18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Как помочь социализироваться ребенку-аутисту

Фото Дети-аутисты: какими они бывают – виды аутизма

Фото Что изменится с введением ФГОС для детей с ограниченными возможностями...

Фото Обнаружена новая причина аутизма. Что должна знать будущая мама

Фото АВА-терапия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Фото Израильские методики работы с аутистами в Красноярске. Особенные дети ...

Фото Диета для детей-аутистов

Фото Ваш ребенок – аутист? (Современные методы терапии)

Фото Помощь детям-аутистам: основные методы коррекции

Фото Дети-аутисты: признаки, которые могут заметить только родители

Фото Дети-аутисты… Почему?

Фото Трудности и позитивный опыт воспитания ребенка-аутиста. Невыдуманная и...


Как найти язык с ребенком-аутистом. Новые методы работы

    Комментариев: 0     версия для печати
Как найти язык с ребенком-аутистом. Новые методы работы

Ни для кого не секрет, что аутисты – не совсем обычные люди. Все они разные, от агрессивных до замкнутых, но объединяет их одна общая черта – они абсолютно не умеют общаться с окружающими людьми, не понимают, чего от них хотят и не всегда могут выразить свои желания в словесной форме.

 

Американскими учеными была предложена новая техника в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) – «тематические фотокнижки». Эта техника нашла лечебно-коррекционное применение и в России. Ее можно использовать как в специализированных центрах, так и в домашних условиях. Работа состоит из нескольких этапов: выбор интересной или актуальной для ребенка темы, подборка объектов для фотографирования, сам процесс фотографирования и составление собственно книжки, размещение фотографий в нужном порядке и придумывание к ним подписей. С помощью такой фотокнижки можно научить ребенка с РАС правилам поведения на улице, привить необходимые навыки самообслуживания, расширить словарно-понятийный запас. Поделюсь опытом работы в этой технике в Центре для детей-аутистов.

 

Для чего нужны фотокнижки

К нам в Центр приходят дети с разной степенью расстройства аутистического спектра. Самый трудный период для них – период адаптации в незнакомом месте. И длится это период у всех по-разному, у кого-то месяц, а у кого-то полгода. Кто-то кричит и сопротивляется, выказывая нежелание принимать новые условия существования, кто-то замыкается в себе и сидит, не сдвинувшись с места. Таким был и Никита (8 лет), он сидел на подоконнике и ждал маму, глядя в окно. Мы приносили ему игрушки на подоконник, печенья, книги, но он не проявлял к ним интереса. Его интересовали звуки и движения за окном. Однажды мы принесли ему смартфон и стали его фотографировать, он потянулся к нему рукой, увлекся кнопочками и движением картинок внутри. Так мы его сняли с подоконника, стали учить фотографировать, нажимать нужную кнопку, позировали сами, потом перешли на съемку окружающих предметов. Позже мы стали использовать в работе фотоаппарат.

 

Читайте также:

АВА-терапия в работе с аутистами

Израильские методики работы с аутистами

 

Техника "тематические фотокнижки" нужна, прежде всего, чтобы установить эмоциональный контакт с ребенком, научить его понимать и выполнять инструкцию, закреплять в памяти представления и эмоции, связанные с конкретной ситуацией. На втором этапе изготовления фотокнижки у ребенка появляется возможность для творчества, он составляет фотографии в нужной последовательности, вырезает, рисует под ними картинки, осваивает подписи, в конечном итоге закрепляются новые понятия, расширяется словарный запас, составляется рассказ-схема, которая учит правилам поведения в определенном месте.

 

 

В процессе составления тематических книжек происходит воздействие сразу на несколько каналов восприятия ребенка, активизируются сенсорные системы. Так во время фотографирования ребенок учится сосредотачивать внимание на объекте, нажимать на кнопку, улавливать звук, видеть и чувствовать вспышку. Все действия сопровождаются проговариванием, позволяя развивать понимание речи, позже закрепляя понятия наглядным изображением предметов, их движением и свойствами. Предоставление фотоаппарата самому ребенку дает возможность для его самовыражения, а педагогу становятся понятными особенности его восприятия, формы выстраивания взаимодействия для решения коммуникационных задач. В отличие от метода альтернативной коммуникации с помощью карточек «PECS», тематические фотокнижки позволяют ребенку проявить изобретательность, самому участвовать в изготовлении средств для общения, исследовать окружающую среду через фотографию, узнавать с помощью реальных изображений что-то новое об уже знакомых предметах и ситуациях, взаимодействовать в процессе со взрослым, выстраивая иную форму коммуникации.

Этапы работы

Никита – говорящий ребенок, его словарный запас, ограничивается обиходной лексикой, понимание речи развито слабо. С окружающими не общается и не взаимодействует, характерны стереотипные движения руками. Через полгода работы в технике «тематические фотокнижки» (четыре занятия в неделю) у мальчика значительно улучшилось понимание речи, расширился словарный запас, сформировались основы связной речи, навыки коммуникации.

 

 

Первым этапом работы является обучение ребенка навыкам фотографирования, удержание фокуса фотокамеры на выбранном им объекте, закрепление позиции, момент запечатления увиденного. Сама фотокамера тоже должна держаться ровно, не закрывая объектив. Не всем детям удается удерживать нужный предмет в фокусе, поэтому важно научить выделять картинку из фона, а из общей картинки – отдельные элементы. Развивая зрительно-пространственное восприятие, взрослый учит ребенка повороту камеры в нужном направлении, закреплению изображения нужного объекта по центру, созданию различных видов изображения: сверху, снизу, справа, слева. После получения фотоснимков изображения рассматриваются на мониторе компьютера, при этом ребенок может сам выбрать те снимки, которые позже буду распечатаны. Таким образом, у него развивается мотивация, заинтересованность работой, ориентировка – умение выбрать готовый продукт. На этот этап уходит от одного до двух месяцев.

