18+

Читайте также

Фото Кача: река таежная

Фото Надежда Пермякова: стихи к Новому году

Фото Россиянин в зеркале соцопросов – какой он?

Фото Размышления. Добро и зло

Фото Размышления. Мораль и закон

Фото Конкурс публикаций «КЛИНИЧЕСКАЯ ГОМЕОПАТИЯ – НА ПУТИ ОТ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕ...

Фото Размышления. Апокалипсис наших дней

Фото Поющая осень: новые стихи Надежды Пермяковой

Фото "Если б я был главным врачом" и другие стихи прошлых лет Андрея Носыре...

Фото Стихи о медицине и рабочих буднях доктора Андрея Носырева

Фото Стихи на фестиваль авторской песни «Сухая Мана-2013 г.» и "Молодым!!"

Фото Книга о семье Лыковых – отшельниках в сибирской тайге

Кача: река таежная. Часть вторая

Комментариев: 0     версия для печати

Часть первая. Часть вторая

Таёжные цветы Галине, моей спасительнице

Подарил цветы Галинке. Смутилась, зарделась и полыхнула теплом из своих глаз на меня. Видя недоуменный интерес в глазах ребят, пришлось рассказать о вчерашнем спасении. Ребята зааплодировали.

Вскоре пришел Владимир Николаевич и принес несколько добытых кедровок и рябчиков, считай, обед обеспечен. На завтрак перловая с тушёнкой каша, чай и кусочек хлеба. Последнюю оставшуюся буханку хлеба Ульяна спрятала на черный день.

Посовещались и решили, что на запланированные дни без хлеба мы не проживем. У детей ВОЙНЫ своё отношение к хлебу – страх его потерять и снова остаться голодными. Всю жизнь меня преследует жуткое воспоминание, как мама в два-три часа ночи бежит к окошечку в магазине, чтобы занять очередь за скудным хлебом по карточкам, простоять до утра на морозе в надежде в страшной давке (однажды сломав руку) получить заветные кусочки хлеба. И не дай Бог после этого опоздать на работу хотя бы на 10 минут! Действовали законы военного времени.

Решили, что после обеда сегодня мы с Владимиром Николаевичем отправляемся в Красноярск за хлебом. Пока девочки ощипывают птиц, наш учитель рассказывает нам условия жизни в тайге. Отходить от избы только в приделах видимости и только вдвоём, с собой брать палки для того, чтобы можно было придавить змею, каждый час обязательно осматривать себя на предмет клещей, круглосуточно поддерживать костер для защиты от зверя.

После обеда собираемся в Красноярск. Владимир Николаевич объясняет остающимся ребятам, как жить без нас. Главным поваром на «кухне» остается Ульяна. Командиром над всеми назначается Иван. Это крепко скроенный мужичок, спокойный и рассудительный. Учитель передает ему ружье и оставляет Ивану 2 патрона с дробью. Наказывает из ружья не стрелять, только в самом крайнем случае, если появится медведь, и то только стрелять не в него, а в воздух.

С собой мы берем мой маленький топорик и спички. Рюкзаки на плечи и вперед. Перешли речку вброд, поднялись по косогору вверх и двинули вниз по течению реки, но не у самой воды, а по горам. Река остается внизу, видна лишь её узенькая лента. Идти по горам легче. Преимущество в том, что не надо брести по воде и переходить реку. Но есть и недостатки, ведь у воды меньше комаров и мошки, прохладный воздух. А здесь сразу набрасываются комары и мошка, приходится на соломенную шляпу натянуть москитную сетку. Однако через некоторое время становится ясно, что москитная сетка, неплохо защищает от комаров, но от москитов и мошки не спасает, они находят бреши в сетке. Вскоре веки глаз уже чешутся и отекают. Я давно знаю, что в округе, если есть хоть один комар, то он обязательно найдет меня. Наверное, я «сладкий». Владимир Николаевич чувствует себя свободно даже без сетки и успокаивает меня – «Привыкнешь, через 3 дня никаких отеков не будет».

