18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Фото «С Семой я по-новому прочувствовала материнство»

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Что такое «Покемон Го» (Pockemon Go) и как это воздействует на психику...

Фото Как воспитать у ребенка ответственность?

Фото Врачевание. Витамины С, Д, А (плюсы и минусы их применения)

Фото Ко Дню защиты детей: секрет здорового детства в подвижных ножках

Фото Как помочь первокласснику: кризис семи лет и проблема готовности к обу...

Фото Какими вырастут наши дети? О феноменах современного детства

Фото Какие мы черствые... Красноярск оказался в центре скандала с детьми-ин...

Фото Дети из неполной семьи: какими они вырастают и как быть одиноким матер...


Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе

    Комментариев: 0     версия для печати
Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе

Современные школьники меняются с каждым годом. По статистике, за последние три года количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) увеличилось вдвое. Конечно, им тяжело учиться в школе, еще тяжелее их учить в условиях современной системы образования, где необходимо сидеть за партой по 30-40 минут. А сидеть долго они как раз и не могут.

 

Когда заходишь в первый класс, кажется, что там треть неусидчивых детей: даже во время урока многие сидят не за партой, а под ней, вскакивают во время урока или бесконечно шевелят конечностями. Как определить, есть ли у вашего ребенка СДВГ, и что можно сделать, чтобы облегчить ему учебу, поговорим подробней.

 

Конечно, система школьного обучения сегодня далеко не совершенна. Она не учитывает индивидуальные особенности ребенка, его устройство мышления («левополушарные» дети очень отличаются от «правополушарных»), особенностей нервной системы, скорости восприятия и т.д. Система рассчитана не на каждого отдельного ребенка, а на массы, предпочтительнее серые, поэтому сложно учиться как детям, так и родителям, не говоря уже об учителе, который до конца так и не понимает, как их учить. Радует, что в последнее время внедряются новые технологии, но пока они апробируются и приживутся, пройдет не один десяток лет. А живем мы здесь и сейчас, поэтому необходимо запастись кое-какой информацией.

 

Симптомы СДВГ

Многие родители обеспокоены тем, что ребенок, особенно в начальной школе, не может высиживать по сорок минут урока, следовательно, быстро выматывается и устает. Возникает вопрос: может он гиперактивный? А может и нет. Сегодня родители грамотные, и аббревиатура «СДВГ» им известна, но что она включает в себя?

 

Перечень симптомов СДВГ предлагает Американская Психиатрическая Ассоциация DSM-IV.

 

Особенности поведения 

  1. Обнаруживаются уже в годовалом возрасте и проявляются до 8 лет. 

     
  2. Наблюдаются в нескольких сферах деятельности: в играх, труде, учебе, дома и в школе.

  3. Не связаны с психотическими или тревожными расстройствами и психопатиями.

  4. Вызывают очень сильный психологический дискомфорт в школе, тяжелую адаптацию.

  5. Невнимательность или повышенная активность не соответствует возрастной норме.

 

Невнимательность (из перечисленных признаков как минимум 6 должны сохраняться на протяжении полугода):

  1. Ребенок не может сосредоточиться на деталях, совершает много ошибок.

  2. Не может долго удерживать внимание на одном объекте.

  3. Не вслушивается в обращенную к нему речь, пропускает мимо ушей.

  4. Не доводит до конца начатое дело.

  5. Ребенок не может организовать ни себя, ни малую группу детей.

  6. Негативно относится к заданиям, которые требуют дополнительных умственных усилий.

  7. Часто теряет вещи, предметы, необходимые для выполнения какого-либо задания.

  8. Часто отвлекается на посторонние звуки и другие раздражители.

  9. Ребенок часто что-то забывает.

 

Гиперактивность и импульсивность (из перечисленных признаков как минимум 4 должны сохраняться на протяжении полугода):

1. Школьник часто суетится, не может сидеть спокойно на одном месте.
2. Часто вскакивает с места без разрешения.
3. Часто бесцельно бегает, прыгает, ерзает на месте, карабкается, шевелит руками, ногами, головой.
4.  Ребенок не может играть в нешумные игры, не умеет отдыхать.
5.  Выкрикивает при ответе, не дослушав вопрос.
6.  Ученик не может дождаться своей очереди (например, в столовой), выскакивает вперед.

 

Виды СДВГ

В связи с вышеизложенным выделяется три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

СДВГ с преобладанием невнимательности без гиперактивности.
СДВГ с преобладанием импульсивности и гиперактивности без дефицита внимания.
Смешанный тип.


Многие врачи разделяют синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Девочки в основном страдают дефицитом внимания без гиперактивности, мальчики же наоборот или имеют смешанный тип. Часто СДВГ является вторичным проявлением после перенесения какой-либо инфекции. Причины данного синдрома чаще всего генетического характера или сочетанного с социальными неблагоприятностями. В любом случае СДВГ – пусть не органическое поражение мозга, но, тем не менее, минимальная мозговая дисфункция.

 

Как учить ребенка с СДВГ

Понятно, что при обучении ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью нужно отталкиваться от вида нарушения. Если нарушено внимание без гиперактивности, то нужно акцент делать на развитии внимания, и наоборот – развивать усидчивость при гиперакивности. Но есть и несколько универсальных советов.

 

Учитывая то, что школьник с данным нарушением будет претерпевать неудачи в процессе овладения письмом и математикой, необходимо его поддержать и как можно чаще хвалить. Но предварительно нужно, чтобы он признал эту проблему и сам захотел что-то изменить. Нужно вести активный диалог, который поможет ученику четко сформулировать мысль. Взрослые часто начинают задавать вопрос: «почему ты это сделал?», в то время как малыш порой и сам не понимает, почему. Чувство вызванного бессилия снижает его самоконтроль, поэтому важно отталкиваться от его желаний: «тебе же нравится получать пятерки, а двойки совсем не хочется?» Когда ребенок самоопределится, нужно поддержать его: «я знаю, что у тебя получится, ты сможешь». На этом этапе школьник еще не знает, как решить проблемы, но он их понял и готов совместно со взрослым изменить ситуацию. Важно также дать понять ребенку, что решать он их будет сам, а взрослый лишь поможет в этом.

 

 

Читайте также:

Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

 

Сопровождением ребенка с СДВГ помимо родителей должен заниматься психолог, который поможет сконцентрировать внимание ребенка на проблеме и привить навыки саморегуляции. Родителям дома перед выполнением домашнего задания необходимо проделывать нехитрое упражнение.

Попросите ребенка успокоиться, закрыть глаза и вытянуть перед собой руки, затем расслабиться, сконцентрировать внимание на кистях рук и наблюдать за руками одну минуту. Затем попросите ребенка открыть глаза и рассказать, что он чувствовал во время упражнения, легко ли было держать вытянутые руки, какие ощущения и мысли возникали? Думал ли он только о руках или возникали какие-то другие мысли? Ребенок должен проговорить ситуацию, если у него возникали отвлеченные мысли. Попросить проделать упражнение еще раз. Когда вы поймете, что нет никаких других мыслей, кроме ощущения тяжести в руках, скажите ребенку, что он молодец и умеет думать только об одном.

«Давай сейчас сядем выполнять домашнее задание и не будем думать больше ни о чем кроме него». Практикуйте это упражнение каждый день, постепенно приучая ребенка делать его самостоятельно. Полезно спросить учащегося, нужно ли ему напоминать каждый день, чтобы он выполнял это упражнение? Обычно дети говорят «нет». Родители должны довериться ребенку, понимая, что отследить его обещание не смогут. Школьник должен сам научиться проверять свои силы.

 

Школьники с СДВГ очень долго выполняют домашнюю работу, постоянно отвлекаются, поэтому необходимо структурировать время и установить определенный режим, используя систему поощрений в виде дополнительных прогулок или просмотра мультфильмов. Перед выполнением задания важно в деталях обговорить с ребенком последовательность его выполнения и продолжительность перерывов для отдыха (не более 10 минут после часовой работы). Во время отдыха ученик не должен забивать голову просмотром телевизора или увлекаться компьютером. При выполнении каждого конкретного задания необходимо также обговорить, как ребенок будет его выполнять. Большие тексты лучше всего разбивать на части. После прочтения одной части можно встать и сделать 10 приседаний или упражнение на вытягивание рук. При списывании также можно установить границы задания. Например, сначала переписать в тетрадь кусочек текста, затем выделить в нем орфограммы, а только потом дописать остаток упражнения. По аналогии – работать над математикой. Осилив небольшой кусочек, ребенок почувствует успех, и тогда ему легче будет выполнять остатки заданий.

 

 

Важно, что ребенок может сам себе устанавливать границы в заданиях и время на их выполнение. Для этого можно поставить песочные или электронные часы. Постепенно научив управлять временем, нужно донести до ребенка, что спешить не надо, а надо выполнять работу аккуратно, внимательно. Концентрация внимания на отдельном отрезке задания и так позволит сэкономить ему время.

 

Родители должны быть готовы постепенно ослабить контроль за выполнением домашних заданий, чего, к сожалению, часто не делают тревожные мамы и папы. Доверяя ребенку самому управлять временем, вы тем самым уже даете ему понять, что он успешен и справится без посторонней помощи. Если же возникают трудности при выполнении какого-либо задания – проговаривайте с ребенком каждую деталь: что именно было непонятно, почему не понял, что упустил и т.д. Если процесс сбивается, начинайте все сначала: упражнение на концентрацию внимания на кистях вытянутых рук, структурирование времени, планирование выполнения задания, смена деятельности, десятиминутный отдых, похвала и поощрение. Когда ребенок почувствует свою успешность, он сам будет с удовольствием выполнять задание.

 

Если ребенок гиперактивен без дефицита внимания, при выполнении домашних заданий можно выполнять упражнения, требующие статической позы. Например, «морская фигура, замри». Если ребенок что-то не понял, необходимо ему повторить несколько раз. Дети с СДВГ любят повседневность, планомерность и повтор. И, конечно, обязательно систематическое посещение врача-невролога и медикаментозное поддержание нервной системы ребенка.

 

Советы учителям

Опытные педагоги, конечно, знают, как работать с подобными детьми. Но не лишним будет напомнить, что:

  1. садить их нужно как можно ближе к доске и лучше рядом с такими же детьми по уровню зрелости, чтобы никто из них не ощущал свою неуспешность

  2. вести урок необходимо при закрытых дверях, чтобы посторонний шум не отвлекал

  3. в работе использовать групповые методы, работу в парах, чтобы дети с СДВГ вырабатывали самоконтроль

  4. чаще смотреть в глаза, так как это позволяет ребенку сконцентрировать внимание на учителе и почувствовать его заинтересованность в его успехе

  5. устраивать физминутки как можно чаще для переключения внимания

  6. к ребенку нужно проявлять больше заботы и тепла, уделять внимание, так как эти детишки очень эмоциональны и отзывчивы на похвалу и поддержку

  7. задания также рекомендуется разбивать на части 

     
  8. использовать как можно больше наглядного материала

  9. использовать задания, где ребенок с СДВГ может поработать руками

10.  не относиться к ребенку как к особенному, создавая ситуацию равенства и никого не выделяя.

11.   если ребенок отвлекся – нужно дать ему конкретное задание, например, прочитать отрывок вслух

12.  помогать ребенку находить в учебном материале ключевые слова, выделяя их фломастером

13.  создать список правил, которые ребенок должен выполнять

14.  записывать на доске указания, помогающие в выполнении задания

15.  давать ребенку задания, где он может оказаться в центре внимания сверстников и в ситуации успеха

16.  завести в классе календарь и отмечать в нем важные события, подталкивая ребенка к тому, чтобы он завел аналогичный собственный календарь и учился планировать

17.  сотрудничество с родителями поможет решить многие проблемы.

 

Обычно к 13-14 годам нервная система школьника приходит в норму, и ребенок легче концентрирует внимание и успевает качественно сделать одновременно несколько дел. Но, тем не менее, не стоит забывать о постоянной поддержке, проявлении внимания и заинтересованности родителей в его успехе.

 

Читайте также:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: советы родителям

 

Автор Юлия Савельева




Ключевые слова: гиперактивность, СДВГ,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2017

Соглашение на обработку персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.