18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru
Бесплатная консультация ветеринарного врача


Читайте также


Фото Как помочь социализироваться ребенку-аутисту

Фото Как найти язык с ребенком-аутистом. Новые методы работы

Фото Дети-аутисты: какими они бывают – виды аутизма

Фото Обнаружена новая причина аутизма. Что должна знать будущая мама

Фото АВА-терапия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Фото Израильские методики работы с аутистами в Красноярске. Особенные дети ...

Фото Диета для детей-аутистов

Фото Ваш ребенок – аутист? (Современные методы терапии)

Фото Помощь детям-аутистам: основные методы коррекции

Фото Дети-аутисты: признаки, которые могут заметить только родители

Фото Дети-аутисты… Почему?

Фото Трудности и позитивный опыт воспитания ребенка-аутиста. Невыдуманная и...


Что изменится с введением ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья?

    Комментариев: 0     версия для печати
Что изменится с введением ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сентябрь близится к концу, в школах вовсю идет учебный процесс, но для большинства педагогов в этом году он не совсем обычный, потому что начинают действовать новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и отдельно ФГОС для детишек с умственной отсталостью (УО). Согласно закону об инклюзивном образовании больные детки будут учиться в одной средней школе вместе со здоровыми. Для этого необходимо соблюсти определенные условия реализации стандартов в систему школьного образования, о которых расскажем подробно.

 

Цели и задачи современной школы

Ни для кого не секрет, что больных детей сейчас рождается в разы больше, чем здоровых. Для общества становится актуальной задача: как и где их обучать. В связи с признанием ценности любого человека, независимо от его достижений и способностей, школа переходит на инклюзивное образование, где ребенок-инвалид вовлечен в социум наравне со здоровым ребенком. Но инклюзия в школе тоже нуждается в существенных изменениях, поэтому возникла острая потребность в стандартизации и систематизации обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Учить по шаблону сегодня не получается, в связи с ежегодно меняющимися обстоятельствами. Системно-деятельностный подход в образовании предполагает умение учителя меняться «на ходу», быть мобильным, ситуативно-ориентированным и компетентным во многих областях знаний. А также подстраиваться под детей с особыми образовательными потребностями. Задача – не из легких, но время заставляет изменить подход к ученикам, все чаще опираясь на индивидуальный.

 

 

Читайте также:

Как воспитывать ребенка с ограниченными возможностями

 

Варианты образовательные программ для детей с ОВЗ

ФГОС для ребят с ОВЗ и УО введен только в начальную школу и утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598 и №1599 (для малышей с умственной отсталостью). Всех учащихся с ОВЗ поделили на категории:

  • слепые;

  • слабовидящие;

  • глухие;

  • слабослышащие и позднооглохшие;

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

  • с задержкой психического развития (ЗПР);

  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);

  • с расстройствами аутистического спектра (РАС).

 

 

Читайте также:

Арт-терапия как способ лечения детских болезней

Собакотерапия

 

Для каждого обучающегося ребенка с ОВЗ школа обязана разработать индивидуальную адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП). К каждой категории школьников с нарушениями здоровья могут быть применены до 4 вариантов программ.

Для глухих, слепых, детей с расстройствами аутистического спектра и с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрено 4 варианта требований к программе.

1 вариант. Ребенок-инвалид получает образование, которое полностью соответствует на итоговом срезе тем результатам, которые показывает его здоровый одноклассник в те же сроки, к моменту завершения начальной школы (1-4 классы).

 

2 вариант. Учащийся с ОВЗ получает образование частично соответствующее планируемым результатам, которые показал его сверстник по окончании начальной школы. Этот вариант предполагает продление срока обучения этого ребенка на один год (1-5 классы).

 

3 вариант. Глухой, слепой или с легкой степенью умственной отсталости ученик получает образование, которое не соизмеримо по содержанию и итоговым достижениям с планируемыми результатами, полученными детьми, не имеющими ограничений по здоровью. Сроки обучения могут быть продлены на один год (1-5 классы).

 

4 вариант. Обучающийся (с тяжелой степенью умственной отсталости, слепой, глухой или имеющий комплексные нарушения развития) получает образование, не соотносимое по достижениям и содержанию с планируемыми результатами, показанными его одноклассниками без нарушений. Данный вариант допускает продление сроков обучения с 1 по 6 класс (6 лет).

