18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото Отложенное родительство – шанс родить здорового ребенка?

Фото Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям

Фото Чтобы детсад не превратился в ад…

Фото Как привить ребенку интерес к учебе?

Фото Как приучить ребенка к чтению? Советы опытного педагога

Фото Как защитить подростка от агрессии?

Фото Ваш ребенок – ваше зеркало: как воспитывать проблемных детей

Фото Если у вас гиперактивный ребенок: как учиться в школе

Фото «С Семой я по-новому прочувствовала материнство»

Фото Что такое «Покемон Го» (Pockemon Go) и как это воздействует на психику...

Фото Как воспитать у ребенка ответственность?

Фото Врачевание. Витамины С, Д, А (плюсы и минусы их применения)


Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

    Комментариев: 0     версия для печати
Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Заканчивается учебный год, и, к сожалению, по результатам итоговых работ учащихся общеобразовательной школы можно констатировать больше печальные результаты в освоении основной программы, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Традиционно встает вопрос: кто виноват? И самым легким было бы свалить всю вину на учителя, на директора, на школу, но готовы ли родители нести ответственность за своевременную подготовку домашних заданий, за помощь ребенку в освоении учебных предметов? Какова роль современного родителя в воспитательно-образовательном процессе? Об этом я и хочу поговорить сегодня.

 

Инклюзивное образование – в чем его минусы

По данным всемирной ассоциации здравоохранения ВОЗ на сегодняшний день рождается всего 10 % здоровых детей. Всего 10 – это караул! Причин тому много, но основная причина – сочетание биологических и социальных факторов, таких как плохая экологическая обстановка (с каждым днем только ухудшающаяся), некачественное питание (мы не знаем, что нам подсовывают в наших магазинах под яркой упаковкой, количество продуктов с ГМО на прилавках зашкаливает), инфекционные заболевания (увеличивается количество мутирующих вирусов), неблагоприятная социальная обстановка (родители пьют, курят, употребляют наркотики, ругаются и бьют друг друга). Где же родится здоровый ребенок? Пол беды, если ребенок рождается соматически ослабленным, а если это сложнейшие нарушения психических функций при поражении мозга таких как расстройства аутистического спектра (РАС), апраксия, агнозия, олигофрения, идиотия и т.п.

 

Что делать обществу с этими детьми? Многие родители отказываются их воспитывать и сдают в интернаты, а те, кто оставляет, определяет по новым законам в общеобразовательный класс школы. Справится ли один учитель, обучая тридцать детей в классе, при индивидуальном подходе, объясняя материал персонально двум-трем детям с задержанным развитием за 40 минут? Не пострадают ли при этом нормальные дети, по сути, обделенные вниманием? Наболевших вопросов много. Приняв новый Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ОВЗ, школы оказались не готовыми реализовывать то, что написано в документах, по той простой причине, что не хватает человеческих ресурсов. На бумаге все оказывается гладко, на деле – нет. Пусть написаны адаптированные программы, но реализовать их в условиях общеобразовательной школы попросту невозможно, потому что не поставлена еще на нужные рельсы работа с детьми с ОВЗ и их родителями, не хватает квалифицированных кадров и, главное – времени.

 

Учитель не знает, на что в первую очередь бросить силы, на вытягивание детей с ОВЗ или подготовку нормальных детей к таким серьезным испытаниям как промежуточная аттестация, ОГЭ и ЕГЭ. Ведь за последнее с учителей в школе тоже дерут три шкуры. Вот главные и неоспоримые минусы инклюзивного образования – существенно страдает его качество. И с глубокой ностальгией вспоминаешь те времена, когда были специализированные школы, классы для речевых детей и детей с ЗПР, с наполняемостью 10-12 человек, в условиях которых действительно можно было оказать индивидуальный подход и за 4 года выровнять отстающего в развитии школьника, вывести его в норму. В условиях инклюзии нас ожидает то, что на выходе из школы не только дети с ОВЗ будут не готовы к поступлению в вузы, но и нормальные дети, которым почему-то общество уделяет внимания все меньше и меньше, получат лишь базовые знания.

 

Задержка психического развития – что это?

В нашу школу в этом году вернулась учительница, которая начинала работать в школе в 90-е годы, затем ушла и 20 лет проработала на административной должности в другом учреждении. Придя в современный класс 21 века, она, мягко сказать, поразилась. Кто-нибудь, кроме педагогов видел своими глазами современный класс в полном составе (хоть первый, хоть четвертый)? Это – улей. Дети попросту даже не умеют сидеть неподвижно 5 минут: то и дело ёрзают, крутятся, чешутся, играют какими-то предметами, это в лучшем случае, в худшем – они оказываются под партой или носятся по классу. Можно ли вести учебное занятие, если ребенка невозможно усадить? Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) обнаруживается у 80% детей в классе, еще многие из них часто жалуются, что им скучно. Им хочется играть, бегать, прыгать, а их усадили. Все это говорит о том, что дети не готовы к школьному обучению, иногда даже в 4 классе, у них не выработалось учебное поведение, произвольное внимание и понимание, что учится надо. Что взять с ребенка? Он не виноват, а просто болен.

Как дефектолог я могу с полной уверенностью сказать, что такое расстройство поведения, как СДВГ, – это минимальная мозговая дисфункция, то есть функции мозга все равно нарушены, что приводит к задержке развития. Пусть ребенок умеет считать, читать, обобщать, но, если у него к 7 годам не сформировано произвольное внимание, значит он будет невнимательным во всех областях знаний, будет делать ошибки в расчетах, на письме, в составлении формул по химии и т.д.

Согласно приказу об образовании, детей с ограниченными возможностями здоровья поделили на 8 категорий, каждой из которой соответствует свой вариант обучения:

  1. группа - глухие;

  2. группа – слабослышащие;

  3. группа – слепые;

  4. группа – слабовидящие;

  5. группа – с тяжелыми нарушениями речи;

  6. группа – с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  7. группа – с задержкой психического развития;

  8. группа – с расстройствами аутистического спектра.

 

Для глухих, слепых, с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственно-отсталых детей существуют специализированные школы, хотя по закону инклюзивного образования родители могут поместить и этих детей в общеобразовательный класс обычной школы. Категории слабослышащих, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития детей обучаются в общеобразовательной школе наряду с другими детьми, только для них должны быть созданы специальные условия в зависимости от варианта обучения.

Самой многочисленной категорией детей оказываются дети с ЗПР, поскольку задержка развития может являться вторичным признаком на фоне тяжелых нарушений речи, плохого слуха, нарушенного зрения и т.п. Из опыта своей работы могу сказать, что категория детей с ЗПР – самые несчастные дети, так как большинство из них, по сути, заброшены своими родителями, и основная причина задержи развития – педагогическая запущенность. Это еще одна злободневная проблема общества. Больным ребенком надо заниматься, следить за его здоровьем, лечить, учить, кто, как ни родители должны это делать? Если многие родители «вытягивают» своих слепых, глухих, с ДЦП, умственной отсталостью, с РАС детей, то дети с задержкой психического развития остаются без внимания родителей. Руки, ноги есть, глаза видят, уши слышат, авось, как-нибудь проживет. Мало, что развитием таких детей никто не занимается, так еще и создают все условия для увеличения их количества.

 

Читайте также:

Причины и формы задержек психического развития

 

Современные родители

Посмотрите, сколько сейчас асоциальных семей, где родители, в большинстве своем, сами безграмотные. Своим образом жизни они навязывают детям позицию, что можно не учиться, можно и так прожить, таким образом, мотивация к учебе у детей отсутствует. Кроме того, в общеобразовательных школах сегодня учатся также дети алкоголиков, наркоманов, преступников, отсидевших в тюрьмах, много детей из двуязычных семей: цыгане, азербайджане, армяне, грузины, таджики, туркмены и т.п. Легко ли работать с категорией этих детей? Несомненно, трудно, но еще сложнее, скажу я вам, работать с их родителями, которые ничего не слышат, не хотят не только заниматься воспитанием и обучением своих детей, но и идти на комиссию для получения статуса ребенка с ОВЗ.

 

Так ребятки с ЗПР, даже те, кто не имеет официально подтвержденного статуса, перекатываются (иначе не назовешь), из класса в класс с тройками и двойками, потому что учителя – люди сердобольные, жалеют их часто голодных, ободранных, не обласканных. Что мы имеем на выходе из школы – страшно подумать! Я сама занимаюсь с первоклассниками с ЗПР. По многим вижу, что есть положительные сдвиги в развитии, но беда в том, что родители дома ничего не делают, не выполняют заданий, не прислушиваются к рекомендациям логопеда, психолога, учителя. Как до них достучаться? Пока детки маленькие в 1 классе, им в головы еще можно заложить какие-то знания, развить познавательные способности, автоматизировать определенные навыки. Потом в пятом классе будет уже поздно, нельзя упускать время. Но не понимает этого мама армянской девочки, которая сама не умеет писать и читать по-русски, что мы может спрашивать с ребенка в этом случае? Всю ответственность за обучение и воспитание детей с ЗПР родители хотят переложить на школу. Педагоги оказываются полностью бесправными.

 

Сейчас образовалось новое поколение родителей. Это дети конца 80-х – начала 90-х, воспитывающихся в условиях, когда были попраны идеалы, пересмотрены приоритеты и система ценностей. Учителя с каждым годом все больше и больше поражаются отношению современных родителей к школьному обучению, они качают права даже там, где качать и не надо бы. Недавно одна из родительниц пожаловалась: «почему дети в столовую ходят строем, у вас что здесь колония?» А что лучше было бы, если дети бежали скопом и разбивали себе головы? Школа на то и школа, чтобы вырабатывать навыки дисциплины, произвольное внимание, организовывать детей. И поверьте, педагоги, работающие в школе не первый год, точно знают, как это делать.

Таким образом, сложности в обучении детей чаще всего возникают из-за равнодушного отношения к учебной деятельности родителей. Если это первый класс, то с ребеночком, конечно, нужно посидеть, отбросив все свои дела, писать палочки и крючочки, выводить буквы в строчке, читать, а не усаживать его за компьютерную игру. Больше половина процентов успеха зависит от родителей. Иногда даже кажется странным, что рожают ребенка для себя, но думают, что развивать его будет кто-то другой. В детских садах и школах дают только направление, а остальное в руках родителей.

Учитывая тот факт, что программа в школе с каждым годом усложняется (не по вине учителей), родителям надо принять как должное, что предстоит работать с ребенком дома. Если ученик слабый, и родители с ним не занимаются, не контролируют выполнение домашних заданий, то вполне возможно, что классу к шестому он начнет отставать в развитии. Мало кормить, одевать и содержать школьника, надо давать ему возможность получать образование и всячески поддерживать определенный уровень развития способностей в том или ином возрасте.

 

Сложнее всего донести этот постулат до родителей из асоциальных семей. Не отказывается школа принимать сложных детей, детей с ОВЗ, соблюдая требования ФГОС, пытается создать необходимые условия для их обучения, оказать помощь, но на деле получается, что родители препятствуют выполнению данного гуманного задания. Коллеги поговаривают, что впору издать закон на государственном уровне, карающий родителей, не дающих в полной мере развиваться ребенку в умственном и физическом плане. Ведь согласно основоположнику отечественной педагогики Л.С. Выготскому, можно «вытянуть» даже самого сложного ребенка, если оказывать ему целенаправленную коррекционно-развивающую помощь. Родители, подумайте над этим, государство готово взять ответственность за обучение ваших детей, но только при взаимном участии, поддержке и понимании!

 

Автор Юлия Савельева






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2018

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.