18+
Сибирский
Медицинский Портал
Здоровье. Медицина. Консультации
www.sibmedport.ru


Читайте также


Фото 4 легких способа забыть о боли в шее

Фото Врачевание. Отношения и противоречия между пациентом и врачом

Фото Врач и общество: здоровье, норма, норматив и болезнь

Фото Кинезиотейпирование – виды тейпов, техника и методы тейпирования

Фото Зачем проходить профосмотры?

Фото Врачевание. Оксиданты и антиоксиданты

Фото Врачевание. Микроэлементы: цинк и селен

Фото Врачевание. Витамин В1 (тиамин), В3, К, Н (В7, биотин)

Фото Врачевание. Витамины Е и фолат (фолиевая кислота, В9)

Фото Как и где в Красноярске нескучно провести майские праздники?

Фото «Наша кровь нужна людям!». История семьи доноров, сдавших кровь почти ...

Фото Как прийти в форму к лету? 5 эффективных способов для самых ленивых


Врачевание. Больные взрослые и дети

    Комментариев: 0     версия для печати
Врачевание. Больные взрослые и дети

Продолжение книги "Врачевание" (размышления детского врача).

Предыдущая часть

Следующая часть

Содержание книги

 

 

4.3. Больные взрослые и дети

 

Нередко болезнь подкрадывается исподволь, незаметно. Человек не чувствует болезнь или относит свое некоторое недомогание к обычной рабочей усталости, смене погоды, плохому настроению (женщины — к месячным), и т.п. Всего лишь четвертая часть из числа заболевших людей обращаются к врачу более или менее своевременно. Остальные придумывают отговорки, оправдывая себя: нет времени, транспорта, плохая погода, очереди в поликлинике, “ все равно врач не поможет“, часто надежда на “авось само пройдет“ или применяют самостоятельно без рекомендации врача традиционные “домашние средства“ от аспирина, настоя трав и ягод до алкоголя. Подростки, чаще девушки стесняются врача, особенно врача мужчину. Даже заболевших детей иногда приносят на прием не в первые дни. Все это указывает на низкую медицинскую культуру и малую активность населения, недостаточную заботу о своем здоровье.

 

В болезни человек меняется. Наиболее резко ухудшается поведение, настроение пожилого человека. Буквально на глазах из балагура-оптимиста он превращается в хмурого, ни кому и ни во что не верующего пессимиста. Он капризен, раздражен, сосредоточен на своих неприятных ощущениях, измучен болью, плохо спит, не ест. Настроение угнетено, психика деформирована, снятся кошмары, его мучают страхи, тревоги, тяжкие, горькие мысли, ему кажется , что окружающие безразличны к его переживаниям, слишком заняты собой в ущерб ему. Поведение детей и подростков тоже меняется, но не так резко и не столь пессимистично. Они плохо едят, капризны, но даже при высокой температуре часто продолжают играть, если нет сильной боли.

 

Жалобы и поведение пациента в кабинете врача зависят как от особенностей болезни, так и от его индивидуальности, возраста, характера, воспитания, выдержки, степени религиозности, типа высшей нервной деятельности, знакомства с врачом и пр. Индивидуальность во всем. Одного не разговоришь, речь другого не остановить, одному — все нипочем, он полон оптимизма и забот о работе, учебе, отпуске, для другого — нет ничего светлого, никаких надежд. Сколько людей — столько характеров, вариантов жалоб и поведения. Врач должен все это распознать, оценить, посочувствовать, обязательно искренне психологически поддержать пациента и его семью, уверенным голосом вселить надежду на лучший исход. Столь непростое дело врач познает всю жизнь, начиная со студенчества, набирается опыта, коммуникабельности, умению найти подход к любому человеку, такту, внимательности и эмпатии, терпимости, сохранению спокойствия и сдержанности. В критической ситуации врач обязан проявить решительность, деловую активность, концентрацию внимания, быстроту действий и никакой паники.

 

Педиатру устанавливать контакт особенно сложно. Родители, встревоженные неадекватным поведением, развитием, плохим, по их мнению, здоровьем ребенка, — часто не очень открытые и любезные собеседники. Врач должен проявлять постоянно исключительную деликатность, приветливость и благожелательность, расспрашивая родителей обо всем, что связано с ростом и развитием ребенка, его болезнями. При первом осмотре выясняется по возможности все о пациенте, начиная с зарождения, внутриутробного периода, родов и последующей жизни. В сборе анамнеза нет мелочей и “запретных“ тем, включая выяснение здоровья родителей, наличие в семье вредных привычек, условия жизни, экономическое положение, возможность обеспечить детей всем необходимым. Узнают, каков статус ребенка в семье. Есть ли спальня, рабочий стол, электроника, отдельная комната или постоянное место в общем помещении, организация питания, учебы, спорта, отношения в школе, меры и формы поощрения, наказания и т.д.

 

Исключительно серьезное значение для оценки интеллектуального и психо-эмоционального созревания детей и подростков имеют доверительные беседы с ними, их родственниками. Беседа строится так, чтобы она не выглядела оскорбительным, грубым, не этичным вмешательством в личную жизнь ребенка и его семьи. Серьезный тон, внимательное, доброжелательное выражение лица, спокойное, без фамильярности и неуместных улыбок и комментариев. По закону дети и подростки до 14 лет должны приходить на прием к врачу вместе с родителями, но в реальной жизни, особенно при повторных посещениях или, когда подростки из-за болезни уходят с уроков, они порой посещают врача самостоятельно. В таких случаях вместе с врачом в кабинете должна присутствовать медицинская сестра или секретарь, либо второй врач. Никогда не следует забывать о риске возможных недоразумений, тем более при беседе и осмотре девочек. Интимные темы и проблемы подростки, к сожалению, из-за страха, скромности, невежества скрывают от родителей и порой не доверяют даже врачу, особенно если врач мужчина. Когда подобная ситуация мешает своевременной диагностике (беременность, венерические, мочеполовые болезни), то нередко медицинская сестра при личной беседе с девушкой получает необходимую информацию, существенно помогая врачу. Трудно выявить и факты сексуального и физического насилия, жестокого обращения с ребенком. Родители и запуганный ребенок обычно все скрывают (домашняя тайна), а попытки подробного выяснения истины не только с негодованием отвергаются, но иногда провоцируют агрессивное поведение членов семьи и самого подростка. Обнаружение повторных травм, ожогов, множественных кровоподтеков, возникновение которых родители и ребенок весьма путанно объясняют,— наталкивают врача на мысль о жестоком обращении в семье. Дополнительные беседы с социальным работником, учителем, соседями порой вносят необходимые разъяснения. Иногда следует госпитализировать пострадавшего, который в специфических условиях больницы, в спокойной, защищенной обстановке, в неторопливой беседе поведует правдивую информацию. Он должен верить врачу и знать, что все расспросы ведутся для облегчения его участи и сохранения физического и психического здоровья.

 

Ребенка любого возраста и его родителей никогда нельзя обманывать, давать несбыточные обещания. В сомнительных диагностических и лечебных ситуациях следует повторно осматривать пациента, приглашать консультантов, а в разговоре с родителями сохранять некоторую настороженность, пользоваться только достоверными, проверенными сведениями. Всегда приходится учитывать вероятность ошибок технического порядка при лабораторных и инструментальных исследованиях. Результаты любых исследований не должны восприниматься лечащим врачом как незыблемый абсолют. Ценность их резко возрастает при повторной проверке через некоторый промежуток времени, с учетом динамики клинического состояния и изменения лабораторных и инструментальных показателей. Опытные врачи наблюдают, лечат, повторно обследуют пациента, и не спешат сообщать родителям и родственникам диагнозы, с которыми связаны крайне опасные последствия. К беседе о достоверно высокой доле драматических последствий болезни врач (только лечащий врач вместе с заведующим больничным отделением) должен тщательно подготовиться и исподволь подготовить родителей ребенка, не обрушивать на них внезапно горе. Ребенок, а тем более подросток не должен быть участником этой беседы, и он не должен знать всей трагической правды. Эмоциональность детей исключительно высокая и невозможно предсказать последствия столь серьезной и опасной информации. Психику детей и подростков надо максимально щадить и всемерно защищать.

 

Больного не следует обманывать, оставляя в то же время и в тяжелых случаях место для оптимизма, пусть даже осторожного, зыбкого. Каждый человек законно обладает правом на полное информирование его о болезни, ее прогнозе, но большинство из них боятся правды и стараются ее избежать. В России более 60% больных отказались знать правду о своем заболевании и его прогнозе. Нередко трагическая правда резко ухудшала состояние больного, толкала некоторых из них к суициду, даже медиков, включая профессоров. В этом деликатном вопросе многое зависит от традиций народности и страны, религиозного или светского воспитания, культуры, силы характера, возраста, пола, отношений в семье, экономического положения и планов пациента (завещание), и пр. Предпочтительнее начать обсуждать исход болезни с ближайшими родственниками (иногда даже это только с согласия пациента). Они должны знать все объективные сведения без утайки. Больного можно информировать поэтапно, некоторыми порциями, с учетом его реакции на полученные неблагоприятные сведения. Тут крайне важны такт, психологическая поддержка, даже тон, отдельные фразы и слова врача, персонала, родных, друзей. Любая информация не должна звучать приговором.

 

Предыдущая часть       Следующая часть

Содержание книги

Вверх






Ваш комментарий
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым
Поле не может быть пустым


Согласен (а) на публикацию в проекте Призвание врач


Лучшая цена







Сибирский медицинский портал © 2008-2016

Соглашение на обработку персональных данных

Размещение рекламы
О портале
Контакты
Карта сайта
Предложения и вопросы
Информация, представленная на нашем сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой консультации у врача. Предупреждаем о наличии противопоказаний. Необходима консультация специалиста.