 

Для категории слабослышащих, позднооглохших и слабовидящих детей будут действовать три варианта адаптированных программ, применительным к детям выше описанных категорий: РАС, НОДА, глухих и слепых.

 

А к ученикам, имеющим диагноз «тяжелое нарушение речи (ТНР)» и «задержку психического развития (ЗПР)» будут применительны следующие два варианта АООП.

1 вариант. Для детей с ЗПР: получают образование, которое полностью соответствует по итогам к моменту завершения начально обучения планируемым результатам, достигнутым их одноклассниками, не имеющих ограничений по здоровью, в те же сроки (1-4 классы). Для детей с ТНР: получают образование, которое полностью соответствует к моменту окончания начальной школы по достижениям планируемым результатам, показанным детьми, не имеющими речевых нарушений, в сроки с 1 по 4 классы.

 

2 вариант. Дети с ЗПР получат образование в те же сроки, что и их сверстники без отклонений в развитии (1-4 классы) при условии дополнительного психолого-педагогического сопровождения и особого внимания к формированию и развитию необходимых навыков. Дети с ТНР также получают образование, которое соответствует образованию их сверстников при условии введения дополнительного класса, где будет уделено усиленное внимание развитию речи. Дети-«речевики» могут заниматься как в отдельном классе, так и среди сверстников с нормальным речевым развитием. Сроки обучения могут быть продлены по мере необходимости. Оценивать и регулировать развитие детей с ЗПР и ТНР будет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Возможен переход детей одной категории внутри вариантов адаптированных программ.

 

Для детей с умственной отсталостью разработаны отдельные варианты АООП, предусмотренные ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями. Здесь учитывается тяжесть и глубина умственной отсталости, а также сочетание различных нарушений развития, и как следствие уровень готовности ученика к включению в образовательный процесс. Предусмотрены два варианта АООП для детей с УО.

 

1 вариант. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости получает образование, которое не соответствует по итогам планируемым результатам, применимым к нормально развивающемуся сверстнику. Следовательно, сроки обучения продлеваются в зависимости от показателей на несколько лет.

 

2 вариант. Учащийся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также имеющий другие нарушения в развитии, получает базовые знания, которые не соответствуют по итоговой оценке планируемым результатам, достигнутым его сверстником, не имеющим отклонений в развитии, по окончании школьного обучения. Срок обучения продлевается. Отличительной чертой данного варианта является множественность нарушений развития ребенка, сочетание УО с НОДА, нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра. Для большинства детей предусмотрено домашнее обучение.

 

Читайте также:

Все об аутизме

 

Изменились требования к документальному оформлению, структуре и условиям реализации адаптированной программы, поэтому педагогам школ придется основательно поработать, чтобы хоть как то систематизировать нововведения.

 

 

Читайте также:

Можно ли вернуть слух глухим детям?

 

СанПиН для детей с ОВЗ

Государством также разработаны и утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2.3286-15)для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые вводятся также с 1 сентября текущего года. Согласно этим нормам школы должны быть снабжены специальным оборудованием для обучения лиц с ОВЗ. Предусмотрено оборудование санузлов, раковин, крыльца, входных дверей и подъездов к школе, классных кабинетов для детей с тем или иным видом нарушения. Например, для слепых и слабовидящих детей необходимо устанавливать парты ближе к классной доске, а для детей с НОДА расстояние между партами необходимо значительно увеличить. Оговаривается в СанПиНе также местонахождение учебного заведения, как должны быть оборудованы прилегающие к зданию территории, рекреации, переходы между зданиями, гардеробы, кабинки для хранения одежды. Отдельными главами прописано, каким должно быть освещение, водоснабжение, канализация, а также режим дня и питания.

 

Согласно вышеуказанному СанПиНу определяется максимальная наполняемость классов детей с ОВЗ. Количество таких детей зависит от варианта обучения и вида нарушения здоровья. Так, например, глухих детей, обучающихся по 1-му варианту, когда ученик с ОВЗ не отстает от своих сверстников и полностью справляется с программой, должно быть не более двух в классе, при общей наполняемости 15 человек. Если этот же глухой обучается по второму варианту, когда сроки его обучения продлеваются в связи с неуспеваемостью по сравнению со здоровыми сверстниками, то наполняемость класса составит 6 глухих детей. Обучаясь по третьему варианту – образование не соотносится с достижениями одноклассников, глухих детей в классе будет 5 человек. 4 вариант (для детишек с многочисленными нарушениями), когда образование не соотносится с достижениями сверстников по окончании школьного обучения, предполагает, что в классе может быть 5 глухих детей. Варианты для всех категорий ОВЗ приведены в таблице.

