Сентябрь близится к концу, в школах вовсю идет учебный процесс, но для большинства педагогов в этом году он не совсем обычный, потому что начинают действовать новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и отдельно ФГОС для детишек с умственной отсталостью (УО). Согласно закону об инклюзивном образовании больные детки будут учиться в одной средней школе вместе со здоровыми. Для этого необходимо соблюсти определенные условия реализации стандартов в систему школьного образования, о которых расскажем подробно.
Цели и задачи современной школы
Ни для кого не секрет, что больных детей сейчас рождается в разы больше, чем здоровых. Для общества становится актуальной задача: как и где их обучать. В связи с признанием ценности любого человека, независимо от его достижений и способностей, школа переходит на инклюзивное образование, где ребенок-инвалид вовлечен в социум наравне со здоровым ребенком. Но инклюзия в школе тоже нуждается в существенных изменениях, поэтому возникла острая потребность в стандартизации и систематизации обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Учить по шаблону сегодня не получается, в связи с ежегодно меняющимися обстоятельствами. Системно-деятельностный подход в образовании предполагает умение учителя меняться «на ходу», быть мобильным, ситуативно-ориентированным и компетентным во многих областях знаний. А также подстраиваться под детей с особыми образовательными потребностями. Задача – не из легких, но время заставляет изменить подход к ученикам, все чаще опираясь на индивидуальный.
Читайте также:
Как воспитывать ребенка с ограниченными возможностями
Варианты образовательные программ для детей с ОВЗ
ФГОС для ребят с ОВЗ и УО введен только в начальную школу и утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598 и №1599 (для малышей с умственной отсталостью). Всех учащихся с ОВЗ поделили на категории:
-
слепые;
-
слабовидящие;
-
глухие;
-
слабослышащие и позднооглохшие;
-
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
-
с задержкой психического развития (ЗПР);
-
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
-
с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Читайте также:
Арт-терапия как способ лечения детских болезней
Для каждого обучающегося ребенка с ОВЗ школа обязана разработать индивидуальную адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП). К каждой категории школьников с нарушениями здоровья могут быть применены до 4 вариантов программ.
Для глухих, слепых, детей с расстройствами аутистического спектра и с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрено 4 варианта требований к программе.
1 вариант. Ребенок-инвалид получает образование, которое полностью соответствует на итоговом срезе тем результатам, которые показывает его здоровый одноклассник в те же сроки, к моменту завершения начальной школы (1-4 классы).
2 вариант. Учащийся с ОВЗ получает образование частично соответствующее планируемым результатам, которые показал его сверстник по окончании начальной школы. Этот вариант предполагает продление срока обучения этого ребенка на один год (1-5 классы).
3 вариант. Глухой, слепой или с легкой степенью умственной отсталости ученик получает образование, которое не соизмеримо по содержанию и итоговым достижениям с планируемыми результатами, полученными детьми, не имеющими ограничений по здоровью. Сроки обучения могут быть продлены на один год (1-5 классы).
4 вариант. Обучающийся (с тяжелой степенью умственной отсталости, слепой, глухой или имеющий комплексные нарушения развития) получает образование, не соотносимое по достижениям и содержанию с планируемыми результатами, показанными его одноклассниками без нарушений. Данный вариант допускает продление сроков обучения с 1 по 6 класс (6 лет).
Для категории слабослышащих, позднооглохших и слабовидящих детей будут действовать три варианта адаптированных программ, применительным к детям выше описанных категорий: РАС, НОДА, глухих и слепых.
А к ученикам, имеющим диагноз «тяжелое нарушение речи (ТНР)» и «задержку психического развития (ЗПР)» будут применительны следующие два варианта АООП.
1 вариант. Для детей с ЗПР: получают образование, которое полностью соответствует по итогам к моменту завершения начально обучения планируемым результатам, достигнутым их одноклассниками, не имеющих ограничений по здоровью, в те же сроки (1-4 классы). Для детей с ТНР: получают образование, которое полностью соответствует к моменту окончания начальной школы по достижениям планируемым результатам, показанным детьми, не имеющими речевых нарушений, в сроки с 1 по 4 классы.
2 вариант. Дети с ЗПР получат образование в те же сроки, что и их сверстники без отклонений в развитии (1-4 классы) при условии дополнительного психолого-педагогического сопровождения и особого внимания к формированию и развитию необходимых навыков. Дети с ТНР также получают образование, которое соответствует образованию их сверстников при условии введения дополнительного класса, где будет уделено усиленное внимание развитию речи. Дети-«речевики» могут заниматься как в отдельном классе, так и среди сверстников с нормальным речевым развитием. Сроки обучения могут быть продлены по мере необходимости. Оценивать и регулировать развитие детей с ЗПР и ТНР будет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Возможен переход детей одной категории внутри вариантов адаптированных программ.
Для детей с умственной отсталостью разработаны отдельные варианты АООП, предусмотренные ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями. Здесь учитывается тяжесть и глубина умственной отсталости, а также сочетание различных нарушений развития, и как следствие уровень готовности ученика к включению в образовательный процесс. Предусмотрены два варианта АООП для детей с УО.
1 вариант. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости получает образование, которое не соответствует по итогам планируемым результатам, применимым к нормально развивающемуся сверстнику. Следовательно, сроки обучения продлеваются в зависимости от показателей на несколько лет.
2 вариант. Учащийся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также имеющий другие нарушения в развитии, получает базовые знания, которые не соответствуют по итоговой оценке планируемым результатам, достигнутым его сверстником, не имеющим отклонений в развитии, по окончании школьного обучения. Срок обучения продлевается. Отличительной чертой данного варианта является множественность нарушений развития ребенка, сочетание УО с НОДА, нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра. Для большинства детей предусмотрено домашнее обучение.
Читайте также:
Изменились требования к документальному оформлению, структуре и условиям реализации адаптированной программы, поэтому педагогам школ придется основательно поработать, чтобы хоть как то систематизировать нововведения.
Читайте также:
Можно ли вернуть слух глухим детям?
СанПиН для детей с ОВЗ
Государством также разработаны и утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2.3286-15)для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые вводятся также с 1 сентября текущего года. Согласно этим нормам школы должны быть снабжены специальным оборудованием для обучения лиц с ОВЗ. Предусмотрено оборудование санузлов, раковин, крыльца, входных дверей и подъездов к школе, классных кабинетов для детей с тем или иным видом нарушения. Например, для слепых и слабовидящих детей необходимо устанавливать парты ближе к классной доске, а для детей с НОДА расстояние между партами необходимо значительно увеличить. Оговаривается в СанПиНе также местонахождение учебного заведения, как должны быть оборудованы прилегающие к зданию территории, рекреации, переходы между зданиями, гардеробы, кабинки для хранения одежды. Отдельными главами прописано, каким должно быть освещение, водоснабжение, канализация, а также режим дня и питания.
Согласно вышеуказанному СанПиНу определяется максимальная наполняемость классов детей с ОВЗ. Количество таких детей зависит от варианта обучения и вида нарушения здоровья. Так, например, глухих детей, обучающихся по 1-му варианту, когда ученик с ОВЗ не отстает от своих сверстников и полностью справляется с программой, должно быть не более двух в классе, при общей наполняемости 15 человек. Если этот же глухой обучается по второму варианту, когда сроки его обучения продлеваются в связи с неуспеваемостью по сравнению со здоровыми сверстниками, то наполняемость класса составит 6 глухих детей. Официальный сайт 1xbet отличается достаточно приятным оформлением интерфейса, что действительно важно для современных букмекерских контор. Он не только выглядит приятно, но и функционален: все разделы с нужной информацией находятся на виду, потому в них разберется даже новичок. Та же ситуация наблюдается и на зеркале 1хбет . Такой ресурс полностью дублирует оформление официального сайта и позволяет пользоваться услугами БК с комфортом. А для тех, кто предпочитает мобильные версии, есть отличное приложение для iOS и Android. Обучаясь по третьему варианту – образование не соотносится с достижениями одноклассников, глухих детей в классе будет 5 человек. 4 вариант (для детишек с многочисленными нарушениями), когда образование не соотносится с достижениями сверстников по окончании школьного обучения, предполагает, что в классе может быть 5 глухих детей. Варианты для всех категорий ОВЗ приведены в таблице.
№п/п |
Категрия ОВЗ |
Варианты программ образования |
|||
1-й вариант |
2-й вариант |
3-й вариант |
4-й вариант |
||
количество учащихся |
|||||
1 |
Глухие школьники |
Не более 2. Всего в классе при 1 глухом – не более 20 учеников, при 2 глухих – не более 15 |
6 |
5 |
5 |
2 |
Слабослышащие и позднооглохшие дети |
Не более 2. Всего в классе при 1 слабослышащем или позднооглохшем – не более 25 учеников, при 2 слабослышащих или позднооглохших – не более 20 |
I отделение: 8 II отделение: 6 |
5 |
Вариант не предусмотрен |
3 |
Слепые школьники |
Не более 2. Всего в классе при 1 слепом – не более 20 учеников, при 2 слепых – не более 15 |
9 |
7 |
5 |
4 |
Слабовидящие учащиеся |
Не более 2. Всего в классе при 1 слабовидящем – не более 25 учеников, при 2 слабовидящих – не более 20 |
12 |
9 |
Вариант не предусмотрен |
5 |
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) |
Не более 5. Всего в классе – не более 25 учащихся |
12 |
Вариант не предусмотрен |
Вариант не предусмотрен |
6 |
Школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Не более 2. Всего в классе при 1 обучающемся с НОДА – не более 20 учеников, при 2 – не более 15 |
5 |
5 |
5 |
7 |
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) |
Не более 4. Всего в классе не более 25 учащихся |
12 |
Вариант не предусмотрен |
Вариант не предусмотрен |
8 |
Ученики с расстройствами аутистического спектра (РАС) |
Не более 2. Всего в классе при 1 с РАС – не более 20, при 2 учащихся с РАС – не более 15 |
Не более 2 в классе из не более 12 человек |
Не более 1 в классе из не более 9 человек |
Не более 1. При общей численности класса не более 5 учащихся и не более 2-х учеников с РАС в классе с детьми с умственной отсталостью |
9 |
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
– |
– |
12 |
5 |
Работа со здоровыми школьниками
Здоровые дети не всегда готовы понять и принять детей, не таких, как они сами, в свой коллектив, поскольку их социальный стереотип человека основывается на личном опыте. Они не имеют достаточных представлений о том, что может быть как то иначе, поэтому в школах будут разрабатываться направления работы по преодолению стереотипов и изменению отношения здоровых детей к детям категории «инвалид». Для этого будут использоваться материалы СМИ, где рассказывается об уникальности каждого человека, проводиться просветительская работа в семьях, детских садах и школах. На уроках в игровой форме будут моделироваться различные ситуации, рассказывающие о жизни инвалидов, показываться видеофильмы, проводиться конкурсы, объясняющие, что эти дети такие же люди, но только с ограниченными возможностями.
Работа с родителями
ФГОС для детей с ОВЗ ориентирован, в первую очередь, на семью. Учителя и родители выступают в качестве партнеров, поэтому планируются организационные формы работы с семьей ребенка. Для воспитания школьника с особыми образовательными потребностями в семье близким людям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием. Каждому родителю нужно учиться принимать своего ребенка таким, каков он есть, и быть немного педагогом. Но далеко не все родители хотят заниматься обучением и развитием такого ребенка, поэтому коллективу школы предстоит провести большую просветительскую работу, привлекая мам, пап, бабушек и дедушек к решению коррекционно-развивающих задач, реализации индивидуальных программ. Учитель, логопед и психолог должны оказывать профессиональную помощь в вопросах воспитания и выборе стратегии взаимоотношений с учетом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей школьника. А также вести профилактическую работу по предупреждению вторичных и третичных отклонений в развитии ребят с ОВЗ, выбору оптимального режима труда и отдыха во избежание перегрузок.
Тесное сотрудничество родителей больного малыша и школы предполагает проведение опросов членов семьи, индивидуальные и обучающие консультации для родителей, анкетирование, разъяснение этапов АООП, демонстрация коррекционных приемов, упражнений и заданий, обсуждение результатов работы, совместное художественное творчество родителей и детей: изготовление поделок, участие в выставках и театрализованных представлениях. Система работы с родителями должна стать частью АООП для ребенка с ОВЗ. От активности родителей во многом будут зависеть результаты обучения, а также степень мотивации ребенка к учебной деятельности.
Юлия Савельева
Интересная статья. Полезно иногда почитать