18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Как укрепить иммунитет: 4 простых и приятных способа

Фото Конфликты в семье? Учитесь договариваться!

Фото Сколько стоит собрать ребенка в школу в Красноярске?

Фото Мухомор на закуску, или Как не отравиться грибами

Фото 7 лайфхаков против летних насекомых

Фото Как согреться в холодной квартире?

Фото Расти, клубничка, большая и здоровая! Советы для хорошего урожая

Фото 8 правил, о которых нужно знать всем, кто собирается на дачу

Фото Как нужно встречать Пасху?

Фото Бабушкины рецепты для лечения гриппа и простуды

Фото 6 подсказок тем, кто хочет жить лучше в новом году

Фото Спортивные развлечения в Красноярске зимой-2019


Что должен знать ребенок к первому классу

    Комментариев: 0     версия для печати
Что должен знать ребенок к первому классу

С 1 февраля начался прием детей в первые классы. Ажиотаж в школах неимоверный. Классы переполнены, количество мест ограничено, но это еще цветочки по сравнению с той установкой, что среднестатистический ребенок к 1 классу должен иметь определенный набор знаний, умений и навыков.

 

Хотя большинство здравомыслящих психологов утверждают, что ничему учить дошкольника не надо, он научится писать, читать и считать в первом классе, а до семи лет должен напрыгаться, наиграться и набегаться, требования программы развития в детском саду и школе говорят об обратном. И сегодня приветствуется читающий, считающий в пределах сотни, пишущий и думающий первоклассник. О том, какие познавательные способности, сенсорные и умственные процессы нужно подразвить к школе поговорим в этой статье.

 

 

Чтение

 

К первому классу у ребенка должны быть сформированы все звуки речи, он должен внятно, четко, членораздельно говорить, не переставляя, не заменяя и не сокращая слоги в длинных словах, типа «аквалангист» (многие детишки произносят «анквалагист» или «авалагист»). Поэтому лучший совет – еще до школы позаниматься с логопедом, поставить и отработать все группы звуков и сформировать слоговую структуру слова. Для работы над последней необходимо многократно повторять длинные слова со сложной слоговой структурой, которые у вашего ребенка западают.

 

Важным моментом для работы на уроках литературного чтения в первом классе является состояние слухоречевой памяти. Может ли ребенок повторить за вами длинное, сложносочиненное предложение, не выпуская и не переставляя слов, сохраняя смысл высказывания. Например, «Дети катали из снега комки и делали снежную бабу». Если ребенок плохо запоминает на слух фразу, он не сможет ее и осмыслить, а ведь чтение – это не только правильное соединение букв в словах, но и понимание смысла прочитанного.

 

 

К первому классу в идеале ребенок должен знать все буквы русского алфавита и правильно называть их (Б – «бэ», Р – «эр», Х – «ха» и т.д.), над этим усиленно работают воспитатели в подготовительной группе детского сада. Также ребенок должен знать, чем отличается звук от буквы, (звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем), гласные звуки от согласных (гласные звуки мы можем спеть, и нам ничего не мешает во рту, согласные – спеть не можем, так как при их производстве во рту встречается препятствие в виде языка, губ или зубов). Сегодня к началу первого учебного года малыш должен уметь читать послогово, соблюдать логическое ударение и понимать то, что он прочитал.

 

К семи годам ребенок должен уметь воспринимать короткий текст из пяти предложений, пересказывать после первого прочтения своими словами, выделять главную мысль. Для этого, прежде всего, необходимо развивать словарный запас. В детском саду это делают по лексическим темам, например, тема «Овощи», «Профессии», «Мебель», «Времена года» и т.п., и все что связано с данной темой, например, пополнить словарь относительных прилагательных поможет описание мебели, какая она бывает, из чего сделана: из дерева – деревянный, из кожи – кожаный, из металла – металлический и т.д. Кроме того ребенок должен уметь подбирать антонимы и синонимы к слову, спрягать глаголы по лицам и числам, знать и использовать в речи фразеологизмы и пословицы.


Читайте также:

Почему дети не хотят учиться в школе

Советы доктора родителям первоклассника


Следующим шагом является развитие грамматических конструкций, поскольку слова в предложении должны соединяться определенным образом, а при случае и изменяться. Здесь можно использовать много разных игр, например, «Посчитай-ка». Ребенок считает ложки или другие предметы, согласуя числительное и существительное в роде и числе. «Один-много», можно использовать мяч, взрослый кидает мяч ребенку, называя предмет в единственном числе, ребенок ловит и придумывает форму этого же слова во множественном, например, «стол-столы», «звезда-звезды», окно-окна», ухо-уши», также можно перейти на образование существительных в родительном падеже множественного числа: «один стул, а много чего? – стульев», «мяч-мячей», уши-ушей», «картина-картин».