 

№п/п

Категрия ОВЗ

Варианты программ образования

1-й вариант

2-й вариант

3-й вариант

4-й вариант

количество учащихся

1

Глухие школьники

Не более 2. Всего в классе при 1 глухом – не более 20 учеников, при 2 глухих – не более 15

6

5

5

2

Слабослышащие и позднооглохшие дети

Не более 2. Всего в классе при 1 слабослышащем или позднооглохшем – не более 25 учеников, при 2 слабослышащих или позднооглохших – не более 20

I отделение: 8 II отделение: 6

5

Вариант не предусмотрен

3

Слепые школьники

Не более 2. Всего в классе при 1 слепом – не более 20 учеников, при 2 слепых – не более 15

9

7

5

4

Слабовидящие учащиеся

Не более 2. Всего в классе при 1 слабовидящем – не более 25 учеников, при 2 слабовидящих – не более 20

12

9

Вариант не предусмотрен

5

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Не более 5. Всего в классе – не более 25 учащихся

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

6

Школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Не более 2. Всего в классе при 1 обучающемся с НОДА – не более 20 учеников, при 2 – не более 15

5

5

5

7

Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Не более 4. Всего в классе не более 25 учащихся

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

8

Ученики с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Не более 2. Всего в классе при 1 с РАС – не более 20, при 2 учащихся с РАС – не более 15

Не более 2 в классе из не более 12 человек

Не более 1 в классе из не более 9 человек

Не более 1. При общей численности класса не более 5 учащихся и не более 2-х учеников с РАС в классе с детьми с умственной отсталостью

9

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

12

5

 

Работа со здоровыми школьниками

Здоровые дети не всегда готовы понять и принять детей, не таких, как они сами, в свой коллектив, поскольку их социальный стереотип человека основывается на личном опыте. Они не имеют достаточных представлений о том, что может быть как то иначе, поэтому в школах будут разрабатываться направления работы по преодолению стереотипов и изменению отношения здоровых детей к детям категории «инвалид». Для этого будут использоваться материалы СМИ, где рассказывается об уникальности каждого человека, проводиться просветительская работа в семьях, детских садах и школах. На уроках в игровой форме будут моделироваться различные ситуации, рассказывающие о жизни инвалидов, показываться видеофильмы, проводиться конкурсы, объясняющие, что эти дети такие же люди, но только с ограниченными возможностями.

 

 

Работа с родителями

ФГОС для детей с ОВЗ ориентирован, в первую очередь, на семью. Учителя и родители выступают в качестве партнеров, поэтому планируются организационные формы работы с семьей ребенка. Для воспитания школьника с особыми образовательными потребностями в семье близким людям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием. Каждому родителю нужно учиться принимать своего ребенка таким, каков он есть, и быть немного педагогом. Но далеко не все родители хотят заниматься обучением и развитием такого ребенка, поэтому коллективу школы предстоит провести большую просветительскую работу, привлекая мам, пап, бабушек и дедушек к решению коррекционно-развивающих задач, реализации индивидуальных программ. Учитель, логопед и психолог должны оказывать профессиональную помощь в вопросах воспитания и выборе стратегии взаимоотношений с учетом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей школьника. А также вести профилактическую работу по предупреждению вторичных и третичных отклонений в развитии ребят с ОВЗ, выбору оптимального режима труда и отдыха во избежание перегрузок.

 

Тесное сотрудничество родителей больного малыша и школы предполагает проведение опросов членов семьи, индивидуальные и обучающие консультации для родителей, анкетирование, разъяснение этапов АООП, демонстрация коррекционных приемов, упражнений и заданий, обсуждение результатов работы, совместное художественное творчество родителей и детей: изготовление поделок, участие в выставках и театрализованных представлениях. Система работы с родителями должна стать частью АООП для ребенка с ОВЗ. От активности родителей во многом будут зависеть результаты обучения, а также степень мотивации ребенка к учебной деятельности.

 

Юлия Савельева




Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности, дети, фгос,



Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач





Рейтинг@Mail.ru
Сибирский медицинский портал © 2008-2019

Соглашение на обработку персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.

Наверх