18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: коррекция

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: причины, виды, симптомы

Фото Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекц...

Фото Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Что делать, если ребенок не выговаривает свистящие звуки

Фото Что делать, если ребенок не выговаривает звук Л

Фото Коррекция дискалькулии: что делать, если ребенок не умеет считать

Фото Дискалькулия: когда ребенок не умеет считать

Фото Как "запустить" речь у неговорящего ребенка

Фото Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки

Фото Если ребенок не произносит звук Р – советы логопеда


Что делать, если у ребенка нарушена просодика – выразительная сторона речи

    Комментариев: 0     версия для печати
Что делать, если у ребенка нарушена просодика – выразительная сторона речи

Многие дети, поступающие в школы, отличаются маловыразительной, невнятной речью. Даже если в саду ребенку поставили все звуки и научили составлять предложения, часто речь первоклассника непонятная, «булькающая», нечеткая, где-то лающая, где-то затихающая, где-то вообще нечленораздельная. На слух подобное «выступление» воспринимается очень тяжело, потому что кроме знания слов и правильного произношения звуков надо уметь еще преподать свою речь. Значение правильной устной речи в современной жизни является неоспоримым, поскольку доклады, лекции, беседы и выступления становятся повседневными явлениями уже с младшего школьного возраста. Важно научить ребенка говорить четко, членораздельно и поработать над просодикой.

 

Что такое просодика

 

Просодика – это совокупность таких составляющих, как темп, ритм, интонация, дикция, правильная расстановка ударения в речи, членение речи на отрезки, логическое повышение и понижение основного тона, относительное замедление и ускорение по смыслу высказывания, разрыв произнесения. Многие дети, рассказывая даже о простых вещах, неправильно ставят логическое ударение в предложении, поэтому смещается акцент понимания замысла высказывания. Отдельные слова не к месту произносятся громко, остальные – чуть слышно, или весь поток речи монотонный, без эмоциональной окраски даже при построении восклицательных предложений.

 

Особенно потешно «выглядит» прочтение стихотворений, когда необходимо интонацией выделить тот или иной кусок текста. При нарушении просодики происходит выделение совсем не того слова, которого нужно. При этом теряется смысл высказывания и произведения в целом. Просодика – сложный комплекс элементов речи, который служит для выражения эмоций и экспрессии. По мнению ученых, просодика является высшим уровнем развития речи. При нарушении просодической стороны речи коммуникация затруднена, ведь говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное отношение к описываемым фактам. В последнее время ценится опыт публичного выступления школьника. Иметь чистую, членораздельную, внятную речь, значит, иметь 90 % успеха как в будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

 

Причины нарушения просодики

Основной причиной нарушения просодической стороны речи у детей является дизартрия, то есть нарушение иннервации мышц речевого аппарата. Сигнал из мозга не поступает в определенные зоны артикуляционного аппарата, отсюда – малоподвижный язык, напряженные губные мышцы, нечеткая артикуляция. Также может быть нарушен фонематический слух: ребенок не улавливает темп и ритм. В любом из этих случаев необходимо обратиться к врачу-неврологу для подтверждения диагноза «дизартрия».

 

Диагностика и коррекция дизартрии у детей

Стертая форма дизартрии – как лечить

 

У невнятности и нечеткости речи может быть и функциональные причины. В последнее время дети стали меньше разговаривать друг с другом и окружающими. Мышцы артикуляционного аппарата тренируются только в действии, в бездействии – атрофируются. Помните, в далеком детстве (или в детстве родителей) мы перед началом игры считались: «эники-беники ели варенники…» или «на золотом крыльце сидели…». Считалки подобного рода как нельзя лучше развивают такую составляющую просодики, как ритм, потому что при каждом слове рука считающего ложится на грудь того или иного партнера. Создается определенный ритм, фиксирующийся в головном мозге.

 

 

Дети перестали играть в подвижные игры во дворе, перестали считаться. Результат – у многих каша во рту.

 

Как нормализовать просодику?


Для решения этой проблемы необходим комплексный подход. При диагнозе дизартрия, важно походить на массаж воротниковой зоны, физиопроцедуры, предложенные врачом, на занятия к логопеду, где обязателен логопедический массаж языка, губ, щек. Органы артикуляционного аппарата нужно расшевелить. Также логопед предложит комплекс артикуляционной гимнастики, которую необходимо выполнять ежедневно. Если у ребенка нарушен ритм речи, то хорошо будет записаться на занятия в музыкальную школу, где с помощью музыкальных инструментов и специальных упражнений формируют ритм.

 

Лучше всего начинать формировать ритм и темп речи с младенчества. С 7-8 месяцев нужно играть с малышом в такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «По кочкам» и т.п. В любых стишках и потешках «прячется» ритм, темп, интонация, выражающая положительные эмоции. Также важно играть с ребенком и делать мимические упражнения. Предлагаю комплекс упражнений, развивающий мимику и подвижность мышц лица.

 

Артикуляционно-мимическая игра «Кривляка»

 

«Удивляшка» - приподнимаем брови, широко открываем глаза.

«Орешки» - делаем упор кончиком языка поочерёдно, то в правую щёку, то в левую, рот при этом закрыт.

«Бегемотик» - максимально растянуть губы в улыбке, показать верхние и нижние зубы, которые при этом слегка сомкнуты. Затем медленно открываем рот. Зубы должны быть видны. Удерживать под счёт до 5.

«Хмурик» - сдвинуть брови к переносице.

«Шарик» - надуть щёки, сдуть щёки.

«Злючка» - слегка сомкнуть зубы и губы. При сомкнутых зубах и губах опускать только нижнюю губу, обнажая нижние зубы.

 «Лягушонок-трубач» - максимально растянуть губы в улыбке, показать верхние и нижние зубы, которые при этом слегка сомкнуты. Затем вытянуть губы вперёд, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки.

«Глазастик» - широко открыть глаза.

«Зубочистик» - воспроизводить круговые движения языком между губами и зубами сначала в одну сторону, затем в другую.

«Врединка» - сморщить спинку носа.

«Вертлявый хоботок» - губы в трубочку. Вверх-вниз. Влево -вправо. По кругу. Несколько раз.

«Бублик» -  зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать под счёт до 5.

«Качели» - рот открыть, выполнять попеременные движения языком то к верхним зубам, то к нижним.

«Щурик-жмурик» - зажмурить глаза.

«Кучер» - выдыхать через губы, пока они не начнут вибрировать. Говорим "тпру", как это делает кучер, когда останавливает лошадь.

«Подмигунчик» - подмигивать правым и левым глазом попеременно.

«Иголочка-лопаточка» - широко открыть рот и выполнить упражнение «Иголочка», затем «Лопаточка». Такие переключения повторить 5-6 раз.

«Часики» - двигать языком из одного угла рта в другой в медленном темпе под счёт.

«Кролик» - слегка сомкнуть зубы и губы. При сомкнутых зубах и губах поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

«Кривляка» - произвольно гримасничать.

 

Игры-хлопалки и считалки

При использовании хлопков также развивается ритм. Четкое проговаривание за взрослым позволяет улавливать интонацию.

 

Зубы-зубы

Зубы-зубы, зубы-зубы (хлопок на каждое слово), 
Зубы надо полечить! (3 хлопка в ладоши).
- А я боюсь! (с восклицанием)
- А ты не бойся! 
- А я умру! 
- Не беспокойся!

 

«Где живет Дед Мороз?»

Где живёт Дед Мороз?              

отбиваем ритм ладошками          

Удивительный вопрос!             

пожимаем плечами

Не в лампе, не в будильнике,  

отбиваем ритм ладошками о пол

Посмотрим в холодильнике!    

вытянутые руки разводим в стороны

 

 

Считалки:

 

Шёл крокодил

Трубку курил.

Трубка упала

И написала:

Эни бени

Вики ваки

Деу деу

Сентябряки

Эу деу сентябряки

Бац!

Дюба-дюба

Дюба, дюба, дюба, дюба

Дюба, бешенный народ.

Вот шарли дед

Ему сто лет.

Вот шарли баба

А что ей надо?

Шоколада, мармелада – Вот, что старой ведьме надо.

Кони-кони-кони-кони, мы сидели на балконе.

Чай пили, блюдца били, по-турецки говорили,
Чабе-чалябе, чалябе-чабе-чабе.

 

Чистоговорки

 

Во все времена для развития дикции использовались чистоговорки. Их регулярное повторение значительно улучшит навыки декламации.  Но одно условие – проговаривать нужно каждый день! Самые трудные для детей следующие:

 

Осип охрип, а Архип осип.
Охрип Осип, а осип Архип.
Осип Архип, а Осип охрип.
Архип охрип, а Осип осип

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

 

Развитие интонации


Также предлагаю несколько упражнений, которые родители могут проделать с детьми как дошкольного, так и школьного возраста дома.

  1. Произнеси пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.

  • Правда дороже золота.

  • Смерти бояться – на свете не жить.

  • Без труда нет добра.


2. Произнеси гласные звуки с радостной интонацией

А, О, У, Э, И, Я, Ы.

Произнеси гласные звуки с грустной интонацией, как будто у тебя плохое настроение

А, О, У, Э, И, Я, Ы.

Произнеси гласные звуки с такой интонацией, как будто ты читаешь лозунг с трибуны и призываешь к действию.

А, О, У, Э, И, Я, Ы.

Произнеси гласные звуки с такой интонацией, как будто ты в чем-то виноват и оправдываешься.

А, О, У, Э, И, Я, Ы.

 


 

3. Поставь правильно логическое ударение в предложении.

Павел – мой хороший друг.

Павел – мой хороший друг.

Павел – мой хороший друг.

Павел – мой хороший друг.

 

4. Произнеси скороговорку так, как будто ты объявляешь прибытие поезда:

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

 

Произнеси скороговорку так, как будто ты читаешь рекламу:

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

 

Просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, моторику, настроение, развивают коммуникативную функцию речи. Они помогают ребенку социализироваться, быть успешным на тех уроках, где очень важен устный ответ, устраняют страх перед говорением. Четкая чистая речь влияет на физическое, моральное, интеллектуальное и культурно-эстетическое воспитание и обучение детей. Ребенок, свободно пользующийся словом, начинает получать удовольствие от собственной речи, а значит приобретает уверенность в себе.

 

Автор Юлия Савельева




Ключевые слова: просодика, дефекты речи, логопед, дизартрия,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2018

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.