 

Важно еще до школы учить ребенка раскладывать серию сюжетных картинок в определенной последовательности и составлять небольшой рассказ, развивая связную речь. Родителям советую тренировать пересказ небольших текстов, так развивается и память, и речь, и внимание, поскольку для первоклассника одним из важных компонентов обучения будет формирование учебного поведения. Учить концентрировать внимание на каком-либо задании необходимо заранее. Ребенку, умеющему читать в начале учебного года, будет легче даваться понимание и решение математических задач.


Письмо

 

Формирование письменной речи, пожалуй, самый сложный психофизический процесс для семилетнего ребенка, ведь при его становлении работают сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический. При этом ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве, на плоскости, уметь правильно держать ручку в руке, иметь сформированными графо-моторный навык, фонематический слух, чтобы различать сходные по звучанию фонемы, навык языкового анализа и синтеза. Поэтому к началу первого класса ребенок должен уметь не только читать, но и различать фонемы на слух, например, попросите повторить его слоговую цепочку в верном порядке: са-са-ша, ша-са-ша, ша-са-са, ра-ла-ра, ла-ра-ра, ла-ра-ла и т.п. Если ребенок путает, переставляет, заменяет или добавляет лишние слоги, то необходимо поработать над его слухом. Физический слух при этом у ребенка может оказаться в полном порядке, а фонематический нарушен, в дальнейшем это может привести к тому, что школьник будет писать буквы так, как он их слышит, например, вместо слова «замерзла» - «замезра».

 

 

Для развития фонематического слуха подойдут такие игры и упражнения: «Угадай, что звенит» - узнавание неречевых звуков: погреметь колокольчиком, погремушкой, постучать карандашом по столу, пошуршать бумагой, посвитеть в свисток, дудочку и т.п., ребенок должен угадать звук. «Хлопни, если услышишь заданный звук» (подобрать слова со сходными по звучанию звуками и произносить их), «Хлопни, когда услышишь правильное название картинки» (вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом), «Найди слова, сходные по звучанию» - выставляется несколько картинок с изображениями предметов, подписанных снизу: сом, дом, рак, мак бак, ком и т.п. Найди лишний слог, например, произнести слоги «па-па-па-на», пусть ребенок найдет лишний и объяснит, почему он лишний.


Читайте также:

Как помочь первокласснику: кризис семи лет

Как сохранить зрение первоклассника


Уже в первом классе ребенок должен давать характеристику звукам: согласный или гласный, согласный твердый или согласный мягкий. Особые затруднения вызывает у детей определение твердости и мягкости на слух, поэтому предлагаются игры для различения высоты и тембра голоса, например, «Угадай чей голос». С помощью видео дать прослушать ребенку, как ревет большой медведь и как маленький. Медведица кричит грубым, твердым голосом, а Мишутка – тихим, писклявым, мягким.

 

Следующим шагом подготовки к письму является развитие навыка языкового анализа и синтеза. Ребенок должен уметь делить слово на слоги и раскладывать на звуки, для этого хорошо подходят фишки, символизирующие тот или иной звук: красные – гласные звуки, зеленые – мягкие согласные, синие – твердые согласные. Таким образом, уже к началу первого класса учащийся должен уметь определять количество звуков и слогов в слове, называть первый, второй, третий, последний звук в слове, определять на слух место звука в слове. Например, звук [c] в слове «маска» за каким звуком следует, а перед каким он стоит? Также необходимо уметь складывать слово из букв. При подготовке к школе можно использовать такие игровые приемы, как игра в мяч, «Придумай слово на заданный звук, слог». «Подними цифру, соответствующую месту заданного звука в слове».

 

Обязательным условием правильного формирования письма является ориентировка на листе бумаги и в пространстве, поскольку писать мы будем в тетради, начинать с первой верхней строчки из левого верхнего угла, слева-направо, снизу-вверх. Многие первоклашки не видят строку, не понимают, что нужно писать строго в этом очерченном промежутке. Поэтому важно еще в детском саду заполнять прописи с кружочками, крючочками, палочками, формируя правильный наклон и ведение руки, в основном при написании многих прописных букв снизу-верх, а не наоборот, (обратите внимание, как пишет ваш ребенок), а вот кружочки в буквах «а» и «о», пишутся сверху-вниз, слева-направо, а не наоборот. Если у ребенка нарушена ориентировка в пространстве, он будет путать элементы букв, вместо «б» может написать «д», так как они отличаются написанием «хвостика» (снизу или сверху). Для того, чтобы закрепить написание букв с ребенком можно их лепить, рисовать, выкладывать из ниточки, из риса, рисовать на песке, на насыпанной крупе, слепить из теста и испечь.

