Когда в Красноярске жило всего семьдесят тысяч человек и по его улицам проносились настоящие, а не железные кони, в городе зародилась одна из важнейших экстренных служб – скорая помощь. Это было почти 100 лет назад.
Тем, кто родился гораздо позже, сложно представить «скорую» без фирменных машин с мигалками. Сегодня в них есть многое, чтобы помочь человеку в самых сложных ситуациях. А на заре красноярской скорой помощи все было куда скромней.
Станция ночных дежурств
В 1895 году член Общества врачей Енисейской губернии Петр Коновалов предложил ввести в Красноярске «ночные дежурства» докторов. Но дежурить было некому: во всем городе работало два десятка врачей.
Спустя двадцать лет ночные дежурства организовали пожарные, у которых был собственный санитарный отряд для помощи пострадавшим. В 1916-ом в пожарном депо на Плац-Парадной площади (едва ли вы узнали в ней нашу Красную площадь) появилась станция ночных дежурств врачей. С позднего вечера и до 7 утра там дежурил один доктор. Два-три раза за ночь, когда звонили со срочным вызовом, врач с кучером неслись на лошади к больному.
Хотя станцию ночных дежурств признали «учреждением полезным и необходимым», денег на ее содержание не нашлось, и станцию закрыли. Но Красноярск уже не мог обойтись без отдельного пункта экстренной помощи. В 1918 году с одобрения Городской Думы открыли «пункт, куда днём и ночью всякий свободно может обратиться с полной уверенностью, что помощь ему будет оказана». Так началась история красноярской «скорой».
Вызов принят!
На первых порах у «скорой» не было своего здания, и медиков пристраивали то в губернскую больницу, то в городскую лечебницу. Для помощи больным не хватало медикаментов и перевязочных материалов. Красноярцев лечили бесплатно, но при желании любой мог возместить медицинские расходы взносом в городскую казну.
За первые полгода работы врачи скорой помощи приняли около 600 человек и почти 200 раз выехали к пациентам на дом. У «скорой» один за другим менялись заведующие и адреса. До сентября 1922-го станция располагалась в доме на ул. Всесвятской, которую мы теперь зовем улицей Красной Армии, потом «скорой» дали комнату на первом этаже городской больницы на ул. Вейнбаума. В 1946 году станция «переехала» на проспект Маркса, а в 1947-ом – на проспект Сталина, 99. Знаете, где в Красноярске такой? Живет в самой сердцевине города под новым именем – проспект Мира.
Менялись, конечно, не только адреса. В середине 1930-х станция скорой помощи получила первое авто – ГАЗ-2А. Через десять лет в «парке» экстренной службы было уже три грузовых машины и одна легковая. Однако медики по-прежнему часто ходили на вызовы пешком: нечем было заправить служебные авто. Из-за нехватки бензина машины простаивали до 20 дней в месяц. А вызовы исчислялись уже не сотнями, а тысячами. За 1946-й год горожане вызвали медиков 16575 раз. В это время у красноярской «скорой» было пять подстанций: по две в Ленинском и Кировском районах и одна в Центральном.
95 бригад и почти 100 лет
Повзрослевшую службу несколько лет возглавлял врач-фронтовик Александр Бургарт. Потом главврачи снова стали меняться, а сама «скорая» разделилась на левобережную и правобережную. Станции воссоединили в 1965-ом. В то время городской станцией скорой медпомощи уже руководил Никита Коков – бессменный главный врач до 1994 года.
При нем во второй половине 1960-х заработали первые специализированные бригады: кардиореанимационная, реанимационная, неврологическая. Медики стали быстрее оказывать специализированную помощь больным с инфарктом и инсультом, спасали все больше людей.
В 1976 году у «скорой» появился единый диспетчерский центр «03». Начали работать новые специальные бригады: токсикологические, детские, психоневрологические. К концу 1980-х у красноярской «скорой» было уже 76 бригад. Разросшаяся экстренная служба «жила» при БСМП. После нескольких реорганизаций Красноярская станция скорой медицинской помощи перешла в собственность края.
Последние 18 лет службой «03» руководит Сергей Анатольевич Скрипкин. Под его руководством красноярская «скорая» выросла еще на 19 бригад. Круглые сутки 95 медицинских команд спасают жизни, срываются к нам на помощь, когда вновь слышат из диспетчерской: «Бригада, на вызов!».
Анастасия Леменкова