18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Где право, а где лево: как научить ребенка ориентироваться в пространс...

Фото Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?

Фото Что делать, если у ребенка нарушена просодика – выразительная сторона ...

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: коррекция

Фото Общее недоразвитие речи у ребенка: причины, виды, симптомы

Фото Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекц...

Фото Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки

Фото Что делать, если ребенок не выговаривает свистящие звуки

Фото Что делать, если ребенок не выговаривает звук Л

Фото Коррекция дискалькулии: что делать, если ребенок не умеет считать

Фото Дискалькулия: когда ребенок не умеет считать

Фото Как "запустить" речь у неговорящего ребенка


Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

    Комментариев: 0     версия для печати
Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Скоро в школу! Многие родители за несколько месяцев до начала учебного года обеспокоены, как подготовить ребенка к школе, чтобы ему легко было писать, читать и считать. Но это дело, не нескольких месяцев, а нескольких лет. Начиная с года, ребенок тренирует свои крохотные пальчики, подготавливая к письму. Ведь одним из важных элементов освоения письма являются графомоторные навыки, выработке которых уделим сегодня особое внимание.

 

Моторика

Каким бы странным не показалось это слово, но он у нас у всех есть – мотор! В переводе с латинского motor «двигатель», глагол movеre «двигать». Без движения нет здорового тела человека, мы двигаем руками, ногами и даже языком. Все это моторная функция мозга, и, если она нарушена на том или ином участке тела, то он парализован. У детей моторика развивается постепенно, сначала общая моторика: движение руками ногами, переворачивание, ползание, ходьба, бег, прыжки; затем мелкая моторика: тонкие движения пальчиками рук, органов артикуляции. Подготавливая малыша к совершенным движениям руки, таким как написание букв на листе бумаги, мы с малых лет учим его захватывать предметы, пользоваться ложкой, карандашами, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т.д.

 

У многих детей пальчики рук хлипкие даже к семи годам, поэтому так важно перед обучением письму тренировать руки. Особое внимание нужно уделять в дошкольном возрасте «ручным» играм: мозаика, конструктор, шнуровка, нанизывание бусин, собирание пазл, лепка, рисование, разукрашивание и т.п. Все приходит во время тренировки. Сначала мы учим держать ребенка карандаш так, чтобы он не выпал из рук, затем тренируем нажим во время рисования, затем координацию движения руки при разукрашивании и штриховке, а далее автоматизируем графомоторные навыки, подключая ориентировку на листе бумаги: вверх, вниз, вправо, влево.

 

 

Если ребенку не удается правильно держать карандаш к 7 годам, то рекомендуется следующее упражнение. Берем бумажную квадратную салфетку, сворачиваем ее в три раза и кладем в ладошку, зажимая безымянным пальчиком и мизинцем, сжимаем кулачок. Карандаш (а не ручку) кладем на средний палец, захватывая его сверху указательным и большим. Если ребенок – левша, то проделываем «операцию» левой рукой. Таким образом, придерживая салфетку в кулачке, тренируем написание элементов письма: черточек, крючочков, кружочков, петелек. При этом мышцы пальцев рук укрепляются, пальчики учатся держаться в определенном положении длительное время.

 

Как формировать графомоторный навык

В 4 года ребенок должен уметь твердо держать карандаш, обводить и разукрашивать предметы, к 5 годам – заштриховывать предметы, не выходя за контур, уметь ставить жирную точку, фиксируя сильный нажим, к 6 годам – чертить прямые линии, рисовать по клеточкам, ориентируясь на листе бумаги, дорисовывать и рисовать самостоятельно несложные геометрические узоры, считая по клеточкам вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали.

 

При формировании графического навыка письма можно выделить несколько этапов:

  1. Заштриховка фигур, таких как квадрат, круг, шестиугольник и т.д.; обводка по трафарету, написание элементов в строке или клетке (вырабатывается умение не выходить за границы строки, правильно держать карандаш, проводить ровные линии, округлять их, соизмеряя длину и высоту, писать пропорционально сходные элементы);

  2. Написание букв поэлементно, загибы, хвостики и петельки в геометрически правильном соотношении друг с другом;

  3. Написание письменных букв, больших и маленьких, без учета соединений с другими графемами. Важно отработать навык ведения рукой в верном направлении: снизу-вверх, слева-направо или сверху-вниз, налево и направо. Ребенок должен понять и автоматизировать направление линий в строке;

  4. Написание сочетаний письменных букв, слогов, отдельных слов с учетом их соединений, с пониманием того, как одна буква соединяется с другой в данном сочетании.

