» Минимум взрослых интересуется, что нового ребенок узнал в школе. Еще меньше родителей спрашивают, какие занятия были самыми интересными.

 

Также мы задаем вопросы детям: «о чём спрашивают тебя родители, когда приходишь домой?»

68 % детей ответили: «Какую оценку получил(а)?»

30 % – «Иди есть» и «Садись делать уроки» или «Ты уроки сделал (а)?»

2 % – «Что нового и интересного узнал(а) в школе».

 

Отсюда напрашивается вывод: родители не стимулируют интерес к учебе у детей, а справляются лишь о результате обучения.

 

Родители с 1 класса должны помочь ребенку учиться, организовать режим дня, осуществлять контроль за выполнением домашних заданий, приучать к самостоятельности. Также важно соблюдать единство требований к ребенку всех членов семьи, поощрять и хвалить школьника, не унижать, не угрожать, не налагать ненужных запретов, не идти на поводу у ученика, не читать бесконечных нотаций и не лишать его права быть ребенком. Опека тоже бывает чрезмерной, в некоторых случаях можно обойтись и без нее. К 5 классу у ребенка должна быть сформирована самостоятельность, чувство ответственности за свои поступки и желание учиться в школе.

 

Советы родителям

 

 1. Составить четкий распорядок дня, который поможет легко справляться со школьной нагрузкой и защитит нервную систему от переутомления.

В режим нужно обязательно включить систематическое выполнение домашних обязанностей. Пусть их будет немного, но ежедневно. В период адаптации (первое полугодие) не стоит перегружать пятиклассника занятиями в кружках и секциях. Достаточно будет какого-то одного увлечения: вокал, художка или дзюдо, хобби должно быть обязательно.

 

2. Следить за выполнением домашнего задания.

Проверять домашнее задание нужно каждый день, а не время от времени. Нельзя ограничиваться вопросом: «Ты уроки сделал?» Важно выработать привычку к беспрекословному выполнению домашнего задания не зависимо от того, какими бы интересными не были телепередачи, какая погода на улице, чей бы день рожденья не отмечался, какую бы интересную игру на компьютере не дал друг и т.п. Все домашние задания должны быть выполнены качественно, оправдания несделанным урокам быть не может!

 

3. Приучить ребенка к самостоятельности. При этом необходимо следовать нехитрым правилам:

1. Не навязывайтесь в помощники, если ребенок не просит помощи.

2. Помогайте, если школьник затрудняется и готов принять помощь взрослого.

3. Рассуждайте при своем чаде вслух, анализируйте его поступки и действия.

4. Если вы не можете оказать компетентную помощь ученику, обратите его внимание к учебнику, к повторению темы.

 

4. Создать положительную мотивацию к обучению:

- самим позитивно относиться школе и развивать у ребенка спокойное отношение;

- не предъявлять завышенных требований к успехам школьника;

- предупреждать опасения пятиклассника перед возможными промахами и ошибками;

- развивать интерес учащегося к познанию окружающего мира.

 

 

5. Подчеркивание изменившегося статуса.

Присмотритесь к своему пятиклашке, точно ли он может самостоятельно собрать портфель и сделать уроки? Если он вполне справляется с этими делами, важно подчеркнуть его статус: «ты стал самостоятельным, взрослым и сможешь уже без помощи мамы разобраться в школьном расписании». Можно подкрепить статус взрослого более солидной одеждой и новой канцелярией. 

 

6. Поддержание хороших отношений с классным руководителем и родителями в классе.

Дружба с одноклассниками поможет вашему пятикласснику легче пережить изменившиеся условия обучения. Поддержание контакта с другими родителями позволит совместно решать аналогичные проблемы детей, а классный руководитель укажет на трудности с тем или иным предметом. Также можно помочь классу сплотиться, предложив посетить интересные мероприятия.

 

7. Заинтересованное общение с ребенком.

Умейте слушать и слышать своего ребенка, не ограничиваясь вопросами об отметках. Школьнику даже в 5 классе важнее всего полноценное родительское внимание, понимание, поддержка и любовь. Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в меняющемся мире.

 

8. Обратитесь к школьному психологу, когда не можете справиться сами. Специалист поможет разобраться в конкретной ситуации, учитывая индивидуальные особенности пятиклассника.

 

 

Юлия Савельева 




Ключевые слова: школа, воспитание, пятый класс, кризис у ребенка,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2018

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.