За 40 лет во фтизиатрии она видела туберкулез в самых коварных его проявлениях. Спасала «безнадежных», вселяла веру в отчаявшихся. «Поправишься!», – настраивает она больных. Ей сложно не поверить. Моя собеседница – Мария Морозова, Заслуженный врач России, заведующая туберкулезным легочно-терапевтическим отделением Красноярского краевого противотуберкулезного диспансера №1.
Мария Ивановна ждет меня дома – она на «больничном». «Сломала ногу», – показывает доктор на перебинтованную ступню. Опираясь на батожок, ведет в зал. Здесь все в цветах: огромная пестрая корзина на полу, вазы с розами. «Вчера был день рождения. 26 лет в обратном порядке! – шутит Мария Ивановна. – Помню, в 40 лет думала: все, старость! В 50 поняла: жизнь только начинается. А в 60 лет вообще перестала думать о возрасте. Если хочешь чего-то – учиться, жениться, съездить куда-нибудь – никогда не поздно это сделать. Мне так все время чего-то хочется. Сейчас мечтаю отправиться в круиз по Средиземному морю». Неожиданно! Моя собеседница оказалась заядлой путешественницей. Бывала во Франции, Испании, Италии, Швеции, Финляндии, Греции… Расспросить бы ее о вояжах, но первым делом – фтизиатрия.
Всю жизнь на страже наших легких
В этой области Мария Морозова без малого 40 лет. Она признается: «Не мечтала стать фтизиатром. Видела себя рентгенологом». Вышло иначе, но «рентгены» больных постоянно в руках. «Многих пациентов уже в лицо не узнаю, а покажи снимок – вспомню», – смеется Мария Ивановна. Она начинала свой путь в Абакане. Три года проработала в областном противотуберкулезном диспансере и вернулась в Красноярск. С тех пор верна краевому противотуберкулезному диспансеру №1. Пришла сюда рядовым врачом: вела диспансерные приемы, ездила в командировки по районам края, работала в самом большом отделении стационара с тяжелыми больными. В 1994 году возглавила туберкулезное легочно-терапевтическое отделение. «Не всегда сразу ясно, чем страдает больной: туберкулезом, затяжной пневмонией, раком легких или редким заболеванием. Если есть сомнения в диагнозе, больного госпитализируют в наше отделение, – рассказывает врач. – Мы проводим полное обследование и в течение месяца ставим точный диагноз».
Новыми технологиями – по туберкулезу
Выявить и вылечить туберкулез врачам помогают современные технологии. «Сегодня у нас есть все: хорошие препараты, компьютерная томография, УЗИ, ПЦР-диагностика. Благодаря ПЦР мы можем обнаружить в мокроте даже ДНК микобактерий туберкулеза. Причем очень быстро: пациент сдает анализ с утра, а к 12 часам уже готов результат, – объясняет заведующая. – С помощью других исследований определяем, чувствительны или устойчивы микобактерии к конкретным препаратам. Это и раньше делалось, но сейчас можем протестировать гораздо больше лекарств и выбрать оптимальные для каждого больного.
Хирургия в тубдиспансере тоже шагнула вперед. Наши торакальные хирурги – лучшие в крае, на мой взгляд, – проводят щадящие операции и чрезбронхиальную биопсию легкого. Делают маленький разрез и под прицелом оптики забирают кусочек ткани на исследование».
Но и туберкулез «совершенствуется». Появилось много устойчивых форм, с которыми медикам сложно бороться. Особенно когда у пациента есть еще и ВИЧ-инфекция.
– Мария Ивановна, сколько времени уходит на лечение туберкулеза?
– Смотря с чем к нам приходит пациент. Если есть полость в легких, человек лечится в стационаре до 4 месяцев, в более сложных случаях – 6-8 месяцев и еще 1,5 года амбулаторно. Но такое бывает нечасто, многие проводят в стационаре пару месяцев, а потом долечиваются дома. Борьба с туберкулезом долгая и нудная, но бросать лечение нельзя! Жаль, что не все пациенты это понимают.
Среди больных туберкулезом достаточно социально благополучных людей, но много и пьяниц, наркоманов, бывших заключенных. «Мы не выбираем, кого лечить. Я часто напоминаю об этом своим молодым коллегам, – говорит Мария Ивановна. – Бывали времена, когда только у 5 из 90 пациентов в отделении были больничные. Остальные не работали: кто-то только вышел из тюрьмы, кто-то наркоманил. И каждого надо было убедить лечиться, чтобы человек вышел из стационара неопасным для других».
Талант лечить словом
Убеждать Мария Морозова умеет. Подбодрит, настроит, построжится, если надо. «Был у меня мальчишка – 33 года – с мелкоклеточным раком легких. Это очень агрессивный рак, молодые от него сгорают за полгода, – рассказывает врач. – Парня направили к нам провериться на туберкулез. Вижу: отчаялся. Лечиться не хочет, собрался ехать в Тибет. «Какой Тибет, – говорю, – тебе химиотерапия нужна! Не имеешь права уезжать. У тебя дочь маленькая, жена молодая. Квартира в ипотеке в конце концов. Кто выплачивать будет? Вылечись сначала, а потом езжай и медитируй». Насилу убедила парня пройти химиотерапию. Курс был очень жесткий – у него даже ресниц не осталось. Но лечение помогло, выздоровел! А ведь не верил уже. Многие теряют надежду. Вчера вот меня поздравлял парень, все твердил: «Я никогда не поправлюсь». Болел он и вправду серьезно, но вылечили же».
Для Марии Ивановны «больные, как родные». Андрюшки, Женьки…Она говорит с пациентами, как с друзьями. Всегда помнит заветы учителей: уважай больного, не унижай его достоинства. Того же требует от своих медсестер и санитарок: «Отделение у меня вышколенное. Люди трудятся на совесть, и я им благодарна. Не люблю, когда медики работают с каменным лицом. Я сама сейчас пациент (Мария Ивановна указывает на больную ногу), бываю в разных медучреждениях. Лежала в «краевой» – осталась очень довольна. Ко мне и соседям по палате внимательно относились. Но не везде так».
В отделении Марии Морозовой есть непреложные законы. Один из них – сопереживать больным. «Я напоминаю своим: к вам приходят испуганные люди, они услышали диагноз «туберкулез» и думают, что жизнь кончена. Найдите такие слова, чтобы человек поверил: все будет нормально. Я говорю больным: «Хотите, поплачьте день. Потом начинаем лечиться. Вы обязательно поправитесь, и я даже могу сказать, когда». И начинаю объяснять пациенту, как мы будем его лечить, какие обследования он пройдет, какие новые методики мы применим. Это надо рассказывать». Неудивительно, что в отзывах о Марии Морозовой пациенты отмечают: «Всегда все объяснит, разложит по полочкам».
– Мария Ивановна, что скажете читателям во Всемирный день борьбы с туберкулезом?
– Будьте здоровы! Верьте врачам. Не сомневайтесь, если, не дай Бог, заболеете, сделаем все, чтоб вы поправились.
Анастасия Леменкова