 

Второй этап – это составление книжки из готовых фотографий. Педагог направляет аутенка, предлагая определенную тему. Мы с Никитой выбрали тему «Как я кушаю», параллельно преследуя цели: пополнение лексики на темы «Посуда» и «Продукты питания», развитие глагольного словаря, выстраивание алгоритма действий, закрепление их последовательности. Сфотографировали комнату и стол, за которым он кушает, посуду из которой ест, наливает или накладывает пищу, столовые приборы, сам процесс наливания супа в тарелку из кастрюли, чая из чайника, накладывания каши и т.п. Сфотографировали даже ванную комнату, где Никита моет руки перед едой с мылом.

 

Затем по выбору мальчика мы напечатали нужные фотографии и проработали название каждого предмета, проговорили каждое действие, выстраивая последовательность. У каждого предмета посуды мы назвали и выучили части: носик и крышку у чайника, ручку и донышко у чашки, затронули тему, из чего сделана тарелка, ложка, кастрюля, каким бывает суп (чай) – горячим, теплым холодным и т.п. Разложили фотографии в нужном порядке, не забыв про мытье рук, и составили алгоритм действий в виде небольшого описательного рассказа. Следующий шаг – вырезание и приклеивание фотографий в книжку, которой стала общая тетрадь форматом А4. Здесь очень хорошо развивается мелкая моторика рук, координация движений и ориентировка на плоскости. Мальчик с удовольствием вырезал плиту, на которой стоит кастрюля, стол, за которым принимает пищу, ванную комнату.

 

 

Кроме фотографий, мы приклеивали наклейки с изображением смайликов с различным настроением, чтобы определить, как Никита мыл руки с радостью или с грустью, понравился ли ему суп, печенье и т.п. По желанию ребенок рисовал под картинкой недостающие предметы интерьера, людей, животных или на свободную тему. Все изображения мы подписали снизу крупным шрифтом, каждый раз называя предмет, акцентировали внимание на подписи и осваивали глобальное чтение. На составление книжки и закрепление понятий у нас ушло приблизительно три месяца. Затем мы учились составлять рассказ по картинкам, отрабатывая порядок действий.

 

Взрослый проговаривает сам зафиксированные на фото ситуации, преследуя цель формировать у ребенка способность размышлять, оценивать эмоции, развивать представление о себе, о ближайшем окружении и правилах поведения в обществе. Затем просит ребенка рассказать о предметах и ситуациях на картинках. Попутно решаются задачи по развитию и пониманию речи, развитию зрительно-моторной координации, способности выполнять задание, умения взаимодействовать со взрослым, навыков коммуникации. Этап составления и отработки связного рассказа занимает больше месяца.

 

Читайте также:

Основные методики коррекции аутизма

Современные методы коррекции

 

 

Условия организации совместной деятельности

Отрабатывая технику «тематические фотокнижки», необходимо соблюсти ряд условий. Прежде всего, важно установить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, иначе аутист ничего делать не будет. Ребенку следует предоставить достаточную степень свободы для выявления его интересов, способностей, особенностей, возможностей и имеющегося потенциала. Большую роль в реализации этой методики играют родители ребенка, которые предоставляют возможность снимать в домашних условиях, способствуют в изготовлении фотографий, отрабатывают предложенную технику дома. Также родители дома самостоятельно могут фотографировать с ребенком сюжеты из жизни и составлять фотокнижку. Таких книжек, направленных на отработку конкретной ситуации, может быть несколько, но работать одновременно лучше с одной, пока у ребенка не сформируется связный рассказ. Периодично можно возвращаться к отработанному материалу и повторять его.

 

Кроме того, для установления эмоциональных отношений и активного вовлечения в совместную деятельность можно использовать и другие методики, например, лепку. Многие дети-аутисты любят пластилин, им нравится его трогать, мять, раскатывать, размазывать по поверхности, нюхать. Цель лепки – не научить лепить фигуры, а использовать ее как основу общения. Создание объемных фигур способствует сенсомоторному развитию и зрительной координации. В процессе лепки задействуются сразу несколько анализаторов, что развивает познавательную деятельность, воображение, творческое мышление, активность и речь. Когда мы с Никитой изучали предметы посуды через фотографию, чтобы лучше закрепить части посуды, параллельно лепили кастрюлю, чашку, чайник, тарелку, ложку. При формировании понимания речи у ребенка-аутиста, важно производить как можно больше манипуляций с изучаемым предметом, научиться воспринимать его зрительно, тактильно, слухом, в пространстве.

 

Технику «тематические фотокнижки» можно применять не только в работе с детьми-аутистами, а также и с детьми без отклонений в развитии. Эта работа очень нравится малышам, поскольку развивает творческие способности, память, воображение, внимание, речь, моторику рук, способствует эмоциональному общению ребенка и взрослого. Поэтому использовать ее можно в любом возрасте, с разным уровнем развития ребенка и в любом месте, как дома, так и в специализированных учреждениях.

 

Автор Юлия Савельева

 







Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.