Примерно через час Владимир Николаевич видит, что я изнемогаю от укусов мошки, и предлагает мне залезть на дерево. Я спрашиваю, пошутил ли он. Он говорит - «А ты попробуй, залезь на дерево!». Приходится соглашаться с предложением, благо рядом подходящая сосна. Влезаю повыше и попадаю в рай, там нет ни каких комаров и мошки. С удовольствием сбрасываю москитную сетку и с наслаждением вдыхаю густой таежный воздух. В лесу тихо, только слышно пение и голоса отдельных птиц, поющих коротко с большими перерывами, да где-то стучит дятел. Шумнее всего ведут себя сороки, даже осенняя задумчивость и грусть уходящего лета и тепла им нипочем. Светло, солнечно и задумчиво, грустно, спокойно вокруг.

Но хватит наслаждаться, ведь пора двигать дальше. Я иду впереди, а Владимир Николаевич сзади. Через некоторое время я чувствую, что сзади на мое плечо ложится рука учителя и шепотом он говорит - «Стой тихо. Погляди вперед на дерево». А на дереве я увидел удивительную картину.

На ветке, нависая над тропкой, готовая к прыжку нацелилась рысь. Четко видны кисточки на ее ушах.

Владимир Николаевич делает мне знак свернуть с тропы в чащу тайги. Так мы проходим некоторое время, и когда становится ясно, что рысь далеко и на нас нападать не собирается, Владимир Николаевич поясняет, что так на тропах рысь стережет свою добычу. Она способна прыгнуть сверху на косулю, схватить за горло и задушить её. Известны случаи нападения и на человека.

В последующи годы, путешествуя по тайге, я ни раз видел следы рыси на песке и на снегу. Однажды зимой на речке Туй-Дай, идя по каньону среди отвесных скал, мы видели огромные следы рыси, шагая бквально по её следу. Я даже подумал ни леопард или тигр это был. Мы были безоружны в коньоне шириной 5-7 метров и хорошо, что эта встреча с хищником не состоялась. Но видеть рысь на дереве больше не приходилось.

Дальнейший наш путь по реке прошел без каких-либо происшествий. Вечером вышли на назначенный полустанок - разъезд номер 113. Ожидать попутный товарняк пришлось довольно долго, поезда на этом полустанке практически не останавливались. Наконец вечером подошёл подходящий товарняк, мы запрыгнули в вагон и поехали в Красноярск. Довольно долго ехали, останавливаясь практически у каждого «столба». В Красноярск вернулись уже ночью. Идти до дома с вокзала предстояло почти полгорода, поэтому Владимир Николаевич меня не отпустил. Мы зашли в кафе на вокзале и перекусили, с обеда мы ничего не ели. Когда чууть рассвело отправились по домам, договорившись встретиться часам к 8 на вокзале.

Утром, как и договаривались, встретились с Вадимом Николаевичем на железнодорожном вокзале. В маленьком магазинчике на Привокзальной площади загрузили свои рюкзаки хлебом, осталось теперь только дождаться подходящего поезда. Как по заказу он тут же появился. Машинист сказал нам, что тавварнняк будет останавливаться на короткое время на полустанке, который нам нужен. Поехали, товарняк двигался довольно быстро с малыми остановками, а мы после бессоной ночи дремали. Часам к 10 появился нужный нам полустанок. Быстро выпрыгиваем, благодарим машиниста, машем ему руками на прощание.

Начинаем спуск к реке, к тропинке по которой мы вчера уже проходили. Утро туманное и прохладное.

Через полчаса мы уже добрались до знакомой тропинки по горам над рекой. Постепенно туман рассеивается, выглядывает солнышко. День солнечный, но чуть блеклый, уже не такой пронзительно яркий, как вчера. На небе легкая поволока и солнышко светит притушено по-осеннему. Да и вообще день задумчиво-грустный. Лес за два дня заметно изменился: на многих березах уже есть желто-золотые листья, на черемухе и осинах - красные на все оттенки, кое где ветки уже оголенные. В самом лесу холодновато, лучи солнца его ещё не прогрели. Примерно 10 градусов тепла. Сегодня мы не бредем по реке, но трава в холодной росе, попадаются и грязные места, так что ногам в кетах мокро и холодно. Чтобы согреться и для тренировки (приятное с полезным) устроили небольшую пробежку по тропинке, идущей по косогору.

