Фото Прошлое, настоящее и будущее: в какую эпоху вы хотели бы жить?

Фото Мысль материальна? Разбираемся, как это работает

Фото Борьба не на жизнь... Фебрильная шизофрения

Фото Страхи любви: чего боятся женщины, вступая в отношения

Фото Тревожные расстройства: что мешает нормально жить?

Фото Психология бедных и богатых: реальность

Фото Жениться стало невыгодно? Или на чем можно построить брак сегодня

Фото Социалистическая теория бедности

Фото Психология бедных и богатых (либеральная трактовка и теория Льюиса)

Фото Расстройство личности

Фото Биполярное аффективное расстройство (БАР)

Фото Как изменить свою жизнь, не изменяя себе?

Кому грозит болезнь Альцгеймера?

Кому грозит болезнь Альцгеймера?

Бывший президент США Рональд Рейган, актер Питер Фальк из «Лейтенанта Коломбо», голливудская дива 1940-х Рита Хейворт…Все они страдали от болезни Альцгеймера – самой частой формы старческого слабоумия. Недуг отнимает память, речь и разум, а лекарств от Альцгеймера по-прежнему нет. Хотя нуждающихся в них с каждым годом все больше. По прогнозам ВОЗ, к 2030 году число ослабевших разумом людей вырастет в 1,5 раза, а к 2050 – почти в 3.

В День распространения знаний о болезни Альцгеймера, говорим о том, как защитить себя от этой беды.

Прошло больше 100 лет с тех пор, как немецкий психиатр Алоис Альцгеймер описал беспощадную болезнь. Врач видел, как недуг превратил 50-летнюю пациентку в беспомощное создание, утратившее память, речь и простейшие бытовые навыки. Катастрофа надвигается годами. Сначала человек забывает детали недавних событий, только что заданный вопрос, потом – большую часть жизни. Однажды больной не узнает собственную жену или детей. Вместе с памятью уходит способность мыслить, нормально говорить, ориентироваться в пространстве и хоть как-то ухаживать за собой.

Почему слабеет ум?

Во всех этих грустных метаморфозах ученые более-менее разобрались. Они знают, что первой страдает кратковременная память, что есть несколько стадий болезни и 7-14 лет – от постановки диагноза до последнего вздоха пациента. Однако главное – почему на нашу голову обрушивается этот треклятый Альцгеймер – до сих пор неизвестно. Возможно, виноваты амилоидные и тау-белки. Они скапливаются в тканях головного мозга, внутри и снаружи нервных клеток. Нейроны гибнут под гнетом «интервентов», и целые участки мозга атрофируются.

Но с чего вдруг амилоидный белок начинает облеплять мозг? Причина это или только спусковой крючок для болезни? Ученые пока не знают ответов.

Надежда есть, лекарств нет

Не ясно и как эффективно лечить людей от Альцгеймера. Есть препараты, которые чуть-чуть отодвигают неизбежный финал или помогают косвенно. А таких, чтобы вылечили, остановили, предотвратили недуг, нет. Время от времени ученые разных стран объявляют: «мы вот-вот победим Альцгеймера!». Одни предлагают научить наши клетки расправляться с амилоидными бляшками, другие терзают мозг больных лабораторных мышей светом и током – вдруг это запустит рост нейронов?

Российские светила не остались в стороне. Ученые Дальневосточного федерального университета пообещали к концу 2016 года представить прототип таблетки против болезни Альцгеймера. Препарат ускорил распад пресловутых бляшек у мышей. Будем надеяться, что поможет и людям.

Болезнь Альцгеймера – проклятье 21 века?

С оружием против Альцгеймера надо поторопиться. Ведь деменция (возрастное слабоумие) имеет все шансы стать новой чумой 21 века. Гляньте прогнозы Всемирной организации здравоохранения: через 14 лет от деменции в мире будут страдать 75,6 миллионов человек, а к 2050 году – уже 135,5 миллионов больных. Это почти в 3 раза больше, чем сегодня.

Вот еще несколько «говорящих» цифр:

• 60-70% всех случаев деменции вызваны болезнью Альцгеймера
  • чаще всего от Альцгеймера страдают люди старше 65-ти. Но есть и ранняя форма болезни, при которой слабоумие развивается даже у 40-летних
  • зачатки недуга на клеточном уровне могут появиться за 20 лет до постановки диагноза
  • у женщин болезнь Альцгеймера развивается быстрее, чем у мужчин
  • у большинства пациентов с Альцгеймером не находят наследственной предрасположенности к болезни. И все-таки есть гены, которые увеличивают риск старческого слабоумия. Самый известный – ApoE-4
  • этот ген, как выяснили в Стэнфордском университете, больше, чем в 2 раза повышает риск Альцгеймера у женщин и почти не влияет на мужчин.

Как сохранить ясность ума?

Почему одни попадают в плен Альцгеймера, а другие ясно мыслят до глубокой старости? Дело в образе жизни, питании, генетике, «интеллектуальных» привычках? Поиску ответов посвящены тысячи научных исследований. Вот некоторые любопытные результаты.

Рыбе – да! Трансжирам – нет!

Уже не новость: привычки в еде могут увеличить или уменьшить риск болезни Альцгеймера. Если в рационе много промышленных трансжиров (такие есть в чипсах, сладостях, полуфабрикатах), вероятность ослабнуть умом с годами повышается. А морепродукты, наоборот, снижают такой риск. Это подтвердило исследование команды ученых из Нидерландов и США. Специалисты несколько лет следили за здоровьем 915 людей, которым было около 80 лет. Никто из них не страдал деменций на старте исследования.

Каждый год ученые с помощью специальных тестов оценивали ясность мышления старичков и подробно расспрашивали, чем они питаются. Те, кто хотя бы раз в неделю ел рыбу или другие морепродукты, к концу исследования лучше других помнили, размышляли и изъяснялись.

Диета против Альцгеймера

Но на одной рыбе далеко не уедешь. Что еще надо есть, чтобы сохранить здравый ум, выяснили ученые Чикагского университета Раш. Они перелопатили уйму исследований и разработали целую диету против болезни Альцгеймера. Даже если умеренно соблюдать такой рацион, риск слабоумия снизится вполовину, уверяют авторы диеты.

Они рекомендуют есть:

Овощи – ежедневно

Блюда из птицы – 2 раза в неделю

Бобовые – как минимум 3 порции в неделю

Рыбные блюда – раз в неделю

Зелень (шпинат, зеленый салат и др.) – 6 или больше порций в неделю

Цельные злаки – не меньше 3 порций в день

Ягоды – хотя бы 2 порции в неделю

Орехи – 5 порций в неделю

Красное мясо – максимум 4 порции в неделю

Вино – один бокал в день.

Ученые советуют заправлять салаты и жарить продукты только на оливковом масле. Жареного они вообще призывают есть как можно меньше. Увы, это касается и сыра, сладостей, сливочного масла.

По слабоумию – языком!

Не хлебом единым стоит спасаться от Альцгеймера. «Отодвинуть» болезнь на несколько лет поможет иностранный язык. В этом убедились зарубежные нейропсихологи, наблюдавшие за 211 пациентами с синдромом Альцгеймера. У 102 больных, которые знали как минимум два языка, первые признаки недуга проявились в среднем на 4 с лишним года позже, чем у тех, кто владел только родным языком.

Гимнастика для мозга

Отсрочку от слабоумия (если оно вообще настигнет) дают и другие интеллектуальные нагрузки. Чтение, шахматы, головоломки, кроссворды, логические игры – все это защищает от умственной деградации.

Чем активнее мы «тренируем» мозг в молодости и зрелости, тем дольше нас не подводят извилины. И наоборот: те, кто не утруждает себя упражнениями для ума, на 48% быстрее его лишаются. Об этом говорят результаты исследований уже знакомых нам чикагских ученых из университета Раш.

Депрессия ведет к Альцгеймеру?

А вот что выяснили американские неврологи после 17-летнего исследования. Хронический стресс и частые депрессии вполовину увеличивают риск болезни Альцгеймера и Паркинсона. Связь простая: «долгоиграющая» депрессия может спровоцировать аутоиммунную реакцию, а это грозит гибелью нервных клеток.

Есть еще много исследований, гипотез, догадок. Ясно одно: чтобы встретить зрелость в своем уме, нам придется прилагать усилия.