Беспрецедентный случай в Карачаево-Черкесии: решившие развестись супруги не могут поделить…замороженные эмбрионы. Муж требует их уничтожить, а жена пытается через суд получить право сохранить собственные оплодотворенные яйцеклетки.
О небывалом для российской судебной практики случае пишет «Vademecum». Как сообщает издание, в середине февраля в городском суде Черкесска состоялось первое заседание по иску пациентки петербургской клиники «Ава-Петер». В это медучреждение истица со своим супругом обратились в феврале 2016-го, чтобы провести экстракорпоральное оплодотворение. ЭКО, выполненное путем внутрицитоплазматической инъекции сперматозоида, не принесло желаемого результата: женщина не забеременела. Однако в клинике остались «резервные» эмбрионы пары. Супруги решили их заморозить и оставить на хранении в клинике.
В заявлении о криоконсервации эмбрионов отмечалось, что их хранение можно прекратить, если один из супругов письменно изъявит такое желание. Это произошло в ноябре 2016-го, когда отношения в паре разладились. Мужчина обратился в клинику с требованием уничтожить эмбрионы и не использовать их в донорских программах. В «Ава-Петер» согласились утилизировать оплодотворенные яйцеклетки и предупредили об этом свою клиентку. Женщина письменно потребовала сохранить эмбрионы и подала иск против клиники, заявив, что «Ава-Петер» нарушает ее права и ставит под угрозу материнство. Истица отметила, что все договоры заключались от ее имени, а супруг «не является стороной обязательства».
Родился первый в мире ребенок, зачатый тремя родителями
Решить, на чьей стороне справедливость, оказалось непросто: подобных случаев в практике российских судей не было. Зато в Европейском суде по правам человека разбирали аналогичный спор еще 10 лет назад. Тогда ЕСПЧ решил, что право самостоятельно распоряжаться собственным генетическим материалом «перевешивает» желание женщины иметь ребенка от партнера, который этого не хочет. Отсылку к тому решению защита клиники «Ава-Петер» привела в возражении на иск, и суд счел нужным его рассмотреть. Следующее заседание суда пройдет в середине марта. А эмбрионы будут хранить, пока суд не решит их судьбу.
ВОЗ приравняет к бесплодию неспособность найти полового партнера