Остановились, прислушались. Тихо, тихо, только какая-то птичка тоскливо пискнет и замолчит, пискнет и надолго умолкнет. Видно и она о чем-то тоскует в этот задумчивый осенний день.

Дальнейший путь по тайге проходил без приключений. В знакомом месте рыси мы не обнаружили, очевидно она решила сменить место своей охоты. Недалеко от нашего лагеря на высоком берегу Качи увидели замечательный высокий кедр с большими шишками. Мы решили, что надо попробовать сбить шишки в подарок нашим ребятам, для этого вырубили длинную палку с крючком на конце. Я полез на кедр и достигнув веток с шишками начал сбивать их, а Владимир Николаевич подбирал и складывал в рюкзак. Когда уже была сбито достаточно шишек, я вдруг посмотрел вниз на далекую ленточку реки и понял что очень боюсь высоты. Невольно вцепился в дерево руками и крепко обнял ствол. Но надо было спускаться вниз. Если верх залазить всегда легче, видно за какие ветки хватаешься, то вниз ноги ищут ветки вслепую, а тут ещё боязнь высоты. Благополучно спустился и с облегчением выдохнул. Но изумительно красивую картину высоеченого кедра почти на обрыве скалы и далекую ленточку реки, видную с него, я запомню на всю жизнь.

Пошли дальше и вскоре появилась наша стоянка, вброд перешли Качу и ребята нас встретили криком Ура. «Кричали девушки Ура и в воздух чепчики бросали». А мы с учителем с раадостью удостоверились, что все ребята здоровы и никаких экстремальных ситуаций не было.

Человек с ружьём Иван, остававшийся за главного, рапортует Владимиру Николаевичу, что ничего экстраординарного за время нашего отсутствия не произошло, патроны не расстреляны, ружье исправное и возвращается учителю. Принесенные шишки розданы ребятам, которые с радостью пытаются их пощелкать. Но орех ещё не совсем созрел и шишки покрыты смолой. Но ничего страшного, стоит только поджарить немножко их на костре и можно наслаждаться свежим орехом. А моей спасительнице Галинке особенный подарок - шишки на отломанной ветке кедра.

Вечером собрались у костра. Сам костёр соорудить просто. Два бревна кладут рядом на землю, вплотную друг к другу, а третье - на них сверху, вдоль. Поджигают костёр с середины, огонь постепенно распространяется в стороны, горит долго открытым пламенем и очень жарок. Когда он немного прогорит и пламя поутихнет, то жара даёт ещё значительно больше. На его устройство уходит минимум времени - кинул три бревна друг на друга, поджёг их и грейся, вари еду, суши одежду.

Если использовать длинные бревнышки, то за ночь не приходится его «подкармливать». Для ночного костра подходит любое сухое дерево, которое не стреляет искрами. Больше всего искр даёт пихта. Этот костер ценен ещё тем, что горит долго, около него всегда светло, что отпугивает зверя.

Кстати, много лет спустя, сплавляясь по р. Сисим, я убедился в спасительных свойствах такого костра. Просыпаюсь на рассвете. Костер наш ещё горит. Поднял голову и вдруг замечаю в высокой траве в метрах 4-5 от байдарки и костра широкую круговую протоптанную тропу. Мысль моментально срабатывает: «Пока мы спали, медведь бродил вокруг нашей байдарки и костра!». Трясу за плечи Володю: «Вставай, медведь рядом». Напарник быстро соображает, в чем дело. Оставаться явно опасно. Медведь в любую секунду может скатиться с не высокого пригорка или вынырнуть из травы. Мысли работают ясно, а движения – быстро. Байдарку на воду, вещи и весла в руки, правая нога в байдарку, а левая на берегу, готовая в любой мент оттолкнуться. Стоим в ожидании светлого времени около минуты. И тут все наши проблемы с сумерками внезапно решает хозяин тайги. С пригорка раздается мощный рык медведя. Левая нога в доли секунды отталкивается от берега, плюхаемся в байдарку и полетели к шивере, несколько раз шоркаем по камням и вскоре скатываемся в более спокойную и глубокую воду. Стало светлее и байдарка наша летит ласточкой. До свидания негостеприимный хозяин!

Нужно отметить, что вечерами у костра нам никогда не было скучно, ребята ещё во многом были талантливы. Сегодня, например, был вечер Лёньки. Леонид был красивый парень, с удивительно тонко устроенной душой и уникальной памятью. Он мог целыми часами читать стихи, хотя сам не был поэтом. Особенно он любил стихи Есенина. Наши девушки буквально млели, слушая его выступления, особенно, когда стихи Есенина ещё звучали под аккомпанемент гитары Николая. Сегодня Леонид был в ударе и плавно переходил по просьбам девочек со стихов Есенина на Лермонтова или Пушкина и Тютчева.

Григорий у нас был танцором, он действительно выступал за коллектив танца Дворца Пионеров. Удивительно пластичный парень, очень хорошо танцующи не только русские народные танцы, но ещё и классические танго или вальс. Людмила обладала удивительно сильным и красивым голосом. Она была солисткой в нашем школьном хоре, куда, кстати, меня тоже привлекали. Я старался улизнуть, но это практически не удавалось, завуч уже знала, что я буду выходить через черный ход, и возвращала в хор, где я тоже был запевалой в некоторых песнях. Но больше всего мне нравилось играть в футбол или хоккей или заниматься спортивной гимнастикой.

Все ребята завидовали Николаю, который виртуозно играл на гитаре. Я, например, всё время хотел научиться, но так и не хватило времени. Вообще нужно сказать, что в послевоенное время мы дети и большинство народа, когда делали какое-то дело, обычно напевали песни под настроение. Это сейчас редко кто поет, а мы у костра составляли неплохой дружный хор. Был среди нас и «хулиган» Витька, огонь и непоседа, всё время что-то делал, встревал беспардонно в разговоры, иногда шутил не очень пристойно. Сегодня на ночь, например, громко спросил горное эхо: «Кому не спится в ночь глухую?» Ясно, что громко и многократно ответило эхо. Девчонки засмущались и быстро пошли спать.

Ночью было холодно, но чуть теплее, чем накануне, когда мы грелись у костра. Утром сплошной туман, который солнышко одолело только часам к одиннадцати. После завтрака отправляюсь в лес у реки – пробежаться, посмотреть, послушать природу, а может по пути и грибов набрать. Бегу дальше из этого смешанного мрачноватого бора. К 12 часам потеплело, появились стрекозы. Грибов в траве довольно много – рыжики, грузди, волнушки, сыроежки, маслята, и даже единичные лисички. А вот у самой реки на пнях расселись опята. Удивительно, как много грибов! А ведь уже было холодно. Выходит лес своим теплом согревает своих ребят.

Начинаю собирать опята. Одно удовольствие, обошел с ножичком вокруг пня и холщёвый мешок полон. Как же я сплоховал и не взял больше тары. А ведь опята так и просятся взять их с собой. Но как говорят, голь на выдумки хитра. Снял с себя одно трико и начал заполнять его опятами. Вскоре обе штанины трико набиты опятами. Перевалил туго набитые штанины через плечо (одна впереди, другая сзади) – очень удобно нести, и зашагал к избе, представляя каким хохотом встретят ребята. По пути один раз провалился в болотную жижу, холодно, ноги промокли насквозь и окоченели. Но грибной азарт берет верх, продолжаю собирать грибы. Однако промерзшая штурмовка стягивает холодом спину. Нужно возвращаться к ребятам, а опята могут подождать и до завтра. Грибной обед и так обеспечен.

Пора подумать о рыбалке. Леску и крючки прихватило ещё из дома. Остается соорудить удочку. У реки в тальнике нашел подходящую ветку, длинную и гибкую. Вот и удочка готова. Червей оказалось вполне достаточно в траве у самой кромки берега, подмываемого водой. Накопал целую баночку из-под тушенки, сверху прикрыл мхом. Завтра черви очистятся от земли и вот самая красивая для рыбок наживка. Галина наблюдает, что я готовлюсь к рыбалке, она попросила ее взять с собой. Берём котелок и отправляемся вниз по реке, там интересные места, где плес заканчивается крутым скатом под скалу, где глубина и, наверное, нас ждет рыба. Крючок червячок и рыбка. Активней клевали ельчики, а вот хариус попал всего 2 раза.

За 2 часа наполнили котелок. Уха готова. Почистили рыбу и отнесли нашим девочкам поварам. Есть чем угостить.

Ну почему хорошо берёт ельчик и плохо хариус? Наверное, надо сделать мушку. Это я уже давно умел делать. Беру клочок медвежьей шкурки, который подарил мне мой сосед по дому, охотник Николай Михайлович. Медвежий волос не намокает в воде, мушка как живая играет на волнах. У девочек попросил красных ниток и начал делать мушки. Витька хулиган вмешивается в процесс приготовления мушек и говорит: «Игорь, ты почему черные волосы берёшь медвежьи, говорят, что на рыженький волос лучше клюет рыбка». При этом хитро поглядывает на Катерину, которая даже осенью вся в веснушках и с рыжей копной волос. Екатерина прекрасно понимает намек, молча поднимается, идёт и приносит клок прямых рыжих волос. Этот же говорит: «Так, а откуда ты взяла волос, надо же курчавенький, курчавенький». Катерина сказала: «Дурак!» и убежала.

К вечерней рыбалке мушки готовы и можно попробовать рыбачить на прежнем месте. Вечерний клев на удивление хороший. Причём, попались хорошие хариусы, один большой примерно 900 г.

Галинке так понравилась рыбалка, что она попросила: «Дай я попробую!» Конечно, я дал, и она быстро натаскала несколько рыбин. Я в это время сделал вторую удочку, и начали рыбалку на двоих. Мы набрали рыбы еще большой котелок.

Уже когда начало немного темнеть, взялся большой ленок, которого мы с трудом вытащили на берег. Он был красавец с удивительной окраской и весом, наверное, килограмма полтора или больше. Большой рыбный день получился хорошим, есть чем угостить ребят.

Сегодняшний вечер у костра был вечером Людмилы, которая под тихий перезвон гитары Николая исполняла романсы. Кстати, хочу сказать, что Людмила в последующем стала заслуженной артисткой Союза и России. У костра сильно похолодало, комары и мошки исчезли, дышалось легко и свободно. Засиделись допоздна, так не хотелось расходиться от костра.

Так и последующие дни с питанием у нас получалось всё хорошо. Мы с Галинкой ловили рыбу, Иван с Владимиром Николаевичем ходили и стреляли кедровок и даже куропаток, остальные собирали грибы и их сушили, чтобы отвезти домой. Постепенно территория вокруг нас освоена хорошо. Оставалось только слазить ещё на гору у подножия которой стояла наша изба. Эта гора интересна тем, что заканчивается скальной отвесной стенкой, высота которой была метра два. Вот однажды мы отправились на эту гору посмотреть сверху что там. Когда подошли к каменной стенке до вершины, которой я мог дотянуться руками. Я подтянулся на руках и тут же откинулся назад, потому что мне в лицо, шипя, уставилась медянка, одна из самых ядовитых змей.

Я отпрянул и полетел с горы, мгновенная реакция спасла от укуса змеи. Она грелась на каменной плите, а я нарушил её покой. Ребята видя, что я качусь с горы, спросили меня что случилось. Вот и пришлось им рассказать про медянку, которая грелась на солнышке, а я ей помешал. Слава богу, она меня не ужалила. Охотников лезть на гору больше не нашлось.