 

Для того чтобы ребенок верно ориентировался на листе бумаги у него кроме графо-моторных навыков необходимо развивать пространственно-временные представления. Поэтому важно, чтобы будущий школьник знал времена года и их последовательность, название и последовательность месяцев, дней недели, частей суток, разбирался в понятиях: вчера, завтра, сегодня, позавчера, послезавтра, старше, младше и т.д. А также при написании букв важно, чтобы ребенок проговаривал их, фиксируя внимание на положении органов артикуляции. При написании буквы «У», например, губы вытягиваются вперед трубочкой, а при написании буквы «О» тоже вытягиваются вперед, но делаются овальными. Дети часто путают на письме звуки со схожей артикуляцией: У-Ю, А-Я, О-Ё, Т-Ц.


Математика

 

Для освоения любого школьного предмета в будущем каждому школьнику необходимо к семи годам иметь сформированными на достаточном уровне высшие психические функции, такие как память, внимание, мышление. Логическое мышление как нельзя лучше развивается с помощью математических представлений. Поэтому ученик к первому классу должен уметь считать до 100 и обратно, сравнивать количество предметов, больше, меньше, знать состав чисел от одного до 19, производить несложные вычислительные операции на сложение и вычитание, считать десятками, сотнями, иметь представление о дробях (часть-целое), соотносить количество предметов с цифрой, решать несложные задачи, уметь обобщать, соотносить и классифицировать предметы по признаку, находить лишний предмет, подбирать аналогии, делать умозаключения.

 

 

Кроме этого, ребенок должен знать и различать геометрические фигуры, иметь представление о линии, угле, точке, стороне геометрической фигуры, ориентироваться на листе тетради в клеточку, рисовать по клеточкам заданный узор, писать графические диктанты, продлить заданный геометрический ряд, не нарушая закономерности, дорисовать недостающую половину по образцу, соблюдать симметрию рисунка.

 

Все предметы школьные оказываются взаимосвязанными на пути формирования учебных навыков первоклассника. Ниже я приведу таблицу тех умений, которыми должен обладать семилетний ребенок. Но сразу хочу утешить родителей: если ваш ребенок еще не умеет писать и азбука ему дается с трудом, не переживайте! Самый лучший сензитивный период для формирования вышеперечисленных навыков – возраст 7-8 лет, то есть за один год обучения в первом классе ребенок вполне может успеть научиться читать, считать и писать.

 

Желаю успехов!

Юлия Савельева

 

Развитие ребенка 6 – 7 лет

Адрес, ФИО

День рождения, время года

Счет 1- 100, 100 -1

Счет десятками, сотнями

Образование чисел 11 - 19

Графические навыки: раскрашивание, рисунок по образцу, продолжи ряд, срисовывание, дорисовывание фигур по образцу, графический диктант

Времена года и их признаки

Время суток: день, ночь, утро, вечер

Последовательность: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера

Дни недели, будни и выходные

Определение времени: часы, минуты

Пространственные отношения: справа, слева, вверху, внизу

Дроби

Геометрически фигуры и их элементы: угол, сторона и т.д

Количество/ цифра

Концентрация внимания

Логические операции: обобщение, классификация, сравнение, соотнесение.

Решение задач

Знание стихов

Рассказ по картинкам

Детеныши животных

Деление на слоги

Транспорт

Явления природы

Мебель

Птицы

Посуда

Одежда

Части тела

Ягоды

Грибы: съедобные/ несъедобные

Деревья и кустарники

Насекомые

Рабочие инструменты

Профессии

Антонимы

Синонимы

Фразеологизмы

Пословицы

Согласование в роде, числе, падеже

Спряжение глаголов

Словообразование качественных, относительных, притяжательных прилагательных

Словоизменение существительных множественного числа в именительном и родительном пад.

Чтение

Пересказ

Фонематический слух

Гласные и согласные: мягкие, твердые

Звуковой состав слова, кол-во букв и звуков

Место звука в слове и последовательность звуков

Графо-моторные навыки

Списывание






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх