18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?

Фото Что делать, если у ребенка нарушена просодика – выразительная сторона ...

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: причины, виды, симптомы

Фото Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекц...

Фото Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки

Фото Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Фото Что делать, если ребенок не выговаривает свистящие звуки

Фото Что делать, если ребенок не выговаривает звук Л

Фото Коррекция дискалькулии: что делать, если ребенок не умеет считать

Фото Дискалькулия: когда ребенок не умеет считать

Фото Как "запустить" речь у неговорящего ребенка

Фото Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки


Общее недоразвитие речи у ребенка: коррекция

    Комментариев: 0     версия для печати
Общее недоразвитие речи у ребенка: коррекция

В предыдущей статье мы говорили о трех уровнях общего недоразвития речи (ОНР) и их причинах. Не так давно ученые выделили еще один уровень ОНР – четвертый, встречающийся в основном у школьников. О нем и о коррекции всех видов данного нарушения поговорим сегодня.

 

ОНР IV уровня


Четвертый уровень общего недоразвития речи выявляется только при тщательном обследовании. У детей могут присутствовать все звуки, но при нарушенном фонематическом слухе ребенок часто путает шипящие, свистящие и сонорные, [с] и [ш], [р] и [л]. Переставляет звуки и слоги в словах: «пиждак» вместо пиджак, «скатан» вместо стакан, сокращает слова «гинасты» вместо гимнасты, заменяет слоги на те, что попроще («акванагист» вместо аквалангист), добавляет лишние слоги («вутка» вместо утка) и т.п.

 

Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки

 

Для детей с ОНР 4 уровня характерно нарушение просодической стороны речи, то есть они не могут внятно, выразительно и с чувством ритма рассказать стихотворение, неправильно ставят логическое ударение. Даже при пересказе прозы у них наблюдается вялая артикуляция, нечеткая дикция, вследствие этого речь – смазанная. Общее впечатление – каша во рту, съедание слогов и звуков, нечеткая их дифференциация. Это показатели того, что у школьников не до конца сформировались процессы фонемообразования, в норме формирующиеся к пятилетнему возрасту. Также у таких детей обнаруживается нарушение смысловой стороны речи. Несмотря на то, что словарь школьника значительно пополнен, онээрщики часто не понимают некоторых слов, обозначающих животных, птиц, профессии, части тела, растения. Так, на картинках не могут показать страуса, кактус, режиссера, ступню и т.п. Не могут образовывать новые слова с помощью суффиксов, например, существительные: рука – рукище, платок- платянка (вместо платочек); прилагательные: из соломы – соломная, у медведя – медведья и т.п. Трудности возникают при образовании сложных слов, состоящих из двух корней: любит читать книги – говорят, книжник, разводит пчел – пчеловик.

 

Встречающиеся речевые нарушения у детей четвертого уровня объясняются тем, что они мало говорят, читают, имеют ограниченную речевую практику. Часто можно услышать неправильное употребление грамматических конструкций: мы кормили собаков, кошков, курицев. Неточное употребление предлогов: магазин находится около школы и почты (вместо между). Аграмматизмы встречаются при согласовании числительных с существительными: два ромашки.

 

Когда предлагаешь детям выбрать из двух вариантов лексико-грамматических конструкций, они чаще всего выбирают правильный вариант. Большинство детей с ОНР-4 в чужой речи могут определить правильную и неправильную форму, но в своей допускают грубые ошибки. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, часто нарушают логическую последовательность, застревают на несущественных деталях, пропуская главное событие, много раз могут повторить одно и то же действие. При составлении рассказа используют простые нераспространенные предложения, не понимают смысла сложных предлогов (из-за, из-под), трудности возникают при планировании фразы и отборе лексики. Поэтому мы говорим пусть о легком, но о нарушении речи, поскольку целостная речевая система еще не сформировалась. Вышеперечисленные нарушения устной речи оказывают непосредственное влияние на письмо. Школьники с трудом пишут изложение, сочинение, допускают множественные грамматические ошибки.

 

Коррекция ОНР

Общее недоразвитие речи разных уровней можно исправить. Привести речевое развитие ребенка в норму можно как в дошкольных и школьных учреждениях, так и в домашних условиях. Лучший подход – комплексный. Под руководством и наблюдением логопеда родители могут дома закреплять полученный материал и заниматься с ребенком по аналогии сами.

 

Коррекция ОНР I уровня

 

При ОНР-1 (напомним, это безречевые дети с 3 лет) важно прежде всего развитие лексики. Звуковую сторону речи мы пока не трогаем, работаем над пониманием речи и пополнением словаря. В детском саду программа составлена таким образом, что лексику изучают по темам: части тела (их ребенку необходимо знать в первую очередь), игрушки, посуда, мебель, одежда, продукты питания и т.д. Ребенок должен уметь выделять названия предметов и действия, связанные с ними. Изучая части тела (в норме ребенок должен знать названия всех частей тела к 2 годам), важно показывать, что где находится: голова наверху, пятки внизу, спина сзади, живот спереди, правая, левая рука, нога и т.д. Ребенок сначала учится ориентироваться в собственном теле, а далее и в пространстве. Если этот этап развития по каким-либо причинам выпал из общего развития ребенка, возникнут трудности. Если ребенок не умеет ориентироваться в собственном теле, у него могут возникнуть ошибки на письме в школе. Так как не закончился процесс формирования межполушарных связей. В итоге первоклассник пишет зеркально, визуально путает буквы б и д, З и Е.

 

«Запускаем» речь у безречевых детей только через игру, через сенсорное восприятие предметов. Это значит, что малыш должен увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус, где можно, послушать изучаемый предмет. На первом этапе мы «загружаем» все пять органов чувств, а через них провоцируем появление речи. Ребенок должен также понимать и выполнять простые действия: сядь, ложись, сиди, стой и т.д. Данные действия можно отрабатывать с использованием потешек, стишков, песенок, логоритмических упражнений. Пополнять словарный запас дома можно в любых ситуациях. Даже, например, когда ребенок кушает суп, проговорить, что мы положили в суп: картошку, морковку, свеклу и т.д. По теме «мебель» показать ребенку в комнате предметы мебели и спросить: где стул? Покажи, где кресло?

 

 

Далее развиваем следующие сенсорные представления и, следовательно, лексику: холодно, горячо, жарко, больно, тихо, громко и т.д. Занятия проходят через практическую деятельность с использованием несложных грамматических конструкций – это простые предложения, выражающие просьбу, обращение. На данном этапе развиваем также коммуникативную функцию речи – попросту, умение ребенка общаться с окружающими. Первым пунктом здесь является выработка просьбы и обращения: мама, дай; папа, на. Важно научить ребенка отвечать на простые вопросы, используя одно- или двухсловную фразу без использования жестов и мимики. Вот почему так важно в собственной квартире задействовать все подручные средства. Родителям часто легче, чем логопеду объяснить значение некоторых понятий, например, что такое персик, показывая картинку. Мама может купить данный фрукт, показать и дать попробовать. Также можно сводить дитё в зоопарк и наглядно показать жирафа, слона, кролика.

 

Коррекция ОНР II уровня

В группах детского сада дети с ОНР-2 обычно 4-5 летнего возраста. Если логопед и невролог поставили именно этот диагноз, то основные силы нужно направить на развитие умения соотносить предметы с их качествами, признаками, функциональным назначением, развивая тем самым лексико-грамматическую сторону речи. Например, покажи красный большой квадратный кубик (с проговариванием). Узнавать предмет по словесному описанию или сравнивать знакомые предметы по отдельным признакам: оранжевый, сладкий, круглый и т.д. Что это?

 

На данном этапе важно развивать с помощью логопеда фонетическую сторону речи. Поставить и закрепить в речи согласные звуки раннего онтогенеза (к, г, х, д, б, п), пропевать гласные звуки, добиваясь правильной артикуляции. Также нужно работать над развитием слоговой структуры слова. Добиваться многократно правильного повторения слов с двумя-тремя открытыми, затем закрытыми слогами. Важно, чтобы ребенок видел губы (то есть артикуляцию) обучающего и слышал правильную последовательность слогов (восприятие на слух). Здесь можно использовать различные картинки, предметы, спрашивать, что это, просить «повтори правильно: ма-ши-на, по-ми-дор, ка-пус-та».

 

 

Затем также в игровой форме добиваемся правильного построения грамматических конструкций. Игра «Угадай, чего не стало»: прячем предметы (можно накрыть платком) и спрашиваем малыша, чего не стало? Ответ: не стало машинЫ, капустЫ, помидорА. С чем сварим суп – с помидорОМ, с капустОЙ, картошкОЙ и .т.д. (используем детскую посудку, мебель, играем в повара). При правильной коррекции ребенок должен уметь составлять простые предложения из 3-5 слов от первого лица («Я поеду на машине», «Я сварил суп из капусты»). В области коммуникации ребенок должен понимать обращенную речь, отвечать на вопросы, развивать диалог и речевую активность. Опять же любые бытовые предметы и ситуации в помощь родителям. Прячем мяч. Где мяч? На стулЕ, под стулОМ, за стулОМ, около диванА и т.д. (отрабатываем понимание предлогов).

 

Коррекция ОНР III уровня

 

Данное недоразвитие речи можно встретить как у пятилетнего малыша, так и у третьеклассника. В первую очередь, логопед и родители дома отрабатывают правильное звукопроизношение всех групп звуков. Если у ребенка к школе отсутствует или искажен какой-либо из звуков, это непосредственным образом отразится на письме. Поэтому очень важно развивать фонематический слух с помощью игр: «Хлопни, если услышишь заданный звук», «Повтори за мной» с использованием слоговых цепочек (если услышишь [с]– хлопни, [ш] -  топни и т.д.).

 

Фонематическое восприятие развиваем с помощью игр: «придумай слово на заданную букву(слог)», определи место звука в слове: в начале, в конце или в середине. Здесь очень хорошо подойдет старинная игра «В города», в которую дети играли еще в моем советском детстве. Один человек называет город на определенную букву, следующий, придумывает на букву, на которую выбранное слово заканчивается и так по цепочке. Можно также использовать мяч. Взрослый кидает ребенку мяч и называет букву, ребенок кидает мяч обратно и придумывает слово на заданную букву.

 

 

Ребенок должен понимать обращенную речь в полном объеме, правильно произносить слова, не переставляя слоги и не заменяя звуки. Выстраивать распространенное предложение, переходя к сложному. В помощь родителям также игры. Очень хороша старая детская игра «Вы поедете на бал?», которая развивает сразу и речь (дети учатся строить полные предложения), и внимание, и лексику, и коммуникацию в виде диалога. При работе с онээрщиками 3 уровня мы делаем акцент на развитии связной речи. Здесь хорошо использовать настольные игры, где нужно выстроить последовательность событий, разложить картинки по порядку и составить небольшой рассказ.

 

С помощью игр в мяч можно развивать грамматику. Например, игра «Один-много»: взрослый кидает мяч и называет один предмет (рука), ребенок, кидая мяч обратно, придумывает форму множественного числа (руки). Игра «Большой-маленький» по аналогии с «Один-много», только взрослый называет большой предмет, а ребенок придумывает маленький, тренируя навыки словообразования. (Тропа – тропка, место-местечко). Можно придумать и наоборот, «Большой – еще больше»: рука- ручище, нога – ножище и т.д. Также необходимо учить грамматически правильно оформлять самостоятельную речь, верно использовать падежные окончания, согласовывая слова по родам и числам. Для этого тоже существует ряд настольных игр, направленных на построение сложных грамматических конструкций.

 

При ОНР-3 важно развивать лексику, используя слова с разным значением, но одинаковые по звучанию (омонимы), подбирать к словам близкие по значению слова (синонимы), противоположные по значению (антонимы). Используем игры «Скажи наоборот», «Подбери приятеля» (можно пользоваться мячом, катать машинку друг другу или передавать какой-либо предмет в группе). На данном этапе мы также учим ребенка читать, осваивать буквы, пропечатывать буквами слоги и короткие слова.

 

Коррекция ОНР IV уровня

Работа ведется преимущественно со школьниками и направлена на совершенствование связной речи и движение ее к полноценному монологу. Одной из причин ОНР 4 уровня является огромный пробел в раннем развитии ребенка. Даже если в детском саду малыш хорошо усвоил грамматику и фонетику родного языка, полноценную лексику один воспитатель сформировать не в силах. Словарный запас пополняется с каждым годом на наглядных примерах в бытовых условиях и по всем лексическим темам. Беда в том, что родители перестали проговаривать все ситуации. Пошли в магазин за фруктами, по дороге обговорили тему «фрукты»: что купили, какой формы, какого вкуса, где растет, что можно приготовить из... Дефицит устного общения в трехлетнем возрасте приводит к тому, что ребенок во втором-третьем классе никак не может справиться с грамматическими ошибками на письме. А все потому что восприятие когда-то было недоразвито.

 

Нередко также встречаются случаи, когда у ребенка отлично развиты все стороны речи (звуковая, лексико-грамматическая, связная) и интеллект, но речь смазанная, невнятная, страдает просодика. Ставим диагноз – ОНР IV уровня. Где-то не доработал ребеночек в детском саду на музыкальных занятиях или дома по выработке темпа и ритма речи. Кроме выполнения массажа для расслабления органов артикуляции, начинаем с второклассником плясать, хлопать, отстукивать ритм, разучиваем считалочки, стишки, потешки, скороговорки.

 

При ОНР-4 на наглядном материале логопед учит школьника составлять связный рассказ, пересказывать текст, прививает навыки творческого рассказывания. Логопед учит составлять и употреблять в речи простые и сложные предложения с постепенным усложнением придаточными предложениями причины, следствия, образа действия. Учит правильно понимать и использовать все без исключения предлоги, падежные конструкции и другие грамматические категории, образовывать прилагательные от существительного с правильным использованием суффикса, владеть правильным звуко-слоговым навыком, то есть произносить слова без перестановок слогов и замены звуков. Нужно подтягивать все отстающие стороны речи у ребенка, чтобы у него были окончательно сформированы: фонематический слух, графо-моторные навыки, пересказ, навыки звукового и слогового анализа и синтеза, чтение, письмо, связная монологическая речь. Такой в идеале должна быть речь ребенка начальной школы.

 

Автор Юлия Савельева 




Ключевые слова: общее недоразвитие речи, ОНР,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2018

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.