Необходимо отметить, что Владимир Николаевич и в походе был для нас учителем. Было заведено каждое утро перед завтраком, проводить зарядку для всех. Учитель много нам рассказывал, особенно за костром, про лесных обитателей и о природе тайги. Он пояснял, как отличить по виду и звукам голоса птиц, какие грибы съедобные, которые несъедобные, и как их безопасно применять. Потом еще устраивал экзамены по грибам. Обучал много и по условиям существования и безопасности в тайге. Как то он задал нам вопрос, чем отличаются двери в квартире и в нашей избе. Мы затруднились ответить, только шустрый Витька сказал, что в городе дверь в квартиру открывается внутрь, а в таежной избе наружу. Владимир Николаевич еще подсказал, что в таежной избе нет ручки для открытия двери. Все это важно потому, что медведь идет упором вперед и дверь в избу не откроется. А ручка отсутствует потому, чтобы медведь не смог ее зацепить лапой и открыть дверь.

Однажды, видя, как много мы с Галиной вылавливаем хариуса и линка, предложил сделать «холодильник», чтобы можно было сохранить рыбу и увезти в город. Саперной лопаткой выкопали яму, которую заполнили травой осокой, рыбу укладываем на траву и сверху еще прикрываем травой. Каждый день, добавляя рыбу, повторяли этот прием с травой. И, действительно, за дни пребывания мы накопили прекрасно сохраненный запас рыбы, чтобы каждому хватило увезти по несколько рыбин домой. Следует отметить, что на «вольных хлебах» и хорошем питании, и практически стерильном воздухе тайги, все мы прекрасно себя чувствовали и не болели. Напротив, все порозовели и посвежели.

Вот и подходит к финишу наше пребывание в тайге. Природа словно извинялась за доставленные нам неприятности в 1-ый день. Все последующие дни были без дождей. Да и комаров и мошек стало заметно меньше. Клещей снимали с себя уже нечасто. Никаких признаков заболевания от укуса клещей ни у кого не появилось, по видимости все они были незаразные. А завтра дорога домой. Сегодня вечером все собрались у костра. Настроение у всех в нашей дружной команде отличное. Все действительно за эти дни сдружились, не было ни одной конфронтации. Сейчас все дружно помогали друг другу, и каждый делал свое дело: кто рубил дрова, кто добывал провизию. Вечером значительно похолодало, исчезли все комары и мошки, дышалось очень легко. Небо проявилось удивительно яркими звездами, а луна казалась огромной, такой близкой которой никогда в городе не увидишь. Шел неспешный разговор. Леонид из своей огромной памяти извлекал стихи, особенно удачно звучали сегодня стихи Тютчева на природе. Николай беспрерывно виртуозно играл на гитаре, и Людмила высоким звонким голосом пела, ее голос резонировал по всей округе. В общем, все были душевно настроены и довольны друг другом.

Вдруг наш хулиган Витька спросил Владимира Николаевича - «А вы убивали на войне?» Все сразу притихли. Владимир Николаевич со вздохом ответил: «О войне говорить трудно. У вас детей войны тоже свои тяжелые воспоминания. Я знаю, что из всех ребят, только у двоих отцы вернулись домой, фашисты уничтожили очень многих наших людей, поэтому надо было давать им отпор. Но сейчас другое время, надо восстанавливать страну и это зависит от вас». Повисла грустная тишина, каждый из нас погрузился в свои воспоминания войны и послевоенных лет. Чтобы немножко разрядить обстановку я рассказал ребятам как я торговал на базаре малиной, который был возле городского сада. Мы с бабушкой выращивали в своём огороде малину, потом собирали и продавали на базаре. Однажды бабушке надо было отлучиться, и она мне сказала: «Игорек, продавая баночку ягоды, скажи, за 5 продам, за 3 не отдам». Мне было года четыре, звонки голосом я стал кричать, зазывая покупателей - «За 3 продам, за 5 не отдам». Вокруг нас уже стали собираться люди, смеясь над моим высказыванием, но никто не воспользовался моей ошибкой. Скоро появилась бабушка, окружающие люди сказали – «Какой молодец у вас внучок!». После рассказа «продавца» ребята заулыбались и напряжение спало. А Владимир Николаевич взял гитару Николая и спел красивым баритоном песни Константина Симонова о войне.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,..

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

Голос Владимира Николаевича звучал удивительно мягко и красиво. Мне даже показалось, что в учителя наши девочки все сразу влюбились. Закончив петь, он сказал, что пора всем спать и завтра трудный поход.

Утром, как всегда, пробежка, зарядка, затем завтрак и подготовка к походу домой. Загружаем рюкзаки-котомки своими вещами, делим поровну добытых рыб и подстреленных птиц. Конечно, тщательно заливаем костер, рядом оставляем нарубленные дрова. Остается только проститься с гостеприимной избушкой, которая нам давала приют 10 дней. В избе на палочке оставляем булку хлеба, соль, спички и мешочек перловой крупы. Так заведено, чтобы усталый путник мог сразу утолить свой голод, разжечь костер. Двери избы оставляем открытыми. Владимир Николаевич говорит, что если дверь оставить закрытой, то, во-первых может тяжело уставший человек не открыть её, бывали случаи, когда измотанный человек просто подал возле закрытой двери. А во-вторых медведь, если учует пищу, закрытые двери не помогут, он разнесет всё. Наши удочки с мушками оставляем возле избы. Наверное, скоро придут, заготовили кедровых орех и им понадобится рыбка. Спасибо за приют Таежная изба!!!

Дальше выстроилась походная цепочка. Как всегда Владимир Николаевич впереди, а мы с Галинкой замыкающие. Отправляемся в путь. Уровень воды в Каче существенно меньше, дождей не было, вода прозрачная и удивительно вкусная. Переходим Качу вброд и поднимаемся на пригорок. Дальше наш путь идет по направлению, уже пройденному нами с Владимир Николаевичем, когда ходили за хлебом. По ходу несколько раз делали привал, залазили на сосны, «прячась» от комаров и мошки. Девочки, конечно, стеснялись лезть на дерево, только одна Ульяна ловко на него влезала и посмеивалась над остальными оставшимися на Земле. В общем, часов через 5 мы благополучно вышли к полустанку 113.

Ожидать попутного товарняка пришла довольно долго, как правило, проезда не останавливались на полустанке, проходили мимо. Наконец, вдали показался товарняк, который начал притормаживать. С удивлением увидели, что из кабины машиниста кто-то нам машет рукой. К нашей радости оказалась, что это тот пожилой машинист, который подвозил нас до станции Кача. Приоткрыв окошечко, машинист крикнул, что стоянка всего 1 минута, чтобы быстрее загружались в знакомый уже товарный вагон. Поезд тронулся и через пару часов в Красноярске. Говорим огромное спасибо машинисту. Как всегда мама мне говорила, за добро надо платить добром, машинисту в подарок два хороших хариуса. Он пригласил нас к путешествию ещё в следующий раз. До встречи добрый человек!

Как хорошо возвращаться домой всегда радостно и отрадно, что этот Дом у нас есть. Конечно, наши родители очень волновались, отправляя нас в такой дальний поход. Наверное, это понимать по-настоящему я начал тогда, когда уже сам стал родителем. Но Большое спасибо маме и бабушке что, они старались так воспитывать меня, чтобы я знал, умел и понимал больше, был приспособлен к последующей взрослый нелегкой жизни. И конечно, огромное спасибо нашему Владимиру Николаевичу, который взвалил на себя такой ответственный груз похода в тайгу целой оравы ребят. Этот удивительный поход, наглядный урок на природе остался с нами на всю жизнь.

30 марта 2017 г.

Ваш комментарий

Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач

Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2017

Соглашение на обработку персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.