 

Эта работа очень кропотливая и требует постоянного участия взрослого. Ребенок должен осмыслить откуда и куда вести линию, где ее начало и конец. Конечная цель обучения навыку письма – выработка ровных, ритмичных и достаточно быстрых движений руки. При написании отдельных элементов буквы на кисть дошкольника накладываются дополнительные микродвижения. Важен также зрительный образ буквы, заложившийся в памяти малыша и определяющий порядок ее начертания. В отличие от чтения двигательный навык письма не формируется за один год, а складывается в течение 6-7 лет обучения в школе.

 

 

На начальном стадии обучения письму у ребенка еще не выработался мышечный контроль правильности написания букв, первоклассник опирается лишь на зрительный образ, поэтому так важно сформировать пространственный образ буквенного символа. Легче всего у дошкольника этот навык закрепляется через лепку букв. Так проще отобразить соотношение элементов, например, у буквы ш, закрепить правильный поворот хвостика у букв б и д, отличить написание конечных элементов у похожих по начертанию букв и и у.

 

Читайте также: Преодоление дислексии: учимся читать правильно

 

Подготовка к письму до школы

Задолго до поступления в школу в игровой форме мы готовим ребенка к овладению навыками письма. Здесь важно учесть несколько моментов, отталкиваясь от которых мы подбираем целенаправленно занимательные упражнения и игры.

 

Шаг первый – аналитический. Включает в себя овладение отдельными элементами действия, чтобы лучше усвоить его содержание. Например, как ставить точку: нажимаем карандашом один раз и плавными, нерезкими движениями как бы обводим ее по небольшому кругу. Здесь также важен способ объяснения и степень осмысления ребенком данного действия.

 

Шаг второй – синтетический. При понимании выполнения каждого отдельного микро-действия на бумаге, важно уметь соединять эти действия, при этом полученные элементы сложатся в единое целое, и ребенок увидит результат, конечный продукт своих мини-действий.

 

Шаг третий – автоматизация усвоенных действий, в результате которых у ребенка теряется осознание каждого отдельного микро-действия, а вырабатывается понимание конечного результата, как единого действия. Здесь вырабатывается быстрота, легкость и плавность движений.

При этом первый и второй шаги – это осознанное действие, а третий – это механические упражнения, тренировка. Пока ребенок не осознает четкий алгоритм действия (откуда начинать писать, в каком направлении двигаться, где закончить), он не сможет полноценно научиться писать. Перескакивание через первые две стадии не только не развивает навык письма, но и тормозит его, поэтому так важно проговаривать ребенку каждое микродвижение, пошагово, поточечно, поклеточно. Будущие школьники сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, охватывая графическую правильность, пространственную ориентацию движений, им важно понять, ни столько «что делать», сколько «как сделать». На первой стадии внимание уделено именно графике, усвоив начертание элементов, ребенок легко переходит к написанию целой буквы, слога, слова.

Начиная с трехлетнего возраста малышу можно покупать специальные развивающие тетради, в которых поэтапно формируются предпосылки к овладению навыками письма. Это такие тетради как «Волшебство в картинках», «Учимся ставить точки», «Знакомство с клеточками», «Обводим фигуры», «Знакомимся с геометрией», «Ориентируемся в пространстве», «Раскраска-пропись», «Подготовка к письму» и др.

 

Многие родители упускают момент, что подготовка к школе, это не только обучение чтению, счету и пересказу, но и подготовка руки к письму, поэтому очень важно формировать и развивать все вышеперечисленные навыки в комплексе.

 

Автор Юлия Савельева

 

Читайте также:

Что делать, если ребенок путает или пропускает буквы на письме?

Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки

Дискалькулия: когда ребенок не умеет считать




Ключевые слова: как научить ребенка писать